Мы уже писали, Рыбинская судоверфь и ССЗ «Вымпел» совместно возводят уникальное судно «Хаска 10» на воздушной подушке скегового типа.
Судно вместит трехосный тягач «КАМАЗ», оно способно брать на борт до 10 тонн груза. Главная особенность «Хаски» ‒ гибкие ограждения-скеги, внедренные в конструкцию. Это делает судно маневренным и менее уязвимым.
Об особенностях таких судов недавно рассказала корпорация Ростех. Мы размещаем часть материала, касающуюся рыбинского производства.
Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь
Все суда на воздушной подушке работают по одному принципу – под днищем корпуса создается избыточное давление воздуха, которое приподнимает судно над поверхностью. Избыточное давление продуцируется специальными воздухонагнетателями.
Это позволяет СВП двигаться с достаточно большой скоростью и выезжать на необорудованный берег, что важно для быстрой разгрузки судна. СВП можно применять в любое время года.
СВП можно разделить на две большие группы: скеговые и амфибии.
Плюс амфибий: они способны двигаться по разным типам поверхности – по воде, льду, ровному грунту, болотистой местности, песчаным пляжам. К ним относятся суда, построенные по камерной и сопловой схемам.
В камерных СВП воздух нагнетается под куполообразное днище и свободно вытекает по его периметру. В сопловых судах воздушная подушка ограждается воздушной завесой, которую создают сопла по периметру днища. С изобретением «юбки» − мягкого ограждения для воздушной подушки – этот тип СВП стал самым распространенным.
Минус амфибий: сравнительно плохая управляемость, связанная с отсутствием контакта с водой. При сильном ветре скорость судна падает, и его может просто сдуть с курса.
Название скеговых СВП произошло от англ. «скег» − бортовой поплавок или ограничитель.
В скеговых судах для уменьшения расхода воздуха подушку ограждают по бокам жесткими скегами или баллонами. Эти СВП, в отличие от амфибий, используются в основном на воде, так как скеги должны быть погружены в воду.
Поэтому скеговые суда более устойчивые, чем амфибии. СВП этого типа по общей конструкции, силовой установке и управлению ближе к традиционным судам.
В 2018 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10».
Особенность «Хаски» — гибкие ограждения-скеги.
Именно скеги считают одним из слабых мест СВП этого типа. Для амфибии повреждение «юбки» не является критичным. А вот вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль — при этом теряется скорость и остальные преимущества СВП.
Гибкие скеги «Хаски» отчасти решают эту проблему. Они устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.
Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках госпрограммы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступны регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.
«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.
Работы по «Хаска 10» ведет Рыбинская верфь совместно с ССЗ Вымпел. Премьеру нового судна на воздушной подушке планируют на текущий год.
СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на гражданке. По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных.
Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ.
Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатый опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.