Трепетный бизнес. Так можно было бы назвать дело, которым занята рыбинская компания «Астэл». Она производит холтеры.
Говорят, что возвращаться – дурная примета. Но журналисты не суеверны, нам свойственно вновь обращаться к напечатанному, узнавать у героев своих прошлых публикаций том, как они живут сегодня, каких добились успехов и с какими трудностями столкнулись.
Особенный интерес вызывают предприниматели. В условиях нашей экономики устойчивое развитие – большое достижение для любого бизнеса. Одним из таких стабильно работающих малых предприятий в Рыбинске является компания «Астэл». Она производит холтеры ЭКГ. Эти умные приборы позволяют отслеживать работу сердца непрерывно в течение суток.
— О нас уже неоднократно писали, — улыбается директор предприятия Эдуард Межиев. Он шутит, что в прежние времена после каждой публикации к нему приходили странные личности и задавали странные вопросы. Теперь такие исторические факты – не более чем повод для улыбки.
У руководителя «Астэла» уже давно другие заботы. Главный итог, которого, по мнению Межиева, удалось добиться за последние годы – это успешная конкуренция с более крупными производителями холтеров.
— Сейчас мы поставляем оборудование из Рыбинска в десятки городов. За последнее время я объездил всю страну, пока не довелось побывать только в Мурманске и на Камчатке. Самый дальний населенный пункт, где я был, – это Анадырь. Врачи привыкли к нашей технике, и когда возникает необходимость в новых холтерах, они хотят работать именно с нашим оборудованием.
Но в ситуации, когда на рынке страны действует порядка двадцати компаний-конкурентов, производящих аналогичную продукцию, расслабляться не приходится.
Работники «Астэла» внимательно отслеживают через сайт госзакупок, кому и в каком объеме требуются холтеры ЭКГ. Компания старается не пропускать ни одного объявленного аукциона.
Хорошо, что с иностранными поставщиками конкурировать не приходится – их на рынке страны уже практически не осталось, россияне их почти вытеснили.
— Их приборы кроме более высокой стоимости ничем от наших не отличаются, — объясняет Межиев. Он показывает небольшую плоскую пластмассовую коробочку, интеллектуальная начинка которой позволяет выявлять нарушения сердечного ритма, которые невозможно обнаружить по результатам электрокардиограммы и ультразвукового исследования сердца.
Но совсем без иностранного вмешательства производство холтеров в Рыбинске не обходится. Даже несмотря на декларируемое импортозамещение, при создании такой техники используют корейские провода, немецкие и китайские печатные платы, итальянские корпуса. Только «мозги» остаются родными.
К сожалению, сейчас, по наблюдению Эдуарда Межиева, большинство производителей медицинской техники делают ставку не на улучшение точности и качества своих приборов, а на их разнообразие. Причем некоторые новые образцы, по мнению предпринимателя, – чистой воды маркетинговый ход, способ добиться поставок большего числа разнообразных аппаратов в больницы.
— Мы же делаем ставку на улучшение характеристик холтера. В первую очередь, его программного обеспечения. Ребята работают над повышением качества анализа и его автоматического редактирования для того, чтобы врач мог сделать заключение за пять минут.
Межиев сам штудирует медицинскую литературу, порой спорит с врачами, доказывая свою точку зрения. Делать это приходится потому, что не каждый медицинский работник может легко разобраться в тонкостях работы техники.
— На мой взгляд, проблема в том, что у нас эти аппараты используют врачи-диагносты, которые выявляют нарушения в работе разных органов человеческого организма. Их практика не сосредоточена только на сердце. В той же Америке холтеры применяют только узкоспециализированные врачи – кардиологи, которые от и до знают сердечные проблемы.
Вопрос повышения грамотности специалистов, которые в своей практике применяют холтеры, волнует предпринимателя. Межиев сожалеет, что медиков централизованно не учат работать с оборудованием.
— В российских поликлиниках и больницах работают тысячи врачей-диагностов, но, по моим наблюдениям, на ежегодное обучение во всероссийское Общество холтеровского мониторирования приезжает от силы двести человек. Проблема еще в том, что специалистов попросту не хватает, особенно в сельской местности. Недаром на государственном уровне принят закон о телемедицине.
Удаленный вид медицинской помощи, когда фельдшер или медсестра на месте снимает показания медицинских приборов и передает результаты по электронной почте в городскую или районную поликлинику врачу-диагносту, становится выходом из ситуации. С учетом того, что интернет, сотовая связь сейчас активно развиваются, работают на высоких скоростях, за таким способом передачи данных – будущее.
В перспективе эту виртуальную связь можно еще более упростить и автоматизировать, — развивает мысль Межиев. — Например, разработать программное обеспечение, которое позволит обмениваться данными через сервер производителя холтеров, посылать данные в любой уголок страны. В будущем мы обязательно займемся такой разработкой.
Сейчас холтеры активно закупают частные клиники, а вот в государственных они в дефиците. Чтобы пройти соответствующее исследование, пациент должен дождаться своей очереди. К сожалению, на данный момент государство не вкладывает столь активно деньги в техническую модернизацию медицинских учреждений, как это было еще шесть-семь лет назад. Поэтому при наличии спроса на продукцию компании «Астэл» здесь готовы бороться за расширение географии поставок своих приборов.
При этом Эдуард Межиев убежден, что диагностическое оборудование, которое его предприятие производит в Рыбинске, вполне может потерять спрос. При соблюдении нескольких условий:
— Многих «сердечных» проблем люди могли бы избежать и без помощи врачей. Нужно лишь смолоду вести здоровый образ жизни – больше двигаться, правильно питаться, не перегружать свой организм.
Эдуард сам старается следовать этим нехитрым правилам. В силу своей профессиональной деятельности он хорошо знает, насколько нежный и ранимый орган – сердце.