новости 24 мая 2018

Малый бизнес: состояние стабильно неудовлетворительное

У малого бизнеса Рыбинска диагноз неутешительный. И вряд ли он изменится в ближайшие годы. По крайней мере, так рассуждают многие предприниматели, которые рассчитывали, что экономика страны повернется к ним лицевой стороной и позволит дышать чаще и легче

ЛапидусЧто мешает людям с коммерческой жилкой расти и развиваться? Почему бизнес скорее мертв, чем жив, и как можно переломить ситуацию? Об этом мы рассуждаем вместе с руководителем рыбинского предприятия «Росстройгаз», председателем координационного совета по малому и среднему предпринимательству при главе Рыбинска и общественным помощником уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Константином Лапидусом.

— Затягиваем пояса потуже, — начинает он разговор. – Ждем стабильности. Но не той, что была в последние годы. В Европе – стабильность. В Испании бензин как стоил десять лет назад, так он стоит и сегодня. А у нас цены – только успевай считать расходы и перестраиваться.

Если нет движения, значит, нет и развития. Локомотив всей экономики – строительство – почти стоит. Стоят, соответственно, и другие отрасли экономики. Это последовательная цепочка. В Китае в час строится 750 метров дорог, в год – сто аэропортов. А у нас чем гордиться? Одним Крымским мостом? По статистике российской судебной практики, самый высокий процент банкротства – именно в строительной отрасли.

Лапидус приводит собственный пример. Его предприятие занимается прокладкой газовых сетей. Вроде нужное стране, области, Рыбинску дело. Но он постоянно сталкивается с отказами банков кредитовать строительство. Или кредиты предлагают под нереальные проценты. Порой ему выгоднее взять потребительский кредит, чем на коммерческие нужды.

Но в бизнесе есть понятие рентабельности. Не учел его – сделал шаг к банкротству. Взять кредит под тридцать процентов годовых – значит работать себе в убыток. Как тогда платить зарплату сотрудникам, развиваться, покупать новое оборудование?

— Кто-то может себе позволить экономить на материалах, но для нашей отрасли это недопустимо – слишком большая ответственность. Сегодня мы сократили персонал и не загадываем, что будет завтра. Я бы назвал это попыткой выживания.

С тех пор как в 2009-м грянул экономический кризис, многие предприниматели так и не могут из него выбраться. Причем, по мнению Константина Лапидуса, проблемы из года в год повторяются. И главная из них – это законодательство, регулирующее работу малого и среднего бизнеса. Предпринимателям кажется, что законы пишутся только для того, чтобы вставлять палки в колеса.

— По телевизору говорят: «У нас все хорошо», — улыбается предприниматель. — Так и хочется в ответ спросить, как в том анекдоте: а у нас-то когда будет хорошо?

Большинство малых предприятий полагается на себя и свои возможности. Просить помощи у местных властей – бесполезное занятие. По словам Константина Лапидуса, им это просто не под силу. Бюджет Рыбинска формируется так, что большая часть налогов уходит выше.

— И это главный вопрос, который необходимо пересмотреть, — считает Лапидус. — От координационного совета по малому и среднему предпринимательству теперь тоже мало что зависит. Законы хоть и странные, но против них работать не станешь. В наших силах решить локальные вопросы, но и их уже осталось не так много. Последние заседания совета касались продажи муниципального имущества, помогали администрации формировать программу приватизации. О законодательных инициативах мы уже и сами стали забывать.

По словам Лапидуса, сегодня предприниматели не спешат строить планы на будущее. Законы меняются часто, нормативные акты печатаются один за другим, но разве кто-то спрашивает бизнес-сообщество, как будет лучше для него? И даже о том, что сделать, чтобы бизнес платил в казну больше налогов, с предпринимателями не советуются.

— А нам, практикам, виднее, какие последствия могут нести законодательные новшества, — говорит Константин Лапидус. — Мы могли бы дать дельные предложения, уберечь от множества последующих изменений, которые вносятся почти в каждый нормативный акт. Нас же вынуждают быстро подстраивать работу под каждое последующее изменение.

Единственное, на что могут рассчитывать предприниматели – поддержка регионального Фонда помощи малому и среднему бизнесу. За счет средств областного бюджета предпринимателям компенсируют выплаты по лизингу, помогают получить кредит на выгодных условиях и без подводных камней. Но, по мнению Константина Лапидуса, это все слишком несущественно.

— Если бы законы были лояльны, бизнес жил бы сам и не просил бы ни у кого помощи, — уверен он. – Нужно менять налоговый кодекс и перераспределять налоговые отчисления. Да, федерация должна получать какой-то процент, но она не должна забирать почти все. Деньги нужны здесь, в городе. Ведь на местах лучше знают все проблемы, болевые точки, требующие финансовых вложений.

Опытные предприниматели барахтаются и не сдаются под напором внешних факторов. А вот молодым гораздо труднее открыть и раскрутить свое дело.

— Сейчас в принципе тяжело начать свой бизнес, будь то строительство, торговля, металлообработка, — говорит Константин Лапидус. – Деньги решают все. Не нужны даже связи. Единственный шанс – это найти такую нишу, которая еще не занята. Предложить рынку инновацию или суперкачественный продукт. Вот Марина Степанова, к примеру, создала с нуля фермерское хозяйство. Ее продукция пользуется спросом у покупателей, потому что натуральная и вкусная. Уважаю таких. В прошлом году я состоял в комиссии по программе самозанятости, так вот там рыбинец защищал проект по печати 3D-фотографий. Сейчас работает. Но в большей степени это работа на себя, без создания новых рабочих мест.

Иногда к нему приходят за советом. Но таких становится все меньше. Лапидус говорит, что некоторые его знакомые уже готовы поставить точку в своей предпринимательской деятельности:

— Но и закрыть бизнес – дело непростое. Куда деть опустевшие помещения? Бросить жалко, в аренду сдать сложно. Словом, в целом настроение совсем не радужное. Единственная отрасль, где забрезжил свет – это сельское хозяйство. Вот здесь поддержка государства работает в интересах начинающих фермеров. Осваиваются запущенные когда-то земли, люди получают работу, а потребитель – натуральные продукты. Так что на сегодня это, пожалуй, самый перспективный бизнес. В остальном все стабильно плохо.

Надежда Осьминина

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме