Темы 17 мая 2020

Небо зовет

Имя Николая Архипова одним из первых числится в длинном списке с названием «асы полка». В него вошли летчики, сбившие пять и более самолетов противника за годы Великой Отечественной войны. Архипов сбил 26, половину из которых – в одиночку

Его родина – давно под водой. Деревню Путилково Мологского уезда, где Николай родился 23 октября 1918 года, затопило Рыбинское водохранилище.

Когда мальчику было 11 лет, семья перебралась в Рыбинск. После семилетки Архипов окончил школу ФЗУ и работал на Механическом заводе № 1 (будущем ВМЗ). Успешно окончил учебу в аэроклубе и в 21 год стал красноармейцем.

Еще через год выпустился из Сталинградской военной авиационной школы летчиков. И грянула война.

Командованию Николай приглянулся сразу. Не только за отличные летные качества. Храбрость, надежность, взаимовыручка – вот, что отличало воздушного бойца из Рыбинска.

Совсем скоро капитана Архипова назначили командиром эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка 256-й авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта. К середине июня 1943 года он совершил 275 боевых вылетов, провел 134 боя в небе. Лично сбил одиннадцать вражеских самолетов и восемь — в составе группы.

Еще весной 1943 года, когда германское командование разработало план операции «Цитадель», в Москве, на основании данных разведки, решили перейти к стратегической обороне на Курской дуге. Именно она становилась удобной для нанесения ударов фашистами.

Центральному и Воронежскому фронтам отводилась особая роль. Не позднее 10 мая отразить немецкий удар, а 1 июня – наступить на горло немцам. Бои предстояли ожесточенные, кровопролитные, поэтому оба фронта усилили, передав им целый ряд соединений.

К тому времени в многочисленных боях и сражениях Советская Армия получила большой опыт ведения войны. Советская авиация заметно подтянулась. Только за год, с 22 июля 1942 года по 22 июля 1943 года, наши военно-воздушные силы, действовавшие на советско-германском фронте, выросли более чем вдвое. При этом количество бомбардировщиков увеличилось в 1,4 раза, штурмовиков — почти в 4 раза, истребителей — более чем в 1,6 раза. В результате этого ударная сила фронтовой и дальней авиации возросла почти втрое.

К лету 1943 года летчики стали активнее уничтожать авиацию противника и в воздушных боях, и на аэродромах. Истребители более организованно вели воздушные бои не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. В начале войны с этим были проблемы, как, впрочем, и с комплектованием частей.

С 5 июля по 23 августа 1943 года бойцы бились с врагом под Курском. Сначала держали оборону, затем двинулись в контрнаступление.

К началу Курской битвы наша авиация пополнилась новыми истребителями Ла-5 и бомбардировщиками Ту-2, тактико-технические данные которых были выше однотипных самолетов противника. Так, самолет Ла-5 в горизонтальной скорости превосходил истребители фашистской Германии на 40-80 км в час. Благодаря этому советский истребитель мог догнать самолет противника ФВ-190 на дистанции между ними 1600 м на высоте 2000 м через минуту, а на высоте 5000 м — через 2 минуты и 36 секунд. Самолет Ла-5 имел лучшую горизонтальную маневренность. Были приняты также на вооружение новые, более эффективные противотанковые авиационные бомбы.

Базировались наши летчики довольно далеко от линии фронта, за 60- 120 километров. Это оберегало летные части от внезапного удара прорвавшихся подвижных групп противника. Аэродромные узлы хорошо прикрывались истребителями и огнем зенитной артиллерии.

Не так-то просто было наблюдать за врагом с неба. Овраги, поросшие лесом и кустарником, тщательно скрывали в своих зеленых объятиях и людей, и технику. А управление самолетами усложняла курская магнитная аномалия — в этом месте Земля хранит миллиарды тонн железных руд.

Рано утром 5 июля советская авиация начала боевые действия на белгородско-курском направлении. В половине пятого утра 2-я и 17-я воздушные армии нанесли массированный удар по восьми аэродромам противника. 60 вражеских самолетов можно было смело списать со счетов. На земле немцы тоже несли огромные потери – погибли свыше 10 тысяч солдат и офицеров вермахта, подбитыми оказались 200 танков. Но даже хромая на одну ногу, враг продолжал медленно вклиниваться в оборону советских войск. Приостановить его удалось на следующий день.

В оборонительном сражении советские самолеты поднимались ввысь по полторы тысячи раз в сутки! Гораздо меньше вылетов они совершали в обороне под Москвой и Сталинградом.

Уничтожив свыше 1500 самолетов противника, наши летчики завоевали господство в воздухе и создали благоприятные условия для подготовки и перехода советских войск в контрнаступление.

16 июля 1943 года под Курском при выполнении боевого задания по прикрытию наших наземных войск в районе Правороть, Малое Яблоново и Новоселовка советские летчики встретились с группой вражеской авиации – на штурмовку летели двадцать «Хейнкелей-123», четыре «Мессершмитта-109» и два «Фокке – Вулфа-190». Их 26, а наших – всего 4 экипажа.

Архипов принял решение – атаковать врага. Полчаса боя тогда показались вечностью. Но оно того стоило. Пять «Хейнкелей-123» и два «Мессершмитта-109», охваченные огнем, посыпались, как картонки. Две машины врага лично сбил сам командир эскадрильи. Остальные самолеты так и не смогли прорваться к цели. При этом ни один из наших экипажей не пострадал. В этот же день немецкое командование отдало приказ об отводе войск на исходные позиции.

За этот подвиг Николаю Архипову присвоили звание Героя Советского Союза. Среди наград летчика — два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени и две Красные Звезды.

Он еще долго садился за штурвал. Прошел всю войну, а Победу встречал в Литве. Всего за период боевых действий произвел 382 боевых вылета. 31 — на разведку, 41 — на штурмовку аэродромов и войск противника, 26 — на сопровождение бомбардировщиков, 60 — на прикрытие штурмовиков, и 224 — на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Провел 148 воздушных боев, в которых сбил 26 самолетов противника.

Небо не оставил и после войны. В 1948 году Николай Архипов окончил Высшие летно-тактические курсы, а в 1953 году — курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках противовоздушной обороны страны. В запас ушел через 18 лет.

Герой жил в Ростове-на-Дону, возглавлял штаб гражданской обороны. Много лет был начальником юнармейского поста № 1 у мемориала «Огонь Вечной Славы».

31 июля 2003 года Николая Архипова не стало. Рыбинцам о подвиге земляка напоминает его имя, высеченное на одной из стел мемориала «Огонь Славы».

Источники: Википедия, портал «Подвиг народа», Замулин В.Н. «Курский излом. Решающая битва Великой Отечественной». М., 2008. Энциклопедия «Всемирная история»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме