Рыбинск – порт пяти морей. Это распространенное утверждение, казалось бы, делает наш город исторически прибрежным
Волга – главная дорога для тех, кто перевозил грузы. А в Рыбинске лес, зерно, продукты перегружали на плоскодонные суда – выше все реки были мелкими.
Но во второй половине XIX века Рыбинск стал и важным железнодорожным узлом. Экономика того времени требовала развития. И новых транспортных путей – к рынкам сбыта, заказчикам. Пути должны были быть быстрыми, более скоростными медленной воды. И в 1870 году началось строительство Виндаво-Рыбинской железной дороги – первой в России частной железнодорожной ветки.
Рыбинск того времени был самой верхней точкой движения по Волге тяжелых барж. Именно здесь терялось драгоценное время на перевалку грузов на плоскодонные суда. Выход был найден в строительстве железной дороги.
Для строительства новой железнодорожной линии, которая свяжет Рыбинск и Санкт-Петербург, в 1869 году было создано частное акционерное общество «Рыбинско-Бологовская железная дорога», позже переименованное в «Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу».
Уже в 1870-1871 годах была построена 298-ки-лометровая линия, которая прошла через Бежецк. На станции Савелино (ныне – Сонково) появилось железнодорожное депо, а в Рыбинске для снабжения паровозов водой построили водонапорную башню. На строительство Рыбинско-Бологовской ветки было затрачено более 1,3 млн рублей.
Поезда пошли по линии в мае 1870-го. 12 июня частная железная дорога в составе 12 станций, 167 мостов и 191 переезда была принята в эксплуатацию государственной комиссией.
В Рыбинске в процессе строительства появились железнодорожные мастерские, мост через реку Черемуху. В 1870 году по проекту архитектора Карла Рохау был построен деревянный вокзал, который в 1902 году уничтожил пожар. И в 1905 году на рыбинской железнодорожной станции появился новый вокзал с дебаркадером, построенный по проекту архитектора Симы Минаша, спроектировавшего еще несколько зданий вокзалов в России, в том числе Витебский.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога строилась до 1904 года. Ее протяженность составляла 2475 верст, или 2640 с лишним километров. К этому времени на дороге было установлено 860 искусственных сооружений, в том числе 692 моста, 49 станций, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения, 4 железнодорожные мастерские. В подвижной состав входили 411 паровозов, 572 пассажирских и 11 490 товарных вагонов.
Частным акционерным обществом был построен Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве (Вентспилс), железнодорожное училище в Великих Луках, школы, больницы, библиотеки.
К началу XX века общество превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи с огромным по тем временам годовым доходом. Например, за 1897 год его валовой доход составил около 45,5 млн рублей, чистый доход – свыше 2,1 млн руб-лей. Чистая прибыль компании за тот же период за вычетом отчислений в запасной капитал, уплаты процентов и погашения капиталов, гарантированных правительством, – свыше 950 тысяч рублей.
В сентябре 1918 года железная дорога была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщений. Ее достраивали до 40-х годов прошлого века. И сегодня Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога стала частью Северной железной дороги, которая в этом году празднует 150-летие со дня своего основания.
Елизавета ИВАНОВА