Сам он долгое время увлекался боксом, тренировался, выступал на соревнованиях. С детства Алексей любил рассматривать фотографии прославленных советских чемпионов. Крепкие мускулистые парни в боксерских перчатках – само воплощение силы воли, духа и упорства, пример для мальчишек.
Три года назад рыбинец всерьез увлекся коллекционированием. Тогда к нему в руки попал архив первого чемпиона СССР 1933 года из Ленинграда Виктора Шилягина. С тех пор Алексей собирает редкие афиши боев, рисунки, плакаты, книги, фотографии с автографами знаменитых боксеров и их архивы. Говорит, особый интерес – к боксу довоенного и дореволюционного периода.
— В Великую Отечественную войну погибло 7 чемпионов СССР по боксу – почти все их фотографии у меня есть в оригинале, – рассказывает Кучин. – Это Герман Тимофеев, Евгений Шеронин, Василий Серов, Николай Штейн, Алексей Каюров, Николай Китасов, Леон Темурян. В то время бокс числился оборонным видом спорта и многим помог в годы войны. А вот до революции был не так популярен, но тем интереснее и сложнее мне открывать его новые страницы. Многие реликвии уничтожены безвозвратно.
Большая удача – найти нарисованные плакаты, они дороже обычных афиш. Редки они по одной простой причине: их наклеивали, а потом уже срывали со стен. Сохранить их сложно. В коллекции Алексея есть плакат финала первенства СССР 1937 года в Москве авторства Ярослава Титова. Бой длился шесть раундов, а боксеры выступали без маек, как в профессиональном боксе.
— Популярность бокса была не меньше, чем у футбола – тогда на стадионе «Динамо» собралось очень много зрителей, – говорит коллекционер.
Экспонаты он покупает на аукционах в интернете, что-то дарят коллеги по цеху и родственники боксеров. Поиски часто приводят к знакомству с потомками чемпионов, которым только в радость показать семейные архивы.
— Когда узнают, что я храню память об их родиче, конечно, радуются, ведь многим до легендарных спортсменов нет никакого дела. Рассказывают такие сведения, о чем не узнаешь из интернета. Прозвища, адреса домов, где жили боксеры, подробности участия в войне, – говорит Алексей. – Прошлой осенью я встречался с внучкой выдающегося советского боксера и тренера Константина Градополова. Оказывается, в 110 километрах от Рыбинска у него была деревня, куда он ездил всю жизнь со своей семьей. А еще он снимался в фильме в наших краях. Ксения Сергеевна подарила мне шарж деда и 30 томов советской энциклопедии из его библиотеки. За каждым томом он ходил в книжный магазин «Новелла» на Земляном валу.
Боксер Градополов трижды делил ринг с легендарным Алексеем Анкудиновым. Оказывается, первый официальный чемпион Советского Союза в полутяжелом весе Анкудинов родился в Рыбинске. Коллекционер держит связь с его внучкой Еленой Чобанюк.
— Она прислала мне документальное подтверждение того, что боксер – наш земляк. Это фото страниц дневника, который передавался из поколения в поколение. Отец Алексея был старообрядцем, купцом I гильдии, уважаемым человеком в городе Бежецке, что в Тверской губернии. В 1891 году он женился во второй раз, взяв в жены уроженку Рыбинска, – поясняет Кучин.
«1891.Февраля 10 дня вступилъ во вторый бракъ съ Анною Николаевною Ивановою. Брачный обрядъ былъ совершенъ въ Рыбинске въ молитвенномъ доме въ полномъ смысле слова «торжественно». 1892. Февраля 8-го въ 1 ч. дня родился отъ второй жены А.Н. (Анна Николаевна Иванова) сынъ в Рыбинске въ Земскомъ родильномъ приюте, которому по крещении дано имя Алексей (12 февраля)», – гласит запись.
И тут коллекционер углубляется в рассказ о знаменитом боксере. Он мечтает найти дом, где жил Анкудинов и разместить на нем памятную табличку.
Анкудинова всегда считали бежецким. В детстве он уехал из Рыбинска в Бежецк, а потом в Москву, где состоялся как сильнейший боксер СССР 1920-х годов. В Рыбинск он часто приезжал к родне.
На столичном ринге боксер начал выступать в 1920-м. Осенью 22-го участвовал в боях группы профессионалов, организованной Анатолием Харлампиевым. В первом бою Анкудинов победил Бориса Барнета, ставшего позже известным кинорежиссером.
Вскоре «двужильный», как его называли, стал чемпионом СССР среди профессионалов. Этот титул он получил на вечере профессиональных матчей в театре Мейерхольда, победив в девятом раунде Михаила Фомина. В 1926-м Анкудинов уже чемпион страны в полутяжелом весе. В течение шести лет был одним из сильнейших боксеров страны.
Парадокс в том, что никакой боксерской школы у Алексея не было. Зато были кулачные бои «стенка на стенку», в которых он участвовал.
Как писал советский журналист, историк боевых искусств и спортивных единоборств Михаил Лукашев, с боксом Анкудинов познакомился в германском плену. Оказавшись в 1916 году в одном лагере с пленными англичанами, увидел, как те боксируют, и загорелся: «А я смогу против них выстоять?» И смог. Выстоял против боксеров-любителей и даже против профессионала, хотя били его беспощадно и с полным знанием дела.
Алексей обладал тяжелым ударом и стойкостью. Бородатый, среднего роста здоровяк работал грузчиком, и этого ему хватало для поддержания хорошей физической формы. «Для дыхания» он много бегал в одиночку где-то в Сокольниках. В боксерском зале появлялся недели за две до боя и помногу тренировался с партнерами. На все состязания являлся точно в назначенный срок, готовый биться с кем угодно.
Анкудинов имел прозвище «Папаша» – так его прозвали за большую окладистую бороду. Странным образом уживались в нем малограмотность и религиозность старообрядческого толка. На ринг Предолимпиады, проведенной в московском цирке, он вышел с медным нательным крестиком и в самодельных, сплетенных из веревок тапочках. Крестик, естественно, пришлось снять. Тогда он в первом же раунде нокаутировал сильнейшего в то время полутяжеловеса Алексея Лебедева.
Анкудинов выступал еще несколько лет. В 1941-м, когда ему было 49, его призвали в армию. После контузии осенью демобилизовали. И как только немцы взяли Тверь, он вывез семью из Бежецка в Сибирь. В Барнауле он прожил до 1962 года, работал кочегаром на местном «Трансмаше». А потом перебрался на Украину. Аскет, глубоко верующий старообрядец, он занимался милосердием. В 70-80-х пешком покрывал ежедневно до 30 верст. Каждую весну уезжал в Кишинев, где оказывал помощь в одной лечебнице психическим больным.
Он не курил, не пил вина, не ел мясо. Чемпион дожил до 92 лет. Вот такого самородка подарила миру рыбинская земля.
Свои исследования Алексей Кучин обязательно продолжит, и кто знает, может, скоро заблестит на фасаде дома Анкудинова заветная табличка.
Отличная статья!
Алексей, желаю Вам удачи в ваших последующих изысканиях, Вы большой молодец!