Главное Темы 5 февраля 2020

О чем молчат наличники Рыбинска?

Истории в картинках о древней магии, добрых змеях и рожаницах, которые прячутся среди цветов.

Наличники —  это оберег и заклинание, зашифрованное в деревянных вензелях

Резная магия и историческая память

Резные наличники — интереснейшее явление в зодчестве. Помимо своей утилитарной функции — защищать окна от сквозняков и осадков, в старину они имели еще одно предназначение — оберегать дом от бед и проделок нечисти, взывали к милости богов и сил природы.

С незапамятных времен люди отражали в домовой резьбе картину мироздания, «зашифровывали» в них моления высшим силам. С течением времени резные кружева утратили свой магический смысл, превратившись в декор. Навряд ли уже в XIX столетии резчики задумывались о магических свойствах деревянных завитушек. Мастера попросту повторяли  орнаменты, которые вырезали их деды и прадеды.  Но несмотря на это, многие символы и сегодня поддаются «дешифровке».  Разгадывая тайны наличников, мы погружаемся во времена славянского язычества, а иногда и в каменный век.

Солнечный круг, небо вокруг

Солнечные, или солярные, символы — одни из самых важных для наших предков. Они сулили богатство, радость и хорошую судьбу. Солнце изображалось в виде круга (полукруга), круга с лучами или с крестами, «цветка» с четырьмя, шестью или восемью лепестками. Помещая эти знаки на своем жилище, хозяин хотел запустить в дом живительную солнечную силу, уберечь род от несчастья и сглаза.

Ул. Румянцевская, Радищева

Треугольник крыши — это небосвод, по которому движется солнце: от нижнего края причелин (восход) — к вершине фасада (в зените) — и снова вниз (закат).

Три «цветка» в разных точках крыши отражают ход солнца по небосводу, ул. Чкалова

Два солнца (дневное и ночное, перевернутое) обеспечивали круглосуточную защиту дома от всякого зла, ул. Гоголя

Птички небесные

Прилетели пташки – принесли на крыльях весну, а вместе с ней —  тепло, надежду на урожай и достаток. Резные пернатые, усевшиеся на окошко, сулят хозяевам материальное благополучие.

Парящие в небесах птицы обретают в глазах предков сакральную сущность: они общаются с богами и приносят на землю прорицания. А из птичьего яйца «вылупляется» все мироздание.

Ул. Тарасова

Вода, дарующая жизнь

Волнистые линии, зигзаги, разной сложности плетенки — это все знаки водной стихии и образные пожелания плодовитости и богатства.

Интересно, что в Рыбинске, стоящем на Волге, знаки воды — одни из самых распространенных в домовой резьбе.

Вода играла огромную роль в жизни земледельцев. Славяне различали воду небесную (дождь) и подземную. От дождя напрямую зависит созревание урожая и благосостояние семьи. Подземные воды питают родники и реки, даруют жизнь растениям.

Игра света и тени удваивает декоративный (а может, и магический) эффект, ул. Чкалова

Вода имеет сакральный смысл как рубеж между мирами и путь на тот свет. Через водную преграду не переступала нечисть.

Оберег бесконечник на карнизе заворачивает злых духов, не пуская их в дом, ул Крестовая

Ужи-господарики

Культ змей-хранителей известен с глубокой древности. Ужи, живущие в сырых местах и выползающие во время дождя, в сознании земледельцев ассоциировались с таинственным механизмом появления дождя. Их почитали как защитников посевного зерна от мышей, хозяйки ласково называли их господариками и кормили молоком. А мастера-резчики вырезали образы домашних покровителей на избах.

Ул. Румянцевская

Земля-кормилица

Главные знаки аграрной магии — ромб и квадрат. Они символизируют поле.

Ул. Пушкина

Точка внутри указывает, что поле засеяно, оплодотворено.

Выпуклые пирамидки, равносторонние и вальмовые, на подоконной доске и боковинах наличника — тоже знаки земли. Их вырезали для привлечения удачи в земледелии.

Ул. Румянцевская

Череда ромбов — древнейший орнамент, известный со времен палеолита. Он встречается у всех народов мира. Именно такой рисунок образует поперечный срез кости мамонта. Для первобытных художников ромбический узор служил «замещением» самого мамонта — главного источника пищи. Он выражал представления о мощи, сытости и плодовитости, а позже, в земледельческую эпоху, стал символом земли, дарующей жизнь.

«Стеснительные» Берегини 

Фигурка богини-берегини — еще один популярный оберег на резных наличниках Рыбинска. Женская фигурка изображена в позе рожаницы, с раскинутыми руками и ногами. На наличниках она олицетворяет женское начало и отвечает за продолжение рода.

Правда, разглядеть Берегиню в резных узорах не всегда легко. Сильно стилизованная, она словно прячется от глаз среди причудливых переплетений цветов и растений. А вы нашли ее?

Ул. Пушкина

Ул. Румянцевская

Образ богини-рожаницы берет начало еще в охотничьих мифах неолита. Первобытные люди верили, что где-то рядом с солнцем Небесные хозяйки мира — рогатые женщины-лосихи рожают для людей оленей и всех полезных животных. Эти богини отождествлялись с северными созвездиями Большой и Малой медведицей (первое на Руси носило имя Лося).

Росток и мировое древо

Трехлепестковые ростки, или крины (криницы) — знаки первых всходов, нарождающейся жизни и плодородия.

Ул. Гоголя

Растительный орнамент, переплетения цветов и трав — это еще и символ мирового древа. Оно соединяет три мира: корнями уходит в нижний темный мир духов, ствол его растет в земном мире людей, а ветви тянутся  в мир богов, небесный Ирий.

Ул. Пушкина, Румянцевская

Узор в виде ростков, напоминающий букву «Ж», вновь отсылает нас к Берегиням.

 ул. Румянцевская

Уходящая натура и новые веяния

Деревянные дома в Рыбинске — уходящая натура. Вместе с ними канет в небытие целый пласт народного искусства — резные наличники. Печально смотреть, как у нас на глазах погибают образцы старого зодчества. И процесс этот необратим.

Ул. Румянцевская

К счастью, находятся в Рыбинске те, кто возвращает улицам моду на деревянные кружева. Современные зодчие возводят новые дома по образу и подобию утраченных и наряжают их резьбой с той самой архаичной символикой. Так мастера XXI века подхватывают эстафету исторической памяти.

Ул. Румянцевская

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Мария 09:03 | 13 февраля 2020

Какую вы лажу написали, читать смешно.

Сначала вы вполне достоверно пишете «В девятнадцатом веке мастера не задумывались о символике», а потом начинаете какие-то расшифровки сочинять. Ну голову включайте, же, люди! Если в девятнадцатом они не имели в виду ничего подобного, то с чего ж вы взяли, что все эти красивые завитушки (вырезанные именно в девятнадцатом веке!) со смыслом?!
Мысль, что они «повторяли работы старых мастеров» не выдерживает никакой критики: до середины семнадцатого века не было ни наличников ни вообще стёкол даже, так что ни о какой резьбе речи не идёт. Посмотрите картины того времени, гравюры, посмотрите результаты раскопок в конце концов. Нет там наличников.
А в восемнадцатом веке никто бы языческие символы никакие не стал на дома себе прилеплять. Ну православные же люди уже восемьсот лет! Ну это как сейчас свастику на лбу нарисовать.

    Татьяна 22:42 | 23 февраля 2020

    Мария, прежде чем критикивать автора прочтите «поэтические воззрения славян на природу»Афанасьева-фундамантальный труд известного фольклориста и Вам откроется очень многое из наследия славян. Не стоит критиковать то в чем Вы совершенно не разбираетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме