Продолжаем рассказ, как развивался в Рыбинске транспорт. Предыдущая история — здесь
Переход в систему Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР и возрастающие требования к общественному транспорту заставили Рыбинское отделение изучить спрос в пассажирских и грузовых перевозках в зоне обслуживания.
А спрос был высок. Девять автобусов требовались на маршруты, связывающие центр города — ост. «Водный вокзал» — с конечными пунктами. А именно, остановками «Фабрика-кухня», «Ж/д вокзал», «Переборы Волгостроя», «Бумажная фабрика», «Копаево».
А летом рыбинцы ездили отдыхать — и требовался маршрут до ост. «Дом отдыха им. Воровского». Еще 5-7 единиц техники требовалось на междугородние — так называемые трактовые — перевозки до Пошехонье-Володарска, Мологи, Углича.
Грузовых таксомоторов для населения было необходимо не менее трех, один из них – для постоянной работы по перевозке багажа граждан от Водного вокзала до железнодорожного вокзала и обратно. Еще 15-17 автомашин нужно было, чтобы обеспечить трактовые перевозки на Пошехонье и Углич, доставку грузов торговли по городу, а также дров для предприятий и населения.
Однако в реальности все было значительно скромнее. В 1940 году, как и в два предыдущих года, продолжались простои автомобилей «на консервации» из-за отсутствия шин, и только в предвоенном году ситуация стала улучшаться.
К 1 января 1941 года в Рыбинском отделении было 20 грузовых автомобилей, из них ЗиС-5 – 12 единиц, преимущественно работавших на трактовых перевозках. Для них же были приобретены два одноосных автоприцепа грузоподъемностью 1,5 тонны для перевозки длинномерных грузов.
Из восьми автомобилей ГАЗ-АА четыре работало на внутригородских перевозках грузов, два предназначалось для грузового такси, один – для «самообслуживания». Еще один представлял собой автоцистерну на шасси ГАЗ-АА, в задачу которого входила перевозка бензина с нефтебазы на городскую бензозаправочную станцию общего пользования.
Парк автобусов состоял из четырех шестнадцатиместных ГАЗ 03-30, одного ЗиС-8 с числом мест для сидения 21 и общим 29 и двух автобусов на базе грузового автомобиля ЗиС-5.
Еще числился легковой автомобиль ГАЗ-А, переданный из областного автотреста в неисправном состоянии. Всего в отделении было 28 автомобилей.
Для них в гараже было 4 места для проведения ремонтов и 3 станка. 10 мест для стоянки автомобилей было крытых.
Интересно, что до 1940 года в документах на трактовых перевозках не упоминалось направление Рыбинск – Ярославль. Дело в том, что автогужевой дорогой между Рыбинском и Ярославлем считался путь через Углич и Ростов протяженностью 220 км. Кратчайшее направление через Тутаев представляло собой грунтовую дорогу, которая по несколько месяцев в году находилась в непроезжем состоянии.
Сообщение с областным центром поддерживалось железной дорогой, а летом – водным транспортом.
К концу 1930-х годов автомобилизация народного хозяйства остро поставила вопрос о строительстве автодороги Ярославль – Рыбинск длиной 80 км. В дороге были заинтересованы предприятия, колхозы и совхозы Ярославского, Тутаевского, Большесельского, Рыбинского, Мышкинского, Брейтовского и Пошехоно-Володарского районов. Именно они обеспечили стройку рабочими, инструментами и транспортом, в основном гужевым.
Строительство автодороги началось в сентябре 1939 года. Основные работы были завершены к 7 ноября 1940 года. При ширине дорожного полотна 10 метров ширина булыжной проезжей части составляла 6 метров. Автомобильное сообщение на Ярославль и далее на Москву было открыто!
22 июня 1941 года началась война. 24 июня газета «Рыбинская правда» опубликовала указы Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных и объявлении военного положения в отдельных местностях СССР, в том числе в Ярославской области.
В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право: привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ и охраны объектов, устанавливать военно-квартирную обязанность для размещения воинских частей, объявлять автогужевую повинность для военных надобностей, производить изъятие транспортных средств у организаций и граждан, регулировать работу предприятий, воспрещать въезд и выезд граждан.
На фоне военных сводок о продвижении немецких войск вглубь СССР 6 июля последовал указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», по которому виновные карались по приговору военного трибунала тюремным заключением от двух до пяти лет, если это действие по своему характеру не влекло за собой по закону более тяжкого наказания.
Общую картину напряженного положения дополнило введение с 1 сентября продуктовых карточек двух категорий на хлеб, сахар и кондитерские изделия. К первой категории снабжения относились преимущественно оборонные предприятия, ко второй – все остальные и транспорт.
В конце августа в Рыбинске начались мероприятия по освобождению зданий для размещения воинских частей. В частности, освобождался дом № 8 по ул. Чкалова, в котором впоследствии размещалась четвертая рота военного училища, эвакуированного из Пушкина Ленинградской области.
Из этого здания в дом № 12 по пр. Ленина переселялись в порядке уплотнения прокуратуры города и городских районов, нарсуды, «коллектив адвокатов» и нотариальная контора. А Рыбинскому отделению облавтоуправления было предписано в срок до 25 августа перенести контору с площади 25-го Октября, д. 2/12 в угловое здание Садового и Пионерского переулка, дом 4а.
Параллельно шло сокращение штатов из-за уменьшения производственной программы и призывов на военную службу.
Осенью 1941 года Ярославская область стала прифронтовой. 14 октября немецко-фашистские войска вошли в город Калинин (Тверь). Возникла угроза их продвижения через Ярославскую область в обход Москвы.
С 22 октября Ярославский Государственный комитет обороны в Рыбинске и области ввел обязательную гужевую повинность и трудовую для населения в возрасте от 16 лет для строительства оборонительных сооружений, которое продолжалось до 30 января 1942 года.
В сильные морозы люди копали вручную окопы и противотанковые рвы, строили землянки и командные пункты. На работах было занято свыше ста тысяч жителей Ярославской области.
В связи со сложившейся обстановкой на фронте Рыбинское отделение Яроблавтоуправления 14 ноября реорганизовали в Автоотряд № 2 при Комитете Обороны численностью 135 человек.
После контрнаступления советских войск под Москвой угроза оккупации Ярославской области исчезла. В это время блокадный Ленинград остро нуждался в продовольствии.
Из воспоминаний Павла Изюмова, одного из будущих руководителей предприятия: в Ярославской области в феврале 1942 года была организована автоколонна в 50 автомобилей и отправлена под Ленинград, где она обслуживала «Дорогу жизни» через Ладожское озеро, доставляла продовольственные товары ленинградцам.
В сводной автоколонне были водители и Рыбинского отделения. Оставшиеся в городе занимались перевозкой грузов жизнеобеспечения – дров, каменного угля, продовольствия. Ушедших на фронт водителей-мужчин частично заменили женщины.
С 1 декабря 1943 года Яроблавтоуправление стало называться трестом «Авторазгрузжелдор», а Рыбинское отделение – Рыбинской автотранспортной конторой.
Впрочем, от переименования ничего не изменилось. К концу 1944 года в конторе осталось 11 грузовиков и 4 автобуса.
Константин Мишин