Двенадцатичасовой рабочий день, золотые руки по цене бриллиантовых и происки подражателей.
О проблемах и перспективах пластмассового производства в Рыбинске рассказывает Александр Елисеев.
История Александра Елисеева и его «Рыбинского полимера» не совсем типичная. Экономист решает убрать диплом столичного вуза на дальнюю полку и уйти в производственники. И выбирает при этом непопулярную, почти пустующую нишу. В то время как большинство предприятий фокусируется либо только на литье пластмассы, либо на изготовлении металлических пресс-форм, Елисеев нацеливается на весь цикл производства. Сейчас его предприятие выполняет самые разные заказы: от упаковки и ловушек для грызунов до деталей машин и снегоходной техники. Берется за индивидуальные разработки. Есть изделия, предназначение которых засекречено.
А начиналось все с одного украинского станка, который лил пластмассу.
— Свои пресс-формы мы тогда еще не делали и ждали заказчиков только на литье пластмассы с готовых форм, — вспоминает Александр.
Финансово-кредитному специалисту пришлось самостоятельно научиться металлообработке, ЧПУ-фрезерованию, с нуля осваивать эрозионный станок. Вузовские знания не понадобились, больше пригодился простой житейский опыт.
— Читал, копал в интернете, пробовал, — рассказывает он. — Обращался за советом к заводчанам. Теперь они сами по некоторым вопросам консультируются у меня, например, как построить сложную траекторию для фрезерного станка. Любого сотрудника у любого станка у себя на производстве я могу заменить.
Елисеев уверен: руководитель должен обязательно уметь работать руками.
— Надо показать человеку, что, например, партию в десять тысяч изделий в день выпустить реально. Не на словах, а на деле это продемонстрировать, — объясняет он. — Иначе начальника никто уважать не будет: «Сидит там, штаны протирает». Некоторые заблуждаются: предприниматель – значит, махинатор, бездельник, отдыхает на Лазурном берегу. На самом деле это не так. Бизнес – твое детище, днем и ночью думаешь о том, как уберечь его от напастей. Сам я работаю по двенадцать часов – и как наладчик, и как технолог.
Шеф-многостаночник и на работу старается брать людей с опытом, которые имеют определенные навыки. Однако сформировать даже небольшой, меньше десяти сотрудников, штат – проблема колоссальная.
— Главная трудность – люди не хотят работать, — признается он. — Есть такие, кто переходит с одного пред- приятия на другое, но толка от них нет – они ничего не умеют и не учатся. Кто приходит с опытом, с золотыми руками, оценивают их как бриллиантовые. Планка слишком завышена, нам не прокормить такого специалиста.
Александр Елисеев – требовательный руководитель. Без этого качества и постоянного контроля интеллектуально емкое производство быстро придет в упадок.
— Ошибка на пресс-форме дорого стоит, — объясняет он. — Чуть не туда пошла фреза, и ты все испортил – начинай сначала. Кто сталкивался с металлообработкой, тот поймет, что речь идет о сотой доле миллиметра. Поэтому пластмасчики стараются держаться серийного производства с готовых пресс-форм, обходя стороной индивидуальные изделия.
Елисеев пошел другим путем, взяв на себя весь цикл производства: от идеи до запуска ее в тираж. Для этого на предприятии есть все необходимое оборудование.
— Мы разрабатываем 3D-модели изделия, с них делаем чертежи, потом – оснастку пресс-формы, саму пресс-форму и только после этого запускаем термопласт – автомат литья пластика под давлением. С его помощью можно получить триста шестеренок для снегоходов или десять тысяч ручек для коробки вина в день, — рассказывает Александр.
Разработки рыбинских полимерщиков вызывают интерес не только у заказчиков, но и у охотников за технологиями.
— Мы сделали звездочку с подшипником на снегоход. Не скажу, что это какой-то прорыв, но изделие действительно усовершенствованное. Спустя год приходит отзыв, что изделие плохого качества. Смотрю – а это не мое изделие. Так я узнаю, что у нас, оказывается, уже есть подражатели, — с улыбкой рассказывает предприниматель.
Сырьем для производства служат пластмассовые гранулы, для изделий с повышенными требованиями – импортного производства, а для заказов попроще – вторсырье, в основном канистры и ящики. Дробят их прямо тут же, в цехе.
— Пластик пытаюсь применить полностью. Даже для смета с пола, который остается после дробления вторсырья, мы нашли применение – набиваем им боксерские груши. К экологии я очень щепетильно отношусь, — говорит предприниматель.
Он опровергает мнение, что пластмассовое производство – обязательно вредное:
— Вы чувствуете запах пластмассы? Нет? Потому что она плавится внутри герметичной стальной трубки. Все наши станки прогрессивные с точки зрения экологии, энергосберегающие.
Цех, по словам руководителя, работает стабильно, производство загружено. Но, как считает Елисеев, потолок еще не достигнут: бизнес маленький, с оборотами до четырех миллионов рублей в год. Собственных средств на стремительный апгрейд, естественно, недостаточно. Но, как говорится, тише едешь – дальше будешь. Обращаться к заемному капиталу дипломированный финансист тоже не спешит:
— Я не верю в кредиты. Конечно, если бы они давались под 2%, то можно было бы воспользоваться, развитие пошло бы гораздо быстрее. Но у нас по факту переплата – 30-50%. Это какая должна быть маржинальность? Я рассчитываю только на себя. Да, это дольше, но зато ты уверен, что завтра к тебе не придут кредиторы и не вытряхнут из тебя все, что ты наживал своим трудом.
Александр Елисеев – из тех, кто не строит воздушных замков. Скорее, он человек дела, четких целей и установок. Но и у него есть мечта:
— Хочу построить свой завод по обработке пластика и металла – передовой, технически оснащенный, экологичный. В своем деле хочется развиваться, интересно решать новые задачи.
«Планка слишком завышена, нам не прокормить такого специалиста.» А может свою планку личную надо понизить? А то ведь одна куртяга на фото на месячную зарплату тянет.
Уважаемый, а в чём логика? По-вашему, директор должен закаляться всю зиму без куртки, а вместо неё на один в месяц в году нанять втридорога специалиста?
Ольга, логика в том, что если у хозяина нет денег на высококлассных специалистов, то у него нет и никакой перспективы развития. Кстати, про логику : «нанять втридорога» — это совсем не логично в данном случае, хотя очень распространенная практика среди своих в бюджетных заведениях:)
Когда все авторучки и остальные пластиковые изделия из азиатчины — это позор.
Позор -это когда высшее руководство Генштаба МО РФ многомиллиардные аферы с китайскими изделиями проворачивает, выдавая их за продукцию отечественного ВПК.
Позор — это когда силу сибири китайцам, а русским — новые повышенные тарифы каждый год.
Вот это правильный подход к делу. Человек занимается действительно производством, а не просто перепродажей китайского ширпотреба. Сам занимаюсь производством, и не по наслышке знаю о проблемах про которые говорит Александр. Сейчас у нас очень трудно найти хорошего специалиста, что бы реально он сам мог довести изделие от идеи до серии.
А про куртку в первом комментарии могу сказать следующее: человек зарабатывает своим трудом, и даёт работу ещё нескольким людям, у которых есть семьи. Ещё и налоги платит. И почему он должен ходить в рванине? Да и не думаю, что эта куртка стоит баснословных денег.
От идеи до серии один человек!Денис вы о чем.Тем более на станках с ЧПУ.Да над этим целые коллективы работают.Конструктор,технолог,програмист,оснастка,приспособления,инструмент,наладчик со сдачей первой готовой детали и только потом оператор.А этот паренёк как жена товарища Сухова.
Вы не поверите, но так бывает. Можно принести Александру , даже эскиз, и он реально один сделает форму для этой детали , материал подберёт, и на этой форме запустит серию. При чём форму сконструирует сам, и программу обработки на ЧПУ напишет и у станка сам постоит.
Поверьте, я знаю о чём говорю.
Владелец бизнеса должен в первую очередь обеспечить свое производство заказами и финансами, чтобы оно, производство, жило и развивалось с перспективой на будущее. Пока же , как явствует из статьи, у Александра работникам нет смысла работать даже за еду, т.к. он их «прокормить» не может.
И это не вина Александра. Сейчас каждый, и крупный и мелкий бизнес, выживает, как может. А дальше все будет только сложнее. ИМХО.
Да, он очень предприимчивый. Ну и правильно. Молодец.
Это замечательно, что в нашем городе есть молодежь, которая хочет работать, создавать, идти своим путём!!! Любое большое дело начинается с малого, а дальше борьба. Успех есть движение от одной неудачи к другой без потери энтузиазма. Александр, не обращайте внимания на ленивых завистников и болтунов. Они всегда будут. Надеюсь, что мы о тебе ещё услышим! Удачи