Главное Темы 5 марта 2020

История одного предприятия. Про дрова

Как справлялись рыбинцы с дефицитом топлива? Как лузгой от семечек отапливали целые заводы? Автомобиль на дровах — это реальность?

Продолжаем серию публикаций о развитии в Рыбинске транспорта. Предыдущая история рассказывала, как строили дорогу Рыбинск–Ярославль. 

К началу Великой Отечественной войны в Рыбинске свыше 158 тысяч жителей. Наш город — крупный промышленный центр. Появляется развитая сеть учреждений медицины, культуры, образования, дошкольного воспитания. Соцобъекты и жилые дома нуждались в отоплении. Топили дровами, каменным углем, мазутом, торфом.

Рыбинск в сороковые

Жилье в основном отапливалось дровами. Так, для обогрева зимой и осенью большого 74-квартирного дома по Герцена запасали 650 кубометров дров — по 9 кубометров на квартиру.

В Рыбинске заготовкой дров и их реализацией занималось спецпредприятие – гортоп. Перед войной гортоп для доставки топлива имел 15 автомобилей и 28 лошадей – этого было достаточно.

Добывать тепло своими силами

В военное время бремя заготовки дров легло на жителей. В оборот вошло слово «самозаготовки». В 1942 году исполком горсовета отвел пункты для самозаготовок дров. Жители Сталинского района – лесосеки около ст. Тихменево, Молотовского – лесосеки около ст. Торопово, по Ворошиловского – лесосеки в Борзовском лесу.

Справка: С июля 1939 года Рыбинск разделили на три района. Сталинский район: центр, Скоморохова гора, Северный, Веретье. Молотовский: Запахомовский, Гагаринский, Мариевка, Зачеремушный, Ягутка, Копаево. Ворошиловский: Заволжье и Слип. В декабре 1944 года в Рыбинск включили Переборы, Волжский, ГЭС-14 и образовали Шекснинский район. В августе 1948 года районное деление упразднили – до марта 1972 года.

22 июля 1942 года в газете «Рыбинская правда» опубликовали заметку начальника Рыбинского отделения «Автотранс» Большакова: «Коллектив Рыбинского отделения автотранса в 1941 году заготовил 429 кубометров дров – по 7,5 кубометра в среднем на каждого заготовителя. Самозаготовки производили в Панфиловском сельсовете за 20 км от города. В этом году к заготовкам приступили еще в июне.

Многие незнакомы с условиями работы в лесу, но показали высокие образцы труда.

Даже женщины, никогда не работавшие в лесу, успевают за один выходной день заготовить дров по 6-7 кубометров. Не забыли мы и своих товарищей, ушедших на фронт. Для их семей образовали особый фонд, из которого будем выдавать топливо особо нуждающимся. Трудоспособные члены семей фронтовиков тоже участвовали в лесозаготовках.

Наш коллектив уверен, что полностью обеспечит себя дровами на зиму, и примет активное участие в заготовках топлива для нужд города и своего учреждения».

заготовка дров

В 1945 году ситуация с заготовкой дров в городе обострилась. Гортоп располагал всего одной автомашиной и шестью лошадьми. Возить дрова в город стало почти не на чем. Вот что сообщила газета «Рыбинская правда» 25 ноября:

«Вокруг промышленных городов создается зеленая зона радиусом 25 км. В связи с этим рыбинскому гортопу отводят лесосеки на расстоянии 30-40 км от города. Вывозить заготовленные дрова будут на верхние рюмы сплавных рек и на склады к шоссейным дорогам, на расстояние 5-10 км от лесосек. Дальнейшая транспортировка топлива в город — сплавом и автомашинами.

В военное время древесину из лесосек на ж/д склады и к Рыбинскому водохранилищу подвозили вручную. Дальнейшая транспортировка в город – вагонами, баржами, плотами и частично автомашинами. В предстоящий лесозаготовительный сезон перевозка топлива будет затруднена, потому что гортоп располагает всего одной автомашиной и шестью лошадьми».

Огромное расстояние от лесосек до города, дефицит транспорта — рыбинцы были вынуждены трудится еще больше. По выходным они выезжали на субботники и воскресники по заготовке дров.

Поездами, теплоходами целые коллективы выезжали на лесосеки. Прибывшую по реке древесину вручную выкатывали из воды на берег. Труд, безусловно, был тяжелый — требовал и сил, и времени, и навыков.

Автомобиль на дровах

Искали и альтернативные варианты. И речь не о природном газе. Он придет в Рыбинск по трубе только в 1963 году. После газификации предприятий города в 1965 году природный газ пошел в квартиры рыбинцев. Темпы были стремительны: газификация жилого фонда в 1970 году составила 42%, в 1975 – 67%. Но это будет через двадцать с лишним лет.

А в 1945 альтернативой стала лузга – зерновая шелуха, шелуха семян подсолнечника, отходы крупозавода и мельниц города. Лузгу использовали на топливо лишь некоторые предприятия: пивзавод, хлебозавод, элеватор. Но не население.

Чтобы помочь рыбинцам, заводы изготовили форсунки для сжигания лузги в печах.

Форсунки продавали населению. Такое топливо дешевле дров, сгорало ровно, не причиняя хлопот.

Альтернативное топливо искали не только в ЖКХ. Во второй половине тридцатых активно вели работы по замене жидкого нефтяного топлива для автомобилей и тракторов.

В Западной Европе и СССР разработали газогенераторные установки на твердом топливе. Топливо — древесина, уголь и торф.

 

Газогенераторный автомобиль ГАЗ-42

Автопром СССР производил газогенераторные автомобили с 1936 года: ЗиС-21 на базе ЗиС-5, ГАЗ-42 на базе ГАЗ-АА с газогенератором на древесных чурках.

Требовались чурки из твердых пород дерева: березы, дуба, клена, лиственницы. Далее сосна. Менее желательны – осина, ольха, липа, ель. Стандарт чурки: 40-70 мм длиной, 30-60 мм шириной и толщиной. Макс влажность чурок — 22%. Древесина не трухлявая, не гнилая, без примесей песка, земли, опилок.

Перед выездом в рейс водитель должен был взять с собой несколько мешков чурок, засыпать часть их в бункер, разжечь газогенератор.

На 100 кг чурок ЗиС-21 ехал до 95 км.

Из-за лишнего веса — массы газогенератора и дров — грузовик брал на борт вместо 3 тонн 2,5 т. А скорость его не превышала 45 км/ч. Система очистки генераторного газа требовала повышенного внимания, особенно при низком качестве дров. В противном случае двигатель быстро выходил из строя.

В Рыбинске газогенераторные автомобили популярность не обрели. Ради одного-двух таких автомобилей заводить в гараже хозяйство по пилению и сушке чурок было нецелесообразно.

Нерентабельны они были и в эксплуатации: грузоподъемность ГАЗ-42 составляла 1,2 тонны. «Газгены» часто ломались, а труд водителя автомобиля становился малопривлекательным, поскольку включал обязанности кочегара.

Ярославская область. Автобус ЗиС-16 с газогенераторной установкой

В трудном военном 1942 году в Рыбинске работала только половина газогенераторных машин. остальные простаивали: из-за неумелого обращения, пренебрежительного отношения, из-за отсутствия в городе заготовительного пункта чурок (по типу АЗС).

Тем удивительнее факт: в Рыбинской автотранспортной конторе в 1945 году эксплуатировался автобус с газогенераторной установкой.

На фото из интернета — автобус ЗиС-16 с газогенератором. На нем номер ЯЩ 27-73, выданный в Ярославской области с 1936 до 1946 года. Возможно, именно он работал в Рыбинске.

Константин Мишин. Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Королёв Павел Владимирович 22:59 | 8 марта 2020

Да, девчата 14-16 лет, с утра до вечера, работали в годы войны на лесозаготовках.Сгоняли со всех деревень и ставили план. В любую погоду, зимой и летом, плохо одетые и практически без обуви, голодные и измождённые, вручную пилили, таскали, волокали и сами грузили…

гость 13:10 | 9 марта 2020

Назовите мне такую страну,где так издевались и издеваются над народом.Кроме той роковой в которой вы не жиете,потому что нельзя это жизнью назвать.
Добавлю к коментарию П.Королева.Девчат незамужних угоняли на торфоразработки с марта по октябрь.Парней неженатых угоняли на лесозаготовки с октября по март.Парни с девчатами из своих сёл и деревень не могли встретиться.Это лишь один пример из многих.Не вращайте глобус,другой такой страны не найти.

    Королёв Павел Владимирович 18:15 | 9 марта 2020

    Про торфоразработки слышу впервые, но можно было догадаться…Да, других таких стран не найти, где бы провозглашался девиз «Всё ради народа!» и где бы он так беспощадно уничтожался…Если только режим Пол-Пота, где из 3 млн. уничтожили 1.5…

Александр 10:50 | 10 марта 2020

Про торфоразработки он не слышал, зато про Пол-Пота все занет… Наверное, и про «Гроздья гнева» тоже не слышал? Забыл еще про девчат написать, которые окопы рыли, в медсанбатах и госпиталях работали, зенитки обслуживали, в партизанских отрядах воевали. И все это под страхом смерти, а не ради своей советской Родины, своего народа и Победы. Похоже женщины -предки Королева ему еще в детстве говорили: надо бы немцам сдаться, ели бы сейчас баварские сосиски с пивом. А вот моя покойная мама девчонкой вместе с подругами участвовала в этих работах в Рыбинском районе и с гордостью мне об этом рассказывала. Замечательный пост произвел на свет г-н Королев: не только женщин города с * Марта поздравил, но еще и всех нас 75-летием Победы.

Королёв Павел Владимирович 11:33 | 10 марта 2020

Всё в кучу сгрёб…Вам бы только повод был всем ярлыков сразу навешать, анонимщик вы наш,- любезный, скрывающийся за личинКой по имени Шурик…

    Александр 15:34 | 10 марта 2020

    Павел Владимирович, вы сами на себя ярлык повесили, повторив здесь от своего имени изыски гебельсовской пропаганды в преддверии Великого Праздника. Стыд и позор вам!

Добавить комментарий для Королёв Павел Владимирович Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме