Его творчество радовало всех: от парижских галеристов до рыбинских школьников.
Сегодня мы вспоминаем художника, которого без преувеличения можно назвать выдающимся, фантазера-экспериментатора, большого труженика, гуманиста. И пролистав старые интервью, даем слово ему самому.
Художественная школа в Рыбинске дала очень сильный толчок. Учился я у Петра Владимировича Потурая. Фактически это он и заинтересовал меня искусством, открыл глаза на жизнь. В школу я бежал с большим желанием. Отношения внутри коллектива были теплые, все были оптимистично настроены. Именно здесь у меня появился серьезный настрой, что дальше я наверняка займусь этим делом.
Особая аура — вот что отличает Рыбинск среди десятков других поволжских городов. Он пережил немало бед: и войны, и время репрессий. На меня всегда производит ужасающее впечатление тот момент, когда теплоход проходит через шлюзы. Аура весомости, суровости, тяжести мокрых стен с мощными металлическими кольцами, которые, как колокола, бряцают о стену. Я замечал, что в это время воцаряется абсолютная, мертвая тишина — как минута молчания.
Вспомните, как формировалась Рыбная слобода, столица бурлаков. Трудом с потом и кровью. Рыбинск — город всегда на преодолении. Но при этом город теплый, и у людей юмор сохранился, слава богу. Здесь есть свои места силы. Волга в первую очередь. Шексна: когда я ловил там рыбу, нравился ажур живой воды. Любил бывать за ГЭС: тишина и покой настолько впечатляли, наступало полное отрешение от суеты, будто ты где-то в космосе. Поэтому я бы не сказал, что у Рыбинска мрачная аура. Она убедительная. Она заставляет людей быть твердыми на пути к своей цели, упертыми. Люди, которые уверены в себе, добиваются многих результатов.
На Западе другое отношение к художникам. Там уже долгое время существует большое количество частных галерей, которые поддерживают авторов – в зависимости от уровня их мастерства и авторитета. У нас они совсем недавно стали появляться… Что говорить, культура в России находится в загоне, страна словно живет одним днем, это печально.
Но нужны ли мы там? Жить в коробках и жевать багет в Париже – зачем? Сколько раз я бывал там, и что? Там тоже скитаются художники, работают на панели, кто-то находит себя – все по-разному. И, собственно, какая разница, где ты создаешь картины? Конечно, в туалете не напишешь Джоконду, но помнить о ней надо всегда.
Слава, признание – ко всему этому я абсолютно равнодушен. Каждый достоин своего труда. Совесть художника решает все. Поблажек себе не позволяю. Бывает, что написал картину – и не нравится. Тогда полирую все под ноль. Но, так или иначе, стараюсь довести работу до конца.
На четвертом курсе Репинки нас отправили на практику в Арктику, по Северному морскому пути. Наш корабль стоял на припае. Гуляя по окрестностям, я нашел красивый цветок — плотный розовый бутон, короткая ножка. Заинтересовался. Принес его в каюту, поставил в пластмассовой емкости на радиоприемник. И забыл про него. А спустя какое-то время решил проверить: жив ли цветок? И к своему удивлению, не мог оторвать его от приемника. Пробирка разорвана, а корни его проросли прямо в приемник. Потом уже мне сказали, что это камнеломка. В природе она растет в суровых условиях, на голых камнях.
Искусство в России — тоже камнеломка. Яркое, привлекательное. И удивительно живучее. Не благодаря, а почти всегда вопреки.
Настоящее искусство существует, я думаю, для того чтобы помогать людям быть благороднее. В церкви-то ведь молятся на иконы, а не на пустые стены. И сами того не понимая, люди попадают под власть чистого, светлого, возвышенного. В этом и есть сила искусства.
Каков мой художественный мир? Односложно сказать трудно… Точно, что это мир, исполненный духовности, где не все продается. И я пытаюсь убедить зрителя в том, что он существует. У меня есть творческий принцип: чтобы стекло на картине было стекляннее, дерево – деревяннее, а груша – вкуснее, чем на самом деле.
Неважно, что ты пишешь, главное – как. Можно из обычного футбольного мяча сделать шедевр, достойный Эрмитажа. А можно огромное количество цветов поставить, шелковые драпировки, полуобнаженную женщину посадить – и сделать из всего этого натуральный бред. Если нет крепкой академической школы, то любое творчество — это лодка без весел.
Лично для меня самое важное – чтобы в работах был оптимизм, настроение, энергия, чтобы аж захватывало зрителя! Я вообще смотрю на жизнь с юмором. Как бы туговато ни было.
Природа нас пока бережет. Меня успокаивают помидоры с огурцами – выращиваю их на балконе в мастерской. Красота природы – человеческой и окружающего мира – это, пожалуй, ключевая тема моего творчества.
В мастерской я уже с раннего утра, просыпаюсь в четыре часа и иду сюда. Раньше вставал позже. У меня есть интересное наблюдение на этот счет. Почему молодые спят до двенадцати, а старики начинают свой день уже в три часа ночи? Они хотят успеть, берегут время для жизни – на подсознательном уровне.