Истории в картинках о древней магии, добрых змеях и рожаницах, которые прячутся среди цветов.
Наличники — это оберег и заклинание, зашифрованное в деревянных вензелях
Резная магия и историческая память
Резные наличники — интереснейшее явление в зодчестве. Помимо своей утилитарной функции — защищать окна от сквозняков и осадков, в старину они имели еще одно предназначение — оберегать дом от бед и проделок нечисти, взывали к милости богов и сил природы.
С незапамятных времен люди отражали в домовой резьбе картину мироздания, «зашифровывали» в них моления высшим силам. С течением времени резные кружева утратили свой магический смысл, превратившись в декор. Навряд ли уже в XIX столетии резчики задумывались о магических свойствах деревянных завитушек. Мастера попросту повторяли орнаменты, которые вырезали их деды и прадеды. Но несмотря на это, многие символы и сегодня поддаются «дешифровке». Разгадывая тайны наличников, мы погружаемся во времена славянского язычества, а иногда и в каменный век.
Солнечный круг, небо вокруг
Солнечные, или солярные, символы — одни из самых важных для наших предков. Они сулили богатство, радость и хорошую судьбу. Солнце изображалось в виде круга (полукруга), круга с лучами или с крестами, «цветка» с четырьмя, шестью или восемью лепестками. Помещая эти знаки на своем жилище, хозяин хотел запустить в дом живительную солнечную силу, уберечь род от несчастья и сглаза.
Ул. Румянцевская, Радищева
Треугольник крыши — это небосвод, по которому движется солнце: от нижнего края причелин (восход) — к вершине фасада (в зените) — и снова вниз (закат).
Три «цветка» в разных точках крыши отражают ход солнца по небосводу, ул. Чкалова
Два солнца (дневное и ночное, перевернутое) обеспечивали круглосуточную защиту дома от всякого зла, ул. Гоголя
Птички небесные
Прилетели пташки – принесли на крыльях весну, а вместе с ней — тепло, надежду на урожай и достаток. Резные пернатые, усевшиеся на окошко, сулят хозяевам материальное благополучие.
Парящие в небесах птицы обретают в глазах предков сакральную сущность: они общаются с богами и приносят на землю прорицания. А из птичьего яйца «вылупляется» все мироздание.
Ул. Тарасова
Вода, дарующая жизнь
Волнистые линии, зигзаги, разной сложности плетенки — это все знаки водной стихии и образные пожелания плодовитости и богатства.
Интересно, что в Рыбинске, стоящем на Волге, знаки воды — одни из самых распространенных в домовой резьбе.
Вода играла огромную роль в жизни земледельцев. Славяне различали воду небесную (дождь) и подземную. От дождя напрямую зависит созревание урожая и благосостояние семьи. Подземные воды питают родники и реки, даруют жизнь растениям.
Игра света и тени удваивает декоративный (а может, и магический) эффект, ул. Чкалова
Вода имеет сакральный смысл как рубеж между мирами и путь на тот свет. Через водную преграду не переступала нечисть.
Оберег бесконечник на карнизе заворачивает злых духов, не пуская их в дом, ул Крестовая
Ужи-господарики
Культ змей-хранителей известен с глубокой древности. Ужи, живущие в сырых местах и выползающие во время дождя, в сознании земледельцев ассоциировались с таинственным механизмом появления дождя. Их почитали как защитников посевного зерна от мышей, хозяйки ласково называли их господариками и кормили молоком. А мастера-резчики вырезали образы домашних покровителей на избах.
Ул. Румянцевская
Земля-кормилица
Главные знаки аграрной магии — ромб и квадрат. Они символизируют поле.
Ул. Пушкина
Точка внутри указывает, что поле засеяно, оплодотворено.
Выпуклые пирамидки, равносторонние и вальмовые, на подоконной доске и боковинах наличника — тоже знаки земли. Их вырезали для привлечения удачи в земледелии.
Ул. Румянцевская
Череда ромбов — древнейший орнамент, известный со времен палеолита. Он встречается у всех народов мира. Именно такой рисунок образует поперечный срез кости мамонта. Для первобытных художников ромбический узор служил «замещением» самого мамонта — главного источника пищи. Он выражал представления о мощи, сытости и плодовитости, а позже, в земледельческую эпоху, стал символом земли, дарующей жизнь.
«Стеснительные» Берегини
Фигурка богини-берегини — еще один популярный оберег на резных наличниках Рыбинска. Женская фигурка изображена в позе рожаницы, с раскинутыми руками и ногами. На наличниках она олицетворяет женское начало и отвечает за продолжение рода.
Правда, разглядеть Берегиню в резных узорах не всегда легко. Сильно стилизованная, она словно прячется от глаз среди причудливых переплетений цветов и растений. А вы нашли ее?
Ул. Пушкина
Ул. Румянцевская
Образ богини-рожаницы берет начало еще в охотничьих мифах неолита. Первобытные люди верили, что где-то рядом с солнцем Небесные хозяйки мира — рогатые женщины-лосихи рожают для людей оленей и всех полезных животных. Эти богини отождествлялись с северными созвездиями Большой и Малой медведицей (первое на Руси носило имя Лося).
Росток и мировое древо
Трехлепестковые ростки, или крины (криницы) — знаки первых всходов, нарождающейся жизни и плодородия.
Ул. Гоголя
Растительный орнамент, переплетения цветов и трав — это еще и символ мирового древа. Оно соединяет три мира: корнями уходит в нижний темный мир духов, ствол его растет в земном мире людей, а ветви тянутся в мир богов, небесный Ирий.
Ул. Пушкина, Румянцевская
Узор в виде ростков, напоминающий букву «Ж», вновь отсылает нас к Берегиням.
ул. Румянцевская
Уходящая натура и новые веяния
Деревянные дома в Рыбинске — уходящая натура. Вместе с ними канет в небытие целый пласт народного искусства — резные наличники. Печально смотреть, как у нас на глазах погибают образцы старого зодчества. И процесс этот необратим.
Ул. Румянцевская
К счастью, находятся в Рыбинске те, кто возвращает улицам моду на деревянные кружева. Современные зодчие возводят новые дома по образу и подобию утраченных и наряжают их резьбой с той самой архаичной символикой. Так мастера XXI века подхватывают эстафету исторической памяти.
Ул. Румянцевская
Какую вы лажу написали, читать смешно.
Сначала вы вполне достоверно пишете «В девятнадцатом веке мастера не задумывались о символике», а потом начинаете какие-то расшифровки сочинять. Ну голову включайте, же, люди! Если в девятнадцатом они не имели в виду ничего подобного, то с чего ж вы взяли, что все эти красивые завитушки (вырезанные именно в девятнадцатом веке!) со смыслом?!
Мысль, что они «повторяли работы старых мастеров» не выдерживает никакой критики: до середины семнадцатого века не было ни наличников ни вообще стёкол даже, так что ни о какой резьбе речи не идёт. Посмотрите картины того времени, гравюры, посмотрите результаты раскопок в конце концов. Нет там наличников.
А в восемнадцатом веке никто бы языческие символы никакие не стал на дома себе прилеплять. Ну православные же люди уже восемьсот лет! Ну это как сейчас свастику на лбу нарисовать.
Мария, прежде чем критикивать автора прочтите «поэтические воззрения славян на природу»Афанасьева-фундамантальный труд известного фольклориста и Вам откроется очень многое из наследия славян. Не стоит критиковать то в чем Вы совершенно не разбираетесь.