В основу выставки легли впервые экспонирующиеся 14 фронтовых записных книжек Алексея Суркова, нашего земляка, автора знаменитой песни «В землянке». Также будут показаны работы военкоров: графика, живопись и страницы дневников Николая Соколова, одного из легендарных Кукрыниксов, и фотографии военных лет Михаила Савина.
Краеведческий материал организаторы выставки решили оформить в виде «Боевых листков», которые создавались при участии студентов Демидовского университета.
Алексей Сурков (1899-1983) — известный поэт и публицист, в послевоенное время был редактором журнала «Огонек» и «Краткой литературной энциклопедии», секретарем правления Союза писателей СССР. О первых месяцах работы во фронтовой газете Сурков в своих записных книжках 1941 года вспоминает так:
«В эти месяцы мы, маленький коллектив писателей, работников фронтовой газеты «Красноармейская правда», работали, не зная сна и отдыха. Все виды журналистской работы – от пламенных передовых, призывающих защитников столицы стоять насмерть, до рассказов защитников столицы об их боевой работе – были на вооружении. Как поэты мы писали в те дни стихи, продиктованные общим для всех чувством любви к родному городу, который нельзя отдать на поругание врагу».
Алексей Сурков стремился показать войну объективно, с разных точек зрения: он знал общие проблемы от штабных командиров, но и сам был на передовой, выходил вместе с солдатами из окружения. Его голос соединялся с голосами его героев. В военных записных книжках записываются рассказы участников событий, делаются выписки из их писем.
Стихи и очерки А. Суркова вырастают из конкретного фактического материала. В первые недели войны одной из основных стала проблема связи и управления советскими войсками. Героическими усилиями разведчиков и связистов она была решена при обороне Москвы, но цену за это заплатили большую.
В рыбинском музее хранится телеграмма, отправленная в редакцию «Красноармейской правды», в которой рассказывается о подвиге связиста сержанта Новикова: налаживая связь, он соединил зубами разорванный провод, а сам отстреливался от окруживших его немецких автоматчиков. Когда его нашли на поле боя мертвым, в его зубах был соединенный кабель, по которому передавали сообщения.
Этот сюжет лег в основу стихотворения Суркова «Связист». А история разведчика Пашкова, который попал в плен и был расстрелян немцами, но чудом остался в живых, выбравшись из могилы и вернувшись в строй, описана в «Балладе о разведчике Пашкове». В записной книжке рыбинского музея есть черновик этого стихотворения.
Еще одна тема – это боль солдат, оставляющих свою землю на поругание врагу, и тема угнанных в Германию. В марте 1943 года Сурков пишет очерк «Невольники», в котором показывает, как советские молодые люди уезжают из России в германский плен. Он включает в него новые и новые свидетельства из записных книжек: это и устные рассказы, и письма невольников домой. Вот рассказ Марфы Никитичны Ф. из Белгорода о том, как их староста вынудил ее дочь уехать в Германию:
«Восемь раз он приходил и требовал, чтобы ее 14-летняя дочка шла в бюро труда для вербовки. И восемь раз, продавая на базаре последнюю одежду и последнюю утварь, несчастная мать откупалась от наглого подлеца деньгами и натурой. На девятый раз уже нечего было продавать, и бедная девочка под скорбные причитания матери уехала в Германию и пропала там. Как иголка в сене».
Когда молодой человек оказывается в лагере, он видит следующую обстановку: «Грязные, голые нары в два этажа — вот и все оборудование жилья белых рабов. Хлопотливо расставляя сундучки и мешки на местах нового жительства, новички замечают, что изголовья, потолки, настил нар испещрены надписями их предшественников:
«Я жил здесь восемь дней, и меня били десять раз. Я зарежу немца вахтмана и убегу. Сережка из-под Киева».
«Здесь спал Григорий Крайко из села С. на Полтавщине. Здесь мало хлеба и много вшей. Ты ляжешь на мое место и узнаешь, что это правда».
«Гитлер сволочь, Гитлер гад, а писал один солдат».
«Беги отсюда скорей. Уморят. Как только я пойду на работу – убегу».
На этом мытарства невольников не заканчиваются. Даже если они оказываются у немецких хозяев, а не на цементном заводе, где можно сломать спину, их жизнь и здоровье постоянно подвергаются опасности. Есть и письменные свидетельства о жизни советских невольников в Германии:
«В Старом Осколе мне показывали письмо одной девушки, присланное из лагеря. Она писала: «Дорогие родители! Шлю вам привет и сообщаю, что живу хорошо и в довольстве. Хозяева мне попались хорошие и добрые. Только недавно у меня случилось несчастье. Опоила я хозяйского теленка, и подарила мне за это хозяйка белое платье в красную полоску». Так родители узнали, что их дочку на чужбине избивали до крови». Черновики очерка «Невольники» вошли в записную книжку А. Суркова 1942-1943 гг., озаглавленную «Начало работы в «Красной звезде», и «1943. Февраль-март. Харьков, Белгород».
Судьба самих военных корреспондентов часто оказывалась трагичной. В записной книжке Алексея Суркова 1942-1943 годов есть две песни о военном корреспонденте: «Репортер» и «Песня о веселом репортере». Первая – это обработка известной в годы Великой Отечественной войны песни, авторами которой стали корреспонденты «Красной звезды» Борис Лапин и Захар Хацревин. Вот ее первые строки:
Погиб репортер в многодневном бою.
От Буга в пути к Приднестровью,
Послав перед смертью в газету статью,
Своей обагренную кровью.
Написана эта песня была при отступлении из «киевского котла» и, к сожалению, стала пророческой. Журналисты вместе с группой бойцов и командиров с боями пробивались из окружения. В одной из скоротечных стычек с превосходящими силами врага в сентябре 1941-го под Киевом З. Хацревин был ранен и уговаривал друга оставить его, но Б. Лапин отказался. Шедшие по жизни рядом, они были вместе до конца. Группа вышла из окружения, но о судьбе корреспондентов никто не знал, поэтому до февраля 1942 года они числились в редакции пропавшими без вести.
Вероятно, эта песня побудила Алексея Суркова к написанию другой – ее черновик находится в этой же записной книжке. «Песня о веселом репортере» посвящена памяти Михаила Самойловича Бернштейна (1912-1942), известного как веселого и пробивного репортера, погибшего в ходе харьковской операции в мае 1942 года. Когда части, в которых находился журналист, попали в окружение, Бернштейн отказался покинуть войска на самолете. Во главе небольшого отряда на автомашине он попытался пробиться из «харьковского котла», но, попав под обстрел неприятеля, погиб.
Путь военного корреспондента – это путь солдата, путь русского народа. Путь к Победе, которая началась с преодоления себя, а закончилась поражением общего врага. Алексей Сурков сказал об этом так:
Я честно, как положено бойцу,
Прошел свой путь солдатский, боевой.
Елена Федорова, научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника