Война. Рисунок Андрея Троня
Всякий раз, подходя к братской могиле или памятнику, мы думаем о тех, кто остался там, на полях сражений, кто попрал смерть своей героической гибелью. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти слова выбиты на камне у Вечного огня, зажженного в память о Неизвестном солдате.
Лето 1941 года. Хотимский район еще не был оккупирован немцами, но именно здесь, недалеко от деревни Батаево, произошел бой двух наших самолетов, возвращавшихся с линии фронта, с вражеским истребителем.
Жители Батаева со страхом наблюдали за тем воздушным сражением. Потом они побежали к упавшему самолету. Из горящей машины вытащили троих членов экипажа. Двое сильно обгорели, и спасти их не удалось. Третьего, раненого, спасли. В тот же день отвезли его в районную больницу Хотимска.
Второй наш самолет, у которого, по-видимому, закончились боеприпасы, покинул место боя и полетел в направлении деревни Рословка Суражского района. А в это время немецкий развернулся и дал несколько пулеметных очередей по жителям, бежавшим к упавшему самолету. Потом вражеский истребитель направился вдогонку за вторым нашим самолетом Пе-2. Настиг его у деревни Рословка и подбил. Летчик мастерски сумел посадить свою машину прямо на дорогу посреди деревни. Самолет был прошит вражескими пулями, но не сгорел. На следующий день в Рословку приехали две полуторки с красноармейцами. Самолет размонтировали, погрузили на машины и увезли в Сураж.
Документы летчиков уцелели, поэтому в деревне долгое время помнили фамилии всех троих, хотя Пурецкого, наверное, прочитали как Петрашкова. Раненого командира звена Громова вместе со всеми документами 22 июля 1941 года увезли в Хотимск, а затем в госпиталь. И совсем недавно открылись подробности произошедшего. Вот выдержка из приказа № 0/011 от 25 июля 1941 года:
«…22 июля 1941 года… два самолета Пе-2 под командованием врио командира авиаэскадрильи 16 СБП лейтенанта ГРОМОВА ПАВЛА СЕМЕНОВИЧА пришли на цель, сбросили по ней бомбы, обстреляли противника из пулеметов и вступили в бой с пятью истребителями противника. Экипаж лейтенанта ГРОМОВА в этом бою сбил три вражеских самолета.
В результате боя лейтенант ГРОМОВ тяжело ранен, штурман лейтенант ПУРЕЦКИЙ Григорий Григорьевич и стрелок-радист БЕЛЬКОВ Иван Егорович – убиты, самолет сгорел в районе деревни БОТАЕВО.
Второй экипаж – летчик 16 СБП мл. лейтенант КОЧЕРГИН ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ, штурман НЕВМЫВАКО Тимофей Титович и стрелок-радист старш. сержант РОДИН Иван Федорович – с пробитыми баками сел на вынужденную посадку в районе аэродрома ХОТИМСК. Самолет подлежит ремонту, экипаж жив, вернулся в свою часть.
За проявленную храбрость и мужество при выполнении боевого задания в борьбе с немецкими фашистами лейтенанта ГРОМОВА Павла Семеновича, лейтенанта ПУРЕЦКОГО Григория Григорьевича, стрелка-радиста ст. сержанта БЕЛЬКОВА Ивана Егоровича представляю к высшей правительственной награде – ордену ЛЕНИНА.
Младшего лейтенанта КОЧЕРГИНА Якова Васильевича, лейтенанта НЕВМЫВАКО Тимофея Титовича – к ордену КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ. Гражданам деревни БОТАЕВО Хотимского района, оказавшим помощь в спасении экипажа лейтенанта ГРОМОВА при горении самолета на земле, т.т. ШКУРАТЕНКО Иосифу, КАДАТЕНКО Ивану, КАДАТЕНКО Максиму, КОВАЛЕВУ Максиму – ОБЪЯВЛЯЮ БЛАГОДАРНОСТЬ»…
Ивана Белькова и Григория Пурецкого похоронили в деревне Ветке, на том месте, где сейчас находится Батаевское лесничество. Посадили деревья возле могилы… Сегодня там стоит одна убеленная сединой береза, которая бережно хранит память о летчиках. А останки героев позже перезахоронили в городе Хотимске.
Сегодня поисковый отряд «Память» разыскивает родных солдат и офицеров, погибших на полях сражений Беларуси. Возглавляет работу Елена Ивановна Шутова, офицер запаса, ветеран отряда специального назначения «Русь», член поискового клуба «ВИККРУ», член НКА «Белорусы Москвы».
Поисковики надеются, что память об отце летчика Григория Пурецкого еще жива в Рыбинске. И кто-то вспомнит и сообщит информацию о нем или его потомках.