В Рыбинске вновь объявились «родственницы мальчика Богдана» — подозрительные женщины, собирающие деньги на дорогостоящую операцию для ребенка. Они представляются тетями и сестрами малыша, стоят со своими коробочками для пожертвований у гипермаркетов, что-то бормочут.
Внутрь магазинов, разумеется, их не пускают, но на улице многие сердобольные горожане им подают. «Родственницами» всерьез заинтересовались рыбинские сотрудники правопорядка.
«Я видела эти справки, где указан диагноз ребенка и рекомендовано лечение. Это подделка! Да что там справки, даже копии паспортов родителей – и те самопальные», — возмущается моя подруга-юрист.
На днях она увидела в одном из супермаркетов подозрительного вида женщину с коробочкой для пожертвований. Подошла к ней, попыталась подробнее расспросить о мальчике, которому якобы требуется дорогостоящая операция.
Даже предложила посильную помощь: не финансовую, а в плане правовой поддержки. Уловка сработала: «тетя Богдана» не оценила предложение и спешно ретировалась.
Понимаю причину негодования приятельницы. Она – молодая мама двух прекрасных ребятишек, добрый и чуткий к чужой беде человек. В свой семейный бюджет она давным-давно включила особую статью расходов – «для подопечных». Девушка уже помогла многим и планирует продолжать в том же духе. «Авось не обеднеем» — ее обычная присказка. А вот к попрошайкам у нее крайне негативное отношение.
Подруга регулярно посещает различные тематические форумы в социальных сетях, отслеживает свежие посты, информирующие о сборах средств на детские операции, лечение. Это сейчас она уверена в своих действиях, а когда начинала свой личный марафон милосердия, на откровенном вранье обжигалась не раз. Сфера деятельности подруги и широкий круг знакомств позволяют проверять достоверность информации. Не поленится, наведет справки и только потом переведет деньги на банковский счет адресата. Или не переведет, если будут сомнения. Информации – море, риск попасться на уловку велик.
Социальные сети переполнены просьбами о помощи, правдивыми и не очень. Мошенники давно промышляют в интернете, поэтому прекрасно знают все «рыбные места»: создают тематические группы в социальных сетях, не гнушаются рассылкой личных сообщений. Авось, кто клюнет? Рассчитывают на широкую аудиторию.
Если на призыв откликнется пусть даже каждый десятый-двадцатый добросердечный пользователь соцсети, навар будет приличным. После информационной атаки через интернет мошенники, вооружившись коробочками для пожертвований, выходят на улицы города. Иногда цинизм зашкаливает. Несколько лет назад в Рыбинске нечистая на руку женщина просила деньги якобы на лечение девушки, серьезно пострадавшей в автокатастрофе, прямо в стенах церкви. Мошенница воспользовалась информацией о реальной трагедии и решила нажиться на чужой беде.
Богдан М. — реально существующий ребенок из Владивостока, которому на самом деле совсем недавно требовалось дорогостоящее лечение. Тогда деньги на операцию собирали также через интернет. В основном участвовали Московская и Ленинградская области. Сейчас, после проведенной хирургической операции, малыш чувствует себя прекрасно, ни в чем больше не нуждается. Но копеечка от доверчивых граждан до сих пор продолжает капать, но только уже на счета мошенников.
Злоумышленники каким-то образом раздобыли копии медицинских документов и активно ими пользуются. Из средств массовой информации стало известно, что сборы продолжаются у гипермаркетов Южно-Сахалинска, Челябинска, Владимира, Анапы, Ярославля. И, похоже, «гастрольный чёс» затронул и Рыбинск. На днях одна из «активисток» попала в поле зрения правоохранительных органов.
«28 января люди сообщили, что у одного из рыбинских гипермаркетов стоит сборщица денег, – рассказывает начальник отдела УВД «Мариевка» Сергей Исайков. – Мы ее задержали, женщина представилась тетей мальчика Богдана М. Проверяем эту информацию, но уже сейчас можно сказать, что это неправда. Я лично просмотрел предъявленные ей медицинские документы, и они вызывают сомнения. Подписи и печати лечащих врачей размыты. Наши сотрудники позвонили в лечебное учреждение, которое выдало эти документы, и выяснили, что врач с указанной фамилией никогда там не работал. Сама задержанная утверждает, что приехала в Рыбинск месяц назад».
Полицейские говорят, что по закону можно лишь ненадолго задержать сборщицу: проверить документы, снять отпечатки пальцев. Затем полагается отпустить. Так работает закон: если нет потерпевших, то нет и мошенничества. Деньги люди отдают добровольно, заявителей на сегодняшний день по факту нет. Кроме того, для возбуждения уголовного дела сумма нанесенного ущерба должна превышать 2500 рублей. Подавать такие суммы неизвестно кому — мало кто отважится. Чаще в кубышку бросают полтинники, сотни.
Так что, скорее всего, это не последняя гастроль «сердобольной тети». Известно, что в городе работают несколько таких «теть» и «сестер».
«Любой нормальный человек скорее обратится за помощью в соцзащиту или специальный фонд, но не пойдет стоять с коробочкой в торговый центр, – уверен директор департамента социальной защиты Владимир Куликов. — Граждане должны это понимать».
Добрых людей на свете немало, но наглый обман способен отбить желание помогать. Так как же определить, кто перед вами: мошенник или человек, которому реально требуется помощь?
Самый проверенный способ – жертвовать деньги непосредственно в фонд. Причем хорошо, если это будет организация с положительной репутацией (например «Российский фонд помощи», «Подари жизнь» и проч.). Также можно оставлять пожертвования в «коробочках» на кассах супермаркетов. Именно – на кассах, потому что сбор в таких случаях происходит централизованно: акцию, как правило, согласовывает и курирует в дальнейшем непосредственно руководство торговых компаний. А это значит, что сбор проводится под четким контролем службы безопасности организаций.
Еще один вариант, пожалуй, самый безопасный – это адресная поддержка. Познакомьтесь, узнайте больше информации о том, кто просит помощи. В этом случае вы можете быть уверенными, что деньги будут потрачены по назначению.