Мнение 8 августа 2018

Здесь вам не равнина…

Рыбинцы побывали на Эльбрусе. Что они нашли на высоте 5,5 км? И при чем тут зомби? Рассказывает участник экспедиции Андрей Фитисов

Увидеть альпийские луга и побывать на нарзанном источнике. Пробовать адыгейский сыр, сделанный здесь же, на высоте двух тысяч метров. Ощутить порывы горного ветра, сбивающие с ног.

Почувствовать жаркое дыхание солнца на вершине: забыл крем с УФ-фильтром – к вечеру обеспечены ожоги. И дурноту горной болезни, когда ватные ноги не несут, а голова отказывается работать. Подъем на Эльбрус — высочайшую гору России и Европы — запомнится рыбинцам надолго.

Гиблое дело

— На восточную вершину Эльбруса восходят с северной стороны, там более дикая безлюдная местность, одни пастухи да горные туристы, — рассказывает Андрей Фитисов, инструктор компании «Амакстур» из Рыбинска. — Но для преодоления трассы быть альпинистом необязательно, достаточно обладать хорошей физической подготовкой. Отвесные скалы по дороге штурмовать не придется. Но все же шли мы в связке с ледорубами по ледникам, под которыми трещины и ручьи.

Люди здесь гибнут каждый год. Один попал в туман и заблудился, другой замерз – в горах быстро меняется погода, третьего свалила горная болезнь, которая может и до отека легких довести. Поэтому рыбинцы взяли двух местных проводников – они не только показывали путь, но и мониторили физическое состояние туристов.

Прибыв в Приэльбрусье 2 июля, рыбинцы неделю жили на горе в палатках, готовясь к непростому подъему. Важно было привыкнуть к горному климату, приноровиться дышать разреженным горным воздухом. И не только дышать, но и работать: носить тяжелые рюкзаки, ставить палатку, складывать вокруг нее камни от ветра, да и просто передвигаться вперед.

Они постепенно повышали планку. Сначала остановились в предгорье на высоте две тысячи метров. Там раскинулись альпийские луга – как с рекламы молочного шоколада.

— Жилья в общепризнанном понимании – с детьми, сохнущим бельем — там нет. Только пастухи живут. Однако для туристов есть удобства. Своеобразные, конечно, — улыбается Андрей. – Гостиница – это низкий сарай. Там даже можно принять душ, заплатив деньги, естественно. Предлагают и еду: местные подвозят продукты с низины. Тарелка борща или яичница обойдутся в 200 рублей.

Туристы гуляли по ярко-зеленым травам альпийских лугов, общались с местными пастухами, которые пригоняют туда скот. Они лакомились айраном и мягким сыром, который пастухи готовят там, и пили нарзан прямо из источника,

Но пришло время покидать райский уголок. С двухкилометровой высоты группа поднялась на 3,8 км в штурмовой лагерь — на каменистые склоны. К слепящему солнцу, сбивающему с ног ветру, моментально изменчивой погоде. Там не водится живность, не растет трава. А под ногами проплывают низкие облака.

Ждать – самое трудное

Туристы разбили палатки и стали ждать подходящей погоды для восхождения. Три дня сильнейший ветер мешал начать подъем на вершину, снежные порывы,  как выстрелы из пушки, буквально сшибали. Это оказалось самым мучительным отрезком всего похода. Они играли в настольные игры и ждали-ждали-ждали.

— Мы сильно мерзли даже в термобелье, в зимних пуховиках и брюках. И скучали – между скал особо нечем заняться. И наконец долгожданный прогноз: завтра ясно! – вспоминает инструктор.

Выход назначили на 12 ночи – чтобы к полу- дню следующего дня вернуться назад. Гиды завели таймер: если группа идет слишком медленно и не укладывается по времени, ее разворачивают назад вне зависимости – дошли до вершины или нет. Слишком большой риск долго находиться на высоте.

— Нам все время казалось – вот она, вершина. Рукой подать. Люди по ней шли. И мы пройдем. Почему это инструкторы говорят: кто дошел до 4,6 км – молодец? И только по пути наверх мы поняли — почему. Разреженный воздух делает тело тяжелым, ты идешь медленно-медленно, как зомби. А восходили мы в сезон, параллельно с нами шли еще туристы. Оглядываешься – за тобой следом идет целая толпа зомби: медленно, раскачиваясь, с мучением на лице, — смеется Андрей.

Впрочем, тогда было не до смеха: один из группы остался на пресловутых 4,6 километра. Реально оценил свои силы и сказал, что подождет здесь, что идти дальше не может. Другому стало плохо на 5,2 км – в двух шагах от вершины. Инструктор повел его вниз. Остальная группа из последних сил побрела вперед.

— Зато на вершине такая эйфория! Ты смог, ты выдержал! – вспоминает рыбинец. — Сама вершина Эльбруса – это небольшая каменистая площадка округлой формы, на ней установлена пирамида из титана. Гиды дали нам 10 минут на фото — и обратно, к нормальному воздуху, скорее! Кстати, вернулись в лагерь мы одновременно с тем товарищем, который повернул назад с 5,2 км. Так он медленно двигался.

Рыбинцы спустились с гор и поспешили погреться – они плавали в море, валялись на песчаном пляже в Сочи. Обсуждая преодоленные горные километры, сошлись во мнении, что отдыхом это назвать трудно. Что это как спорт – много терпишь ради минутного результата. Но горная красота так просто из сердца не уходит. Сложно забыть такую картину – как ты стоишь на покоренной вершине, а под тобой проплывают облака…

Юлия Галанцева

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме