201 год назад, по старому стилю – 2 октября 1817 года, скончался адмирал Ушаков, уроженец деревни Бурнаково Рыбинского уезда
Федор Ушаков ведет свою родословную от Романа, сына Косожского князя Редеги, и дочери Великого князя Мстислава Владимировича. В честном бою Мстислав, сын Великого князя Владимира Святославовича, убил князя Редегу, но оставил его сыновей. Он крестил их, а за Романа отдал свою дочь.
Впоследствии род Ушаковых обеднел настолько, что адмиралу пришлось приложить немало усилий, чтобы получить жалованную грамоту на дворянство и утвердить свой родовой герб.
Он был рожден в семье отставного поручика лейб-гвардии Семеновского полка Федора Игнатьевича Ушакова в селе Бурнаково недалеко от Рыбинска, крещен 13 февраля 1745 г. в церкви Богоявления-на-Острову рядом с селом Хопылево.
В 1761 г. Федор был принят в кадеты Морского шляхетного кадетского корпуса в Петербурге. В чин мичмана был произведен одним из лучших выпускников. Сразу после окончания Ушаков принял участие в экспедиции Чичагова В.Я., проводимой по проекту Ломоносова с целью открыть путь между севером и югом Сибири. В районе Шпицбергена экспедицию вынуждены были прекратить, Ушаков вернулся в Кронштадт, где на Балтийском море постигал премудрости службы.
Спустя два года после окончания корпуса мичман Ушаков был переведен в Азовскую флотилию в команду контр-адмирала Сенявина А.Н. Турция (Порта) активно готовилась к войне, предполагая расширить свое влияние на Подолию и Украину. 18 ноября 1768 г. в царском Манифесте об объявлении войны с Портой была выражена надежда на победу в «праведной войне противу вероломного неприятеля и врага имени Христианского». В январе 1769 г. проявилось плотницкое умение Федора Ушакова: в Икорце под Воронежем своими руками он строил прамы — плоскодонные парусные суда с пушками большого калибра.
30 июля он был произведен в лейтенанты, в сентябре 1773 г. — назначен командиром 16-пушечного корабля «Морея», затем — корабля «Модон».
В июле 1774 г. был заключен выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мир, и Федор Ушаков в составе отряда кораблей вернулся в Таганрог.
Россия получила причерноморские земли и право свободного плавания по Черному морю. Для этого необходим был регулярный линейный флот, строительство которого Екатерина Вторая отдала на попечение новороссийскому генерал-губернатору князю Потемкину Г.А.
20 августа Ушаков получил чин капитан-лейтенанта. После этого он был включен в состав отряда, отходившего на Средиземное море. В порту Ливорно вступил в командование фрегатом «Св. Павел». В январе 1776 г. отряд российских судов прибыл в Константинополь. Через 2 года 9 месяцев средиземноморская экспедиция закончилась, отряд вернулся в Кронштадт.
В 1779 г. Ушаков был назначен командиром 66-пушечного корабля «Георгий Победоносец» и переведен в Санкт-Петербург.
С декабря 1779 г. Ушаков в Рыбинске руководил отправкой каравана с корабельным и иным лесом в Санкт-Петербург. Проявил отменные командирские и распорядительные качества и был в награду назначен командиром императорской яхты на Неве. Но вскоре получил назначение на 66-пу-шечный корабль «Виктор» в Кронштадте, в составе эскадры контр-адмирала Сухотина Я.Ф. Эта и еще две эскадры вновь были направлены в Средиземное море в рамках императорской политики вооруженного нейтралитета.
Ушаков оказался в порту Ливорно, а в январе 1782 г. был произведен в чин капитана 2 ранга.
Усиление и модернизация российского флота требовали строительства новых судов — обшитых металлом, как в Англии. На один из двух опытных кораблей такого рода был назначен Федор Ушаков. Екатерина Вторая принимала значительные усилия для создания флота на Черном и Азовском морях, но верфям не хватало рабочих, а тем более квалифицированных рук. На один из строящихся в Херсоне кораблей получил назначение вместе с командой и Ушаков. После их прибытия, отмечали современники, «темпы строительства кораблей резко возросли».
Ушаков не только проявил свой организаторский талант на херсонских верфях, но и умело действовал во время эпидемии чумы, сохранив многие человеческие жизни.
В августе 1785 г. он привел в Севастополь очередной 66-пушечный корабль «Св. Павел», включенный в штат новообразованного черноморского флота.
«Усердная Ваша служба, особливое в делах радение и искусство и точное исполнение должностей с успехом и пользою Государственною обращает на себя НАШЕ внимание и милость», — указывала императрица в рескрипте от 22 сентября 1785 г. по случаю награждения Ушакова первым орденом — Св. Владимира IV степени.
Он был произведен также в капитаны 1 ранга. Через два года, в мае 1787 г., в ходе поездки Екатерины Второй и австрийского императора Иосифа Второго Ушаков был пожалован очередным чином, став капитаном бригадирского ранга. В Севастополе он в числе отличившихся офицеров был допущен к руке восхищенной успехами в строительстве Черноморского флота императрицы.
В августе Порта объявила России войну. В течение 1787-1791 гг. в сражениях при Фидониси, Керчи, Тендре и Калиакрии при численно превосходящих силах противника Федор Ушаков одерживал победы. Гений Ушакова позволял ему устанавливать свои правила ведения боя и сокрушать противника. Храбрость и ответственность приводили его на самые важные участки сражений. Любовь Ушакова к русским матросам вызывала у них чувство защищенности и уверенности в победе.
14 марта 1790 г. контр-адмирал Ушаков был назначен командующим Черноморского флота. Потемкин писал о нем императрице Екатерине Второй: «Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он будет мой помощник».
Потемкин не ошибся. После Керченского сражения императрица получила от него письмо с такими словами: «…бой был жесток и для нас славен тем паче, что и жарко, и порядочно контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
За блестящую победу у Тендры, когда, по свидетельству Потемкина, «флот турецкий был совершенно разбит», Ушакову императрица пожаловала орден Св. Георгия II степени и 500 душ в Белоруссии «за его храбрые и отличные дела».
Череда блистательных побед завершилась сражением у мыса Калиакрия. Императрица пожаловала за знаменитую победу орден Св. Александра Невского и 200 душ в Тамбовской губернии.
Кончина Екатерины Второй в 1796 г. и вступление на престол Павла Первого мало что изменили в жизни Ушакова. Под его внимательным наблюдением обустраивались Севастопольский порт и город. Он построил свободные и удобные казармы, двухэтажный госпиталь. Продолжал осуществлять кораблестроительную программу, намеченную Потемкиным. Император Павел назначил Ушакова командующим эскадры, которая готовилась к отправке в Средиземное море.
Наполеон Бонапарт, развернувший военную агрессию на европейской территории, подбирался к островам Ионического архипелага. Заняв Ионические острова, Бонапарт обложил население непосильной контрибуцией. Греческие патриоты обратились к православному императору с просьбой о покровительстве. Под угрозой французского нападения на военный союз с Россией пошла и мусульманская Турция, предложив России союз против Франции. Пришли скорбные для приора Мальтийского ордена Павла Первого известия о взятии Наполеоном Мальты.
25 июля 1798 г. российский император повелел вице-адмиралу Ушакову в случае потребности для Порты в русской помощи «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу французов». 25 августа российская эскадра уже стояла в Константинопольском канале напротив дома российского посланника в Турции. Местное население, от рыбаков до султана, инкогнито посетившего эскадру, стремились увидеть легендарного непобедимого «Ушак-пашу». По просьбе местного населения он разрешил матросам петь русские песни на кораблях.
Российская и турецкая эскадры соединились, а в декабре 1798 г. Россия и Турция заключили оборонительный договор, направленный против Франции. На очереди стояло освобождение Ионических островов. Боевые действия начались в сентябре. Острова Цериго, Занте, Кефалония, Св. Мавры были взяты без особых проблем. 21 декабря 1798 г. Павел Первый наградил Ушакова новым орденом Св. Иоанна Иерусалимского. На очереди был остров Корфу — ключ к Адриатике.
