Недавно «директор всего самого культурного в Рыбинске» отметила 65-летний юбилей. Ирина Петрова рассказала «Рыбинским известиям», как бесплатно мыла посуду в ленинградской «Пышечной», летала в Перу по бартеру, а сегодня прочитывает по одной пьесе ежедневно.
Ирину Петрову без преувеличения знает весь Рыбинск. Она возглавляла ДК «Переборы» и «Авиатор», а последние 10 лет руководит Рыбинским драмтеатром. С ее приходом театр расцвел, разнообразным стал репертуар, в коллектив пришли молодые актеры. Театр стал постоянным участником и победителем театральных фестивалей.
Из окна ее кабинета видна колокольня Спасо-Преображенского собора. Городские часы отсчитывают минуты, в коридоре скапливаются посетители, телефон нетерпеливо звонит. Сразу понятно – здесь настоящий штаб фронта, средоточие нервов большого организма рыбинского драмтеатра. Но жарко здесь становится ближе к полудню. Есть у директора заветное время тишины – восемь-девять утра.
— Мне нравится пройти по безлюдным театральным коридорам. Я спокойно подписываю документы, отвечаю на письма, составляю список дел. А потом с удовольствием вычеркиваю то, что уже сделано, — рассказывает Петрова. — Мне очень комфортно в театре, и вечером я не спешу убежать. И в выходные часто сюда заглядываю. Просто у меня гиперответственность. Во все дела – чтение новой пьесы, поиск режиссера, организация ремонта крыши – вникаю сама. Не спешу делегировать обязанности.
Держать все под контролем и доводить дело до конца Ирина привыкла с детства. Она вспоминает, как первая учительница Ида Шабатырина отвела целый класс семилеток в танцевальный кружок. До конца обучения дошла лишь юная Ира и три подруги. Больше того – она стала хореографом. С отличием окончив ярославское училище культуры, вернулась в родной КДК «Переборы», где руководила сразу всеми танцевальными коллективами – от малышей до взрослых.
— Учеников у меня не меньше пятисот, – подсчитывает Ирина. – На улице здороваются рыбинцы – незнакомые дяди и тети с седыми висками. Говорят мне: «Вы вообще не изменились». Я смеюсь: «Назовите фамилию, вы ж маленькие были!». А однажды стояла в огромной очереди за бензином. И вдруг крепкий мужчина громко приказывает: «Расступитесь! Ирина Петровна, подъезжайте! Вы что, меня не узнаете?».
Я чуть не расплакалась – вспомнила Мишу, прекрасно танцевал мальчишка.
Как же талантливый хореограф от балетного станка шагнул в управленцы? Во всем виноват… Горбачев. Тогда, в период гласности, было модно директора не назначать сверху, а выбирать коллективом.
— Я и не думала директорствовать, так любила преподавать! Но общим голосованием выбрали меня руководить КДК «Переборы», – вспоминает Петрова. – Как я плакала! Казалось, директор ничего путного не делает – сидит в кабинете и мешает работать хорошим людям, не дает нам денег на костюмы. И потом – страшно, это же огромная ответственность! И по совету директора моторостроительного завода Валерия Аникина я поехала учиться, чтобы стать профессиональным управленцем.
Петрова поехала в Санкт-Петербург поступать в высшую школу культуры вместе с Мариной Ворониной, ныне руководителем управления культуры Рыбинска. Конкурс был огромный – работники культуры съезжались со всего Союза. Она готовилась основательно, не спала ночами, учила историю партии, обществоведение, готовилась к сочинению и устной литературе. Но, прибыв на первый экзамен, обнаружила – ее нет в списках поступающих. Обладательнице красного диплома предстояло сдать лишь один предмет – клубную работу.
— Я в шоке – предмет незнакомый! И настроилась – поеду домой. Меня отговорила Марина Воронина: «Пойдем по Неве кататься!». Вернулись мы вечером в институт, а там все еще принимают клубную работу. Я пошла наудачу – и сдала! – вспоминает Петрова сегодня.
На этом приключения рыбинцев в Ленинграде не закончились. Ирине назначили отработку… в «Пышечной» на Невском проспекте. Дело в том, что повышающим квалификацию студентам работодатель платил полную зарплату. Ее требовалось отработать.
— И я, без пяти минут директор рыбинского дома культуры, целый месяц мыла посуду горчицей и содой, — смеется она. — Мои красные руки пожалел директор «Пышечной» и перевел в зал – убирать со столов. Зато там я вволю пила вкуснейший кофе и объедалась пончиками, которые ленинградцы называют пышки. Кафе то на Невском проспекте до сих пор живет, я захожу туда, когда бываю в Санкт-Петербурге.
После учебы Ирина Петровна стала настоящим директором – с корочками управленца. «С таким образованием хоть в министерство культуры», – шутит она. Энергичная, хорошо ладящая с людьми, ответственная – такого специалиста с руками оторвать!
И тот же Аникин пригласил ее возглавить сначала профилакторий моторостроительного завода, а в начале 90-х годов – ДК «Авиатор». Целых 16 лет Петрова руководила главным домом культуры Рыбинска.
— Это было время сумасшедшее – мы были полны надежд, мы дерзали, мы ничего не боялись, — говорит она сегодня. Петрова настояла, чтобы коллективы «Авиатора» путешествовали. Так в жизни рыбинских певцов и танцоров появилась заграница: Румыния, Финляндия, Америка, Франция…
Всюду они несли русскую культуру, знакомились с абсолютно другим миром, находили друзей. Запомнилась поездка в Латинскую Америку. Рыбинцев пригласили на Всемирный фестиваль в Перу. Дизайнер Ирина Казак планировала везти в Лиму свои костюмы, а коллективы «Авиатора» – русский народный колорит. Но денег на билеты не было. Выручил… долг «Аэрофлота». Крупнейший авиаперевозчик страны задолжал Рыбинскому моторостроительному заводу деньги.
— Юрий Ласточкин сказал: «Договоритесь с руководством «Аэрофлота» – и можете лететь на бартер. Обменяем их долг на ваши билеты». И мы с Ириной Казак рванули в Москву. Абсолютно наудачу. Приехали такие деловые: «Здравствуйте, мы к гендиректору!». И опять повезло – купили билеты бартером туда и обратно. Ну а в Перу была сказка, нас очень тепло встречали – трехтысячный зал скандировал: «Виват, Руссия!». Оказывается, в советское время в Латинскую Америку тоннами поставляли нашу тушенку, макароны, ткани. И слово Россия для них – не пустой звук.
Сегодня Рыбинский драмтеатр – это величина, признанная фестивальными критиками. Это не провинциальная сцена «для своих» зрителей. Актеры постоянно гастролируют, и чужой зритель принимает рыбинцев неизменно тепло.
Театр может позволить себе приглашать столичных режиссеров и сценографов. Если до Петровой в театре шли 2-3 постановки, то сегодня премьера следует за премьерой. Не меньше семи-восьми спектаклей в год – разных жанров, для разных возрастов и вкусов.
Директор смотрит в окно и с улыбкой вспоминает, как легко она согласилась принять управление драмтеатром. «С моим-то опытом», – подумалось тогда. Но потом плакала год. Ничего не получалось, все рушилось. Бюджетные деньги тратились на спектакли, на которые зритель шел неохотно. Контакт с актерами установился далеко не сразу.
— В ДК я привыкла быть главной, руководители коллективов ко мне прислушивались. Но русский театр особый, очень свободолюбивый. Если совсем коротко: администрация здесь зачастую – это враг творческому коллективу. Пришлось доказывать, что я не враг. И далось это непросто. Ведь в рыбинском театре годами отсутствовал даже главный режиссер. Актеры наши уникальны – они работают самостоятельно и выбирают направление работы сами. И это замечательно, на самом деле. Остается только не мешать, – объясняет трудности Петрова.
Но вникать в творческий процесс пришлось. Сегодня директор театра – это больше, чем хозяин здания, уверена руководитель. Мало знать, как чинить крышу, что такое муфты, подача и обратка в теплосистеме. Директор должен понимать все о современных пьесах и режиссерах, знать своего зрителя, его вкус.
— Даже директор бани должен купить красивые тазики. А если некрасивые – разрисовать их, чтобы люди к тебе ходили, – улыбается Петрова. – Поэтому я читала по одной пьесе ежедневно, входила в тему. Поначалу было очень тяжело, к третьей странице не помнила, кто все эти люди. А сейчас стоит открыть пьесу и глянуть – сразу понимаю, стоящая ли она. А вот спектакли смотрю глазами зрителя, не руководителя. И глаз уже наметан: если я говорю, что спектакль пойдет, значит, он понравится рыбинскому зрителю. И отдать спектакль на откуп режиссера, а потом отмахнуться: «Это его ответственность, что постановка не пошла» – это не мой стиль руководства.
Да, это скорее напоминает западный подход, где директор – это продюсер, он вкладывает в театр свой капитал. Соответственно, он исследует зрительский спрос, сам подбирает пьесы. И западный подход оправдывается: за 10 лет работы Петровой драмтеатр Рыбинска если и не вышел на полную самоокупаемость, то всю коммуналку и налоги платит за свой счет.
— Мы крутимся, выживаем в современных условиях, анализируем, что же нужно рыбинскому зрителю. А нужно ему разнообразие, – говорит директор. – В провинциальном театре, как в библиотеке, должно быть все! Мы сегодня и ТЮЗ, и оперетта, и театр драмы. Ставим программные «Повести Белкина» Пушкина, а завтра поем и танцуем. И советские пьесы у нас, и классика. А без классики мы превратимся в Камеди Клаб! Пятый сезон на рыбинской сцене идут «Волки и овцы» Островского. Постановка стала одной из лучших на недавнем фестивале «Островский в доме Островского». Москвичи кричали рыбинцам: «Браво!». И вообще это непередаваемо: спускаешься ты в московское метро, а там с экрана призыв: «Сегодня Рыбинский драмтеатр в Малом театре!». Такая гордость! Мы прославляем Рыбинск на всю страну!
Вот и в новом сезоне рыбинских зрителей ждет постановка классики – драмтеатр замахнулся на Достоевского! Здесь ставят сложнейших «Братьев Карамазовых». Это будет настоящая проверка на прочность. Но коллектив справится, мы верим.
8 фактов о директоре театра
• Говорит, что не смогла бы играть на сцене.
• Очень любит узнавать новое, учиться.
• Не пригласит в театр режиссера, пока не посмотрит его спектакль.
• У Ирины Петровны сын, дочь и четверо внуков.
• Дом в Заволжье построили муж и сын. Жить она там не планировала. Изменила мнение после ночевки под пение соловьев.
• Печь в доме сложили доценты РГАТУ, подрабатывавшие печниками.
• Ирина Петровна обожает принимать гостей. Угощает их заготовками собственного приготовления.
• Отец Петровой сибиряк. Ирина исполнила его мечту – научилась играть на баяне в училище культуры.
Юлия Галанцева