Темы 27 марта 2020

Потерянное наследство

Все мы уже привыкли к раскопкам на дорогах, отключениям воды, проблемам с отоплением и прочим коммунальным «мятежам»

Давайте попробуем разобраться, почему это происходит, и что нас ждет в будущем.

Начало этой истории лежит в нашем советском прошлом. В те, теперь уже достаточно отдаленные, времена городское хозяйство было централизованным. Регулярно проводились плановые ремонты и замены коммуникаций, оборудования и прочей спрятанной от наших глаз под землей и за бетонными заборами городской инфраструктуры.

Финансирование по замене и ремонту проводилось в плановом порядке, за счет так называемой амортизации. Если совсем просто, амортизация – это такая копилка, в которую регулярно откладываются деньги для того, чтобы в случае прихода актива в негодность от износа можно было бы на эти накопленные деньги заменить его новым.

После того как по известным причинам СССР перестал существовать, тогдашние реформаторы превратили амортизацию в оборотные средства, т.е. разрешили их тратить, а не копить.

С этого момента и началась медленная деградация всей системы городских коммуникаций и инфраструктуры.

Система налогообложения была построена таким образом, что источников финансирования на эти цели у муниципальных образований просто не было, а прибыль и оборотные средства муниципальных предприятий в значительной мере тратились на латание дыр в нищих городских бюджетах.

Печальные итоги этих решений 90-х мы можем посмотреть в ежегодных отчетах по Рыбинску. По данным рыбинского департамента ЖКХ, транспорта и связи, износ инженерных сетей составляет в среднем 68,5%.

Если посмотреть ситуацию с износом основных фондов в других секторах городского хозяйства, то и там не слишком много позитива. Так, износ подвижного состава ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» приближается к критическому значению, а средствами на инвестиции в основные фонды этого предприятия по указанным выше причинам город не располагает.

Что-то пошло не так, и необходимо менять негативные тренды. Как?

Городские власти, понимая проблемы и не имея источников финансирования на восстановление городской инфраструктуры, пошли на не самые популярные, но необходимые действия.

Первым проектом в этом направлении была смена собственника активов МУП «Троллейбусное управление» в 2011 году, и этот пилотный проект стал успешным. Появилась уверенность, что открытое и прозрачное взаимодействие власти и бизнеса – неплохая альтернатива для поддержания в работоспособном состоянии городской транспортной инфраструктуры.

В конце концов, власть не должна заниматься бизнес-процессами, она должна реализовывать контрольные, обеспечительные и иные свойственные ей функции.

Планируемая в 2020 году приватизация предприятия через продажу пакета акций ОАО «ПАТП № 1» является развитием этого процесса – ухода власти из коммерческих отношений на уже имеющемся опыте взаимодействия городских властей и частного бизнеса.

Давайте посмотрим, что происходит в нашем городе с водой. Для этого обратимся к документу «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Рыбинска на 2015-2030 годы».

На дату создания этого документа город располагал следующими активами: поверхностные водозаборы – 3 комплекса, очистные сооружения водопровода – 3 комплекса, насосные станции – 11 ед., водопроводные сети – 383,2 км. И все было бы хорошо, если бы не износ сетей. Из 383,2 км водопроводных сетей 260,5 км являются ветхими и требуют реконструкции. Как следствие – гигантские потери воды – 26%, которые оплачивают и жители города.

В этой ситуации помогать спасать городские коммуникации пришли региональные власти, и муниципальное предприятие Рыбинска «Водоканал» было преобразовано в государственное предприятие Ярославской области «Северный водоканал» (ГП ЯО «Северный водоканал»).

Проиграл или выиграл от этого Рыбинск? Однозначно выиграл. Инвестиции в городскую инфраструктуру за период с 2019 по 2023 год составят значительную сумму – 833 700 000 рублей.

Не менее значимой является проблема теплоснабжения города. Исходя из данных документа «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Рыбинска на 2015-2030 годы», средневзвешенный процент износа тепловых сетей – более 73%, требуют замены 404,482 км ветхих сетей. Потери в сетях также велики и составляют 16,5%.

Взвешенным шагом в этой ситуации стало заключение в конце прошлого года концессионного соглашения на 20 лет между МУП «Теплоэнерго» и инвестором в лице дочерней компании ПАО «ТГК-2» — ООО «Рыбинская генерация». Город не только снизил долговую нагрузку более чем на 1 миллиард рублей, но получит инвестиции в размере 984 миллионов рублей для улучшения технологических параметров, внедрения современного оборудования, реконструкции объектов теплоснабжения.

Понятно, что проблемы городской инфраструктуры не заканчиваются рассмотренными в этой статье примерами. Но изменения в подходах к городской инфраструктуре дают надежду на то, что рано или поздно будет не только текущее содержание, но и развитие. Городская техническая среда многогранна и зависима. Так что, увидев очередные раскопки на улицах Рыбинска, давайте улыбаться, а не ругать власть. Поверьте, именно частые ремонт и замена труб являются признаком целенаправленной работы.

Сергей Чурочкин

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
гость 10:48 | 27 марта 2020

На чью мельницу воду льёшь экономист? Сравни штат и оклады руководителей 80х и 2019г.Если город в раскопках это признак целенаправленной работы? Не смешно.Ну а о выгоде передачи Водоканала,продажу Горэлектросети,концессии МУП Теплоэнерго скажет очередной глава Рыбинска.

    Рыбинский 14:57 | 27 марта 2020

    По крайней мере теперь Водоканал, Горэлектросети и Теплоэнерго похоже доживут до очередного главы, а перекопы как то переживем. Гость, а вас цифры потерь и износ не шокируют?

      гость 18:21 | 27 марта 2020

      Кто знает, сколько за все эти годы в офшоры ушло, в том числе ЖКХашных, денег,давно уже ничего не шокирует.

        Рыбинский 22:28 | 27 марта 2020

        Согласен. Амортизацию проели и не задумывались о последствиях. Но согласитесь, муниципалы не могли по иному. Они крайние в очереди и до них все украли областные и федеральные.

    Dupe 18:30 | 27 марта 2020

    » Рыбинская генерация» — дочка «ПАО «ГТК-2». А что такое это ПАО можно узнать, погуглив с его названием слово скандалы.

Dupe 18:18 | 27 марта 2020

а я улыбнулся, прочитав енто

вася 23:01 | 27 марта 2020

Безграмотная статья, рассчитанная на школьников. Тогдашние реформаторы (эффективные менеджеры,в отличии от «красных директоров»)и сейчас при делах (Чубайс, Кириенко), других ВВП считает великими (Ельцин, Гайдар, Черномырдин). В амортизационные отчисления закладывался срок в 8,3 года, при инфляции в 1000% во что они превратились, можете вспомнить на примере вкладов населения. Власть не должна заниматься бизнесом, ну ка назовите серьёзное предприятие, не входящее в ГУП, госкорпорацию или присосавшееся к бюджету. В мировом разделении труда мы превратились в сырьевой придаток.

    Алексей 12:07 | 28 марта 2020

    Вася, если всё так хорошо и правильно как ты написал, то почему трубы то все сгнили? Объясни не как для школьников 🙂

      Вася 15:56 | 28 марта 2020

      если бы только трубы сгнили….

Добавить комментарий для Рыбинский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме