У археологов Рыбинска начался новый сезон. Какие открытия сделаны в первых дни раскопок?
Рыбинская археологическая экспедиция начала очередной сезон. Проведена археологическая разведка набережной Волги: от устья Черемухи до Соборной площади, где волонтеры раскопали часть каменного фундамента Спасо-Преображенского храма XVIIвека.
Поиск новых неизвестных памятников археологии в Рыбинском районе привел к удивительному открытию – обнаружена стрела эпохи палеолита. Самые масштабные работы традиционно посвящены изучению исторического предшественника современного города – уникального средневекового памятника Усть-Шексна.
Заканчивается археологическая разведка набережной Волги, связанная с ее предстоящим берегоукреплением и благоустройством. Исследовано 8 шурфов различной площади. Наиболее интересные результаты получены в шурфе, расположенном к западу от современного Спасо-Преображенского собора, который археологи начали разрабатывать по просьбе его настоятеля.
— Нас попросили найти остатки старого собора, который был построен здесь в 1650-х годах, — объясняет руководитель экспедиции Александр Рыкунов.
Известно, что первый каменный собор появился на месте раскопок в XVII веке. Его алтарная часть располагалась там, где сейчас находятся проход и зеленый газон между стеной собора и тротуаром к Волжскому мосту. До революции на этом месте стоял крест, территория была огорожена, чтобы люди не ходили по земле, под которой находится остов старого храма. В рыбинской епархии планируют восстановить историческую справедливость и в ближайшей перспективе на знаковом месте также должны появиться распятие и ограждение.
Пока же здесь работают археологи.
Вблизи шурф производит впечатление. Прямоугольник 4 на 6 метров хранит в себе информацию из разных исторических эпохах. О каждой из них рассказывают культурные слои, которые видны здесь, словно в слоеном пироге.
В глубине шурфа, ближе к Волжскому мосту, лежит остов каменного фундамента. С восточной стороны его подпирают цементные плиты. Александр Рыкунов предполагает, что их установили во время строительства моста для того, чтобы обезопасить фундамент Спасо-Преображенского собора от вибраций.
Вооружившись нивелиром, металлодетектором, ломами, лопатами, кисточками, совочками и прочими археологическими атрибутами, участники экспедиции раскопали здесь и более ранние слои. В общей сложности, три строительных яруса. Обнаружены остатки нескольких деревянных строений, которые стояли на этом клочке земли в разные исторические эпохи, начиная с XVI века. Кто жил здесь, чем занимались эти люди, можно только догадываться.
— Подкова, рыболовные грузила, монеты XVIII-XIX веков, — перечисляет Александр Рыкунов находки верхней части раскопа.
В историческом слое второй половины семнадцатого столетия, связанного с бытованием старого храма, обнаружены находки личного благочестия того времени: фрагменты энколпиона и нательных крестов.
— А вот очень интересные остатки оснащения прядильной мастерской: кочедык — изогнутое шило для плетения сетей, специфические грузики от ткацкого стана, иголка для пряжи, несколько пряслиц, которые надевали на веретено для усиления его вращения. Эти находки предварительно можно датировать второй четвертью XVIIвека, — рассказывает Рыкунов.
В числе важных находок, которые помогают датировать исторический слой, – несколько монеток. Среди них – полушка времен Петра Первого, а также четыре серебряных «чешуйки», большинство которых были выпущены во времена Ивана Грозного.
— Также мы нашли две медные «чешуйки»-копейки. Это большая редкость: медные вещи плохо сохраняются в земле, а тут такая удача, — говорит руководитель археологов. — А вообще, даже в таком небольшом раскопе, как в зеркале, отражается Большая История нашего государства. Те же медные копейки являются свидетельством финансового кризиса XVII века. После 1654 года государство стало чеканить медные деньги, пуская из в оборот наравне с серебряными, что привело к инфляции и знаменитому «медному бунту» 1662 года. Или, скажем, как и в большинстве шурфов современного исторического центра, здесь четко фиксируется слой пожара и разорения Рыбной Слободы в 1608 году, когда польские паны прошли по нашим краям, неся смерть и разрушения.
Находки, обнаруженные археологами, еще предстоит тщательно изучить, атрибутировать и отреставрировать. Но земля уже многое рассказала фанатам увлекательного дела о событиях давно минувших дней.
Интересные «мелочи» археологи обнаружили и в шурфе, расположенном на стрелке Волги и Черемухи. Например, серебряную полтину 1926 года. У монетки есть характерная особенность – на ней вычеканен рабочий, бьющий молотом по наковальне. Даже спустя почти сотню лет маленький кружочек металла передает боевой дух того времени.
Основные раскопки у Рыбинской археологической экспедиции еще впереди. Начинаются работы на основном объекте – памятнике Усть-Шексна. Предшественница Рыбной слободы и современного Рыбинска, средневековая Усть-Шексна была третьим по площади городом Ростовской земли, являясь крупным перевалочным пунктом на международном пути Каспий-Шексна-Балтика.
Древнерусские усадьбы с частоколами, клады арабского серебра X века, сотни статусных индивидуальных находок, производственные комплексы, доказывают значимость памятника, который в результате работы ГЭС ежегодно утрачивает сотни квадратных метров культурного слоя.
Какие находки ждут археологов в Усть-Шексне в очередном сезоне, прогнозировать сложно. Но начало удивительным открытиям уже положено.
— Раскопки ведутся уже 29-й год. Казалось бы, знаем про памятник все. Но каждый раз он преподносит сюрпризы, — рассказывает Александр Рыкунов. — В этом сезоне в ходе разведки был найден кремневый наконечник стрелы времен палеолита. Таких находок в наших краях еще не было. Артефакту по меньшей мере 12 тысяч лет, а возможно, и больше. Такие стрелы наши дальние-дальние предки использовали на охоте. Специальная выемка на наконечнике приводила к неравномерному вращению стрелы в полете, которая приобретала большую поражающую силу и наносила добыче рваные раны. По этому же принципу работают современные пули со смещенным центром тяжести. «На мамонтов» с такими стрелами не ходили, а вот для охоты на лосей они подходили оптимально.