Петровский парк вместе с усадьбой Михалковых в Рыбинске богат былыми событиями. Тут вам и вотчина семьи поэтов-песенников, режиссеров-актеров, и легенда о ночующем в баньке Бироне, и визит великого князя Владимира Александровича, и родство хозяев усадьбы с княжеской семьей Ухтомских.
Много всякого и разного напроисходило на просторах Петровского парка в далеком прошлом. Но и настоящее не отстало, подключилось, после чего по привычке догнало и в некотором смысле даже перегнало…
И тут стоит вспомнить блестящие идеи Остапа Бендера. Светлая голова турецко-подданного родила сотни сравнительно честных способов обмана народонаселения, и пара-тройка из них вполне прижились в нашем настоящем.
Но обо всем по порядку.
Итак, что нам дано в хитром уравнении с тремя неизвестными? Усадьба Петровское, разрушавшаяся десятилетиями. Петровский парк, казалось бы, бесхозный, но с массой желающих навести тут порядок. Традиционно бережная охрана государства сразу по двум параметрам – культурно-историческому и природному. Пожалуй, этого и достаточно для начала.
А начнем с малого – с новодела. С частных строений, появившихся в раннее-постсоветское время на территории усадьбы, сегодня «украшенных» вполне современными элементами архитектуры. Шальной ли воздух свободы сыграл с усадьбой злую шутку, или просто кто-то не досмотрел, но здесь обосновались не только некие физические лица, но и ряд вполне юридических: кадетский корпус, производственный кооператив «Откровение» и некоммерческая организация «Петровский парк». Все зарегистрированы на территории усадьбы, парка и рядом, а последние две – связаны друг с другом родственными, дружескими и деловыми узами.
Вот как описывает кооператив «Откровение» свою историю появления в зоне культурного наследия:
«В поисках места под Солнцем «кооператив» (кавычки кооператива) сумел расположить свою основную базу на пограничной с Петровским парком территории: мы купили дворовую часть старинного имения. Это оказалось непростым делом. Но со временем, пройдя все юридические формальности, кооператив сумел обосноваться здесь – как форпост старинного парка».
Итак, с форпостом все понятно. Купил часть истории, с трудом оформил и прочно обосновался. С кадетским корпусом тоже вроде бы все несложно. Учебное заведение, хотя и расположенное в черте историко-культурного наследия, но выведенное за пределы обременений. А вот с остальным стоило бы разобраться. Но мы не будем. Скажем только, что одно строение – частный двухэтажный дом № 37 в на улице Свердлова – признан судом незаконным. В июне 2018 года рыбинский городской суд решил, что постройка эта самовольная, возведенная в границах памятника истории и культуры федерального значения «Усадьба Михалковых XVIII-XX вв.» (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Свердлова, д. 25, 26, 38а, 38б, 38д, 38г).
Сейчас логично готовится судебный иск о сносе незаконного каменного двухэтажного дома.
Но есть на улице Свердлова еще частные особняки под номерами с литерами. Они расположены на исторической земле, и их судьба – дело будущего.
Речь, впрочем, не о собственности – законной или самовольной. Речь о том, кто и как занимается судьбой Петровского парка.
Производственный кооператив «Откровение», обосновавшись в парке, создал фееричную концепцию «Центра наследия славянской культуры» (ЦНСК). Ну как создал… Написал идеологию, нарисовал картинку и разместил в своей группе в социальной сети «ВКонтакте».
Конек производственного кооператива – отнюдь не производство. Идеологические и философские выкладки со старославянским и религиозным уклоном. Вот что является способом самореализации членов кооператива. Не будем утверждать, что это – хорошо или плохо. Останемся реалистами и приведем лишь цитату, касающуюся Петровского парка:
«…нам для реставрации бывшей усадьбы и реконструкции парка нужны были огромные (непосильные для нас и ныне) денежные средства. Все эти годы мы клянчили деньги у города, у области, в приемной президента страны, у коммерсантов. Просили «под благородную идею», под «прецедент в просветительской деятельности»…
Собственно, кооператив и сегодня находится все в той же позе просящего. Но концепцию не бросает. Хочет построить рядом с особняками «Рыбинский Версаль» – шутит местное население.
Версаль – не Версаль, а картинка красивая. Но, увы, без материальной основы.
Между тем в парке есть и другие люди с теми же благородными целями. Они тоже хотят его возрождения. Эти люди – местные жители рыбинского Заволжья. У них тоже есть проект. Он не столь густо населен славянскими символами типа «Капища Волхвов», арены для (прости господи) жертвенного огня, мемориала Гипорбореи и пространными рассуждениями о безграмотности русского народа. Он – вполне реалистичен и достаточно практичен. В нем – три зоны – общественная, культурно-развлекательная и спортивная. Ну, там, концертная площадка, футбольное поле, культурно-образовательные проекты… Ничего пафосного, ничего символического. И, что важно, не так дорого, как «Рыбинский Версаль».
Открытого противостояния между проектами нет. Да и какая Рыбинску разница, кто и как возродит Петровский парк, были бы желающие. Но палки в колеса – дело святое.
Вот решили общественники создать на территории кадетского корпуса аллею памяти – посадить 30 каштанов. Вспахали полосу земли вдоль забора. А кооперативные деятели уже пишут жалобу в органы охраны: нельзя, дескать, пахать историко-культурное наследие. Подразумевая – дома в усадьбе, дескать, строить можно, деревья в парке сажать – нельзя. Не вписываются каштаны в концепцию «Версаля», не соответствуют славянско-языческой символике.
И органы охраны разбираются, кому принадлежит вспаханная полоса – кадетам или Петровскому парку.
К чему мы все это? Да к тому, что можно сто лет мечтать, строить планы, писать философские концепции. А можно взять в руки грабли и убрать мусор. Оживить старое футбольное поле. Провести детский праздник. Вселить жизнь в уходящую натуру. С учетом, конечно, историко-культурного и природного статусов, куда ж без них.