60 лет прошло со времени создания в Рыбинске строительно-монтажного треста № 16. Дома культуры, «хрущевки» и девятиэтажки, множество предприятий и котельных – результат многолетнего труда строительной организации.
Новые районы, предприятия, дворцы культуры
Трест № 16 создавался, когда страна возрождалась после разрушительной войны 1941-1945 гг. В стране развернулось масштабное строительство. Для этого нужны были рабочие руки и крепкая производственная база – обширная строительная индустрия.
— Строительный трест № 16 был образован на основе структуры Волголага, так как к тому времени строительство рыбинского гидроузла силами СУ-3 практически завершилось, – рассказывает Владимир Степанов, бывший работник треста № 16, старший прораб СУ-3. – Для создания треста объединили ряд мелких строительных подразделений, существовавших при промышленных предприятиях Рыбинска. Фактически они продолжили заниматься развитием своих предприятий, но под руководством нового треста. В его состав вошли СУ-1 (моторостроительный завод), СУ-2 (строительство жилья и объектов социально-культурного быта для города и предприятий), СУ-3 (как бывшая организация Волголага с опытными кадровыми строителями), СУ-4 (объекты Пролетарского района – Полиграфзавод и другие).
Время шло, трест наращивал мощности, и силами строителей Рыбинск постепенно превращался из деревянного города с булыжными мостовыми в крупный промышленный и культурный центр. Объединенными мощностями треста возведен приборостроительный и электротехнический заводы, судостроительные предприятия «Вымпел» и им. Володарского, завод очковой оптики. Расширялись производственные площади на моторостроительном заводе. Кроме того, именно трест № 16 выполнял огромную работу по созданию сети водопроводных и канализационных коммуникаций, силами трестовцев были построены городские котельные, очистные сооружения в Копаево, на ул. Танкистов и другие.
Многое было сделано для комфортной жизни горожан. Исчезали бараки, кардинально поменялся облик Перебор и Мариевки. На месте болот выросли крупные жилые районы – Веретье 1, 2, 3. Силами строителей треста № 16 возведено множество школ и детских садов. Введены в строй дворцы культуры: «Вымпел», «Переборы», «Радуга». Вырос рыбинский драматический театр. Прорабом на этой стройке работал Роман Романович Кунцевич – бессменный главный инженер на протяжении многих лет.
Кузница кадров
Для обеспечения треста профессиональными кадрами в 50-е годы создали строительное училище № 7 (теперь № 25). Ежегодно более 500 молодых рыбинцев получали там специальность и путевку в жизнь: каменщики, плотники, бетонщики, отделочники.
— Училище одевало, обувало, кормило, воспитывало молодежь в основном из бедных, необеспеченных семей, практически беспризорников. Иногородним ребятам предоставляли общежитие. Это много значило для юношей и девушек в трудные послевоенные годы, -вспоминает Владимир Степанов, который сам окончил это училище в 1958 году. – Я с благодарностью вспоминаю Леонида Васильевича Птицина – директора училища. Для нас он был непререкаемым авторитетом и примером для подражания.
Владимир Степанов начал карьеру строителя именно в тресте № 16, трудился столяром и плотником. А после службы в армии окончил Горьковский строительный институт и вернулся в рыбинский 16-й трест: там прошел дорогу от прораба до старшего прораба-начальника стройучастка в СУ-3. Потом работал в строительном отделе ГК КПСС, заместителем начальника речного порта по строительству, инженером-строителем в ОАО «Рыбинскгазсервис».
— Благодаря кадровой политике треста № 16 предприятия города не испытывали недостатка в рабочих строительных специальностей, смогли укрепить профессиональными кадрами свои строительные подразделения, – отмечает Владимир Александрович. – Многие работники треста № 16 направлялись на общесоюзные стройки: на КамАЗ, ВАЗ, на БАМ, в Череповец.
Сила коллектива
— Судьба подарила мне счастье работать с замечательными специалистами – бывшими узниками Волголага: прорабами Борисом Ивановичем Виноградовым, Михаилом Павловичем Спициным, Антоном Дмитриевичем Переплесниным, который был награжден орденом Трудового Красного Знамени за строительство мясокомбината, начальником СУ-3 Алексеем Григорьевичем Слепневым. Интересно, что с него был слеплен барельеф (рабочий-коммунист) на портале плотины № 2 Рыбинского гидроузла, – говорит строитель.
О своих коллегах он отзывается как о профессионалах своего дела, трудягах, которые внесли огромный вклад в развитие города. К примеру, Валентина Николаевна Войтко ушла на пенсию лишь в 2015 году, имея за плечами 55 лет трудового стажа. При ее участии построены городские очистные сооружения в Копаево и на кабельном заводе, новое здание школы № 1, торговый комплекс на углу ул. Кирова и ул. Герцена.
Дружный, сплоченный, мобильный коллектив треста № 16 насчитывал в 70-90-е годы более трех тысяч высококвалифицированных специалистов. Особенно расцвел трест под управлением Александра Петровича Головушкина.
— Талантливый организатор, за короткое время он поднял работу треста на новый уровень, – вспоминает Владимир Александрович. – Под его руководством был достроен сельский строительный комбинат и домостроительный комбинат, производивший самые массовые панельные серии домов. Мощность была доведена до 150 тыс. кв. м крупнопанельных домов в год. К сожалению, сегодня от комбината остались лишь воспоминания. Большой вклад в развитие крупнопанельного домостроения в Рыбинске внесли Борис Владимирович Жуков, начальник СУ-2, и Борис Георгиевич Карасев, который много лет возглавлял работу завода КПД, а позже принимал участие в создании на заводе приборостроения комбината ЖБИ.
Экстремальная стройка
Порой строительство преподносило трестовцам сюрпризы, причем отнюдь не безопасные. А однажды они обнаружили действующую бомбу.
— При строительстве блока цехов малых катеров на заводе «Вымпел» мы вели раскопки для монолитного фундамента под дробомет. И на глубине 7 метров в торфяном слое обнаружили авиабомбу весом в тонну, «подаренную» немцами во время войны. Трое суток завод и мы, строители, не работали, пока саперы из Ростова не извлекли и не уничтожили ее, – рассказал строитель.
Зачастую тресту № 16 приходилось решать невыполнимые на первый взгляд задачи. Неслучайно район Веретье в народе зовут «БАМ» – стройка здесь и вправду развернулась масштабная, велась ударными темпами, несмотря на то, что жилые комплексы приходилось возводить на верховых топких болотах. По словам Степанова, пласты торфа здесь доходили до 5-6 метров. Все здания приходилось ставить на свайные фундаменты. Длина свай доходила до 9, а местами и до 12 метров!
Владимир Степанов вспоминает и вовсе экстремальное строительство:
— Когда строили общежитие ГПТУ-32, однажды в топь погрузился сваебойный агрегат – по кабину утонул. Его с большим трудом извлекали из трясины. Мне довелось начинать освоение площадки под строительство ПАТП-1. Как я был удивлен, когда впервые приехал на место: там была болотина, рядом росли камыши высотой под два метра. Чтобы освоить место застройки, моторостроители три года свозили туда твердые отходы, в том числе литейного производства. Надо отметить, многие директора промышленных предприятий Рыбинска внимательно и с большим уважением относились к многотрудной работе строителей и помогали чем могли.
Среди таких помощников ветеран называет Виталия Осиповича Гусева, Анатолия Александровича Калганова, Ивана Леонтьевича Мишустина, Николая Александровича Бурдакова. Сильную поддержку оказывал работникам треста первый секретарь Рыбинского горкома КПСС Игорь Афанасьевич Зараменский.
Сегодня около 70% рыбинцев и жителей района живут в крупнопанельных домах, построенных домостроительным комбинатом 16-го треста. Только для работников речного порта ДСК построил более тысячи благоустроенных квартир.
И теперь, когда уже нет треста № 16, память о нем, его строителях, их труде осталась в наших с вами домах, дворцах культуры, промышленных предприятиях. За эти годы силами треста построен новый город – промышленный и культурный центр.
Фото предоставлены Рыбинским музеем-заповедником