18 февраля после тщательной подготовки был проведен стремительный штурм крепостей острова, командующий французским гарнизоном через несколько часов после начала штурма острова написал Ушакову: «Господин адмирал! Мы полагаем, что бесполезно подвергать опасности жизнь нескольких сотен храбрых русских, турецких и французских солдат в борьбе за обладанием Корфу. Вследствие этого мы предлагаем вам перемирие на срок, который вы найдете нужным для установления условий сдачи этой крепости».
20 февраля капитуляция была подписана. Суворов, узнав о взятии о. Корфу, воскликнул: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: “Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом!”». Сдержанно поздравил Ушакова английский адмирал Нельсон. Турецкий султан прислал в подарок Ушакову бриллиантовый челенг, соболью шубу и тысячу червонцев, для команды — 3,5 тысячи червонцев. Император Павел пожаловал Ушакова чином адмирала.
Федор Ушаков после победы писал: «Мы не желаем никакого награждения, лишь бы только служители наши, столь верно и ревностно служащие, не были бы больны и не умирали с голоду».
Встал вопрос о дальнейшем устройстве Ионических островов. Павел Первый пришел к решению «устроить на них республику», исполнять это решение должен был адмирал Ушаков.
Отслужили торжественный молебен по случаю Святой Пасхи 27 марта 1799 г., и адмирал приступил к составлению конституции. Так было образовано национальное греческое государство под протекторатом Турции и при покровительстве России. Его «крестным отцом» стал русский адмирал Федор Федорович Ушаков.
Поистине государственную мудрость проявил Ушаков, оказав поддержку в борьбе Неаполитанского королевства против французов, не дожидаясь решения императора по этому вопросу. Русский отряд капитан-лейтенанта Белли, который отправил Ушаков, в течение 20 дней фактически способствовал освобождению почти всего королевства.
«Это еще не все, — сообщал неаполитанский министр Ушакову. — Войска заставили все население обожать их… одни лишь русские войска могли совершить такое чудо».
Средиземноморский поход был завершен, очередной поход не состоялся — Павел Первый был убит. Александр Первый перевел Ушакова в Санкт-Петербург на должность главного командира Балтийского гребного флота. В конце 1806 г. Ушаков подал прошение об отставке ввиду «телесной и душевной болезни». Своих детей у него не было. Племянники встали на ноги. Написав завещание, он отправился к себе в имение на Тамбовщину, в Алексеевку Темниковского уезда, что неподалеку от Санаксарского монастыря, где настоятелем был когда-то его дядя Иван Игнатьевич — отец Федор Санаксарский. Туда приезжал адмирал на молитву, в Великий пост по неделе жил в монастыре в своей келье.
На его средства в Темникове построили госпиталь для раненых, 2 тысячи рублей он внес на формирование 1-го Тамбовского полка, оказывал помощь всем, кто приходил к славному адмиралу. Военный историк Овчинников В.Д., биограф Ушакова, установил, что племянники — воспитанники адмирала — не посрамили его имени. Скончался Федор Ушаков на 74-м году от рождения. Отпели его в Спасо-Преображенской церкви г. Темникова, несколько верст до Санаксарского монастыря гроб с телом народ пронес на руках. Племянник Федор Иванович на могиле дяди поставил скромный памятник с надписью: «Здесь покоится прах Его Высокопревосходительства и высокопочтенного боярина флота, адмирала и разных российских и иностранных орденов кавалера Федора Федоровича Ушакова, скончавшегося 1817 года сентября 4 дня, на 74 году от рождения». Дату кончины племянник Федор указал неверно.
Памятник стоит доныне. На территории Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря воздвигнут еще один памятник великому флотоводцу. Мощи Федора Санаксарского и Федора Федоровича Ушакова покоятся в монастырском Храме Воскресения Христова.
Татьяна Симонова
В Рыбинске каждый год 15 октября память великого земляка почитают шествием и торжественным возложением цветов к первому российскому бюсту адмирала на Ушаковском бульваре. В этом году в шествии с иконой святого праведного воина приняли участие не только священнослужители, но и кадеты, воспитанники Клуба юных моряков и юнармейцы, курсанты речного училища, военные, жители Рыбинска