В следующем году Рыбинск отпразднует 950 лет со дня рождения. Как случилось, что город постарел сразу на 700 лет? Зачем нам древняя история? И почему не все готовы признать новый возраст Рыбинска?
Об этом рассуждают историк Леонид Иванов и глава города Денис Добряков на телеканале «Рыбинск-40». Рассказываем, о чем говорили
Кто бы мог подумать, что красивая дата – 950 лет со дня рождения – станет поводом для ожесточенных дискуссий. Кто-то с живым интересом принимает древнюю историю города, другие уверены, что два века – предел мечтаний современного рыбинского жителя.
– Когда я впервые получил письмо президента Российской академии наук, в котором подтверждается 950-летняя история нашего города, первой мыслью было – стоит ли показывать его широкой общественности, — улыбается Денис Добряков, вспоминая чувства, испытанные в момент осознания почти тысячелетнего возраста Рыбинска. – Мы, конечно, ждали эту информацию, но одновременно понимали, насколько она будет обсуждаемой.
Действительность превзошла ожидания. Обсуждение сегодня пытаются вывести в скандальную плоскость.
– Пройдет время, прежде чем новая информация уложится в умах всех жителей, – считает глава Рыбинска.
Видимо, времени пока прошло недостаточно. Главным аргументом противников 950-летия стало письмо из того же РАН, но 20-летней давности.
– Действительно, около 20 лет назад краеведы получили письмо. В нем говорится буквально следующее: на основании единичного анализа артефакта нельзя делать выводы о возрасте города, – рассказывает Леонид Иванов. – Но за 20 лет археологами набран новый обширный материал, это позволило академикам выступить с консолидированным мнением – в домонгольский период Усть-Шексна была полноценным городом – предтечей современного Рыбинска.
– Данные, которые стали аргументами академиков, – это результат многолетнего труда многих людей, археологов, по сути, откопавших и выложивших на поверхность доказательства древнего возраста Рыбинска, – добавляет Добряков. – Они и сегодня продолжают свою работу, находя все новые и новые артефакты.
Кто-то способен легко принять новое, другие долго и трудно отказываются от привычных взглядов на окружающий мир.
Так почему так сильна инерция мышления, которая ставит блок для ранее неизвестных знаний?
– Мы находимся в плену сложившихся взглядов на наше прошлое, – объясняет Леонид Иванов. – Говорят – зачем думать о туризме, если мы – промышленный город. Но мы только последние 50 лет были городом промышленности. Тот Рыбинск, который мы сегодня знаем, это в основном застройка на рубеже 60-70-х годов. Тогда рыбинские предприятия вкладывали деньги отраслевых министерств в жилье и соцсферу, обустраивая место проживания своих работников. И мы говорим – мы знаем этот город таким, его районы ветшают и требуют ремонта. Зачем нам прошлое, тем более древнее? На худой конец, вспоминаем, что Рыбинск был столицей бурлаков.
Между тем, как рассказывает историк, еще в 1929 году Рыбинское научное общество, в котором состоял Алексей Золотарев, выпустило брошюру, где впервые была обозначена тысячелетняя история города.
– Собственно, это открытие сделал сам Алексей Алексеевич Золотарев, гениальный краевед и исследователь, – говорит Иванов. – Почему его имени нет в брошюре? Золотарев к тому времени уже был отстранен от работы, дальше – ссылка, откуда он в Рыбинск так и не вернулся.
– Конечно, мы к этому событию готовились, – рассказывает Денис Добряков. – Перед тем как отправлять запрос в академию наук, мы провели исследования на своем уровне – было бы несерьезно этого не сделать. И это было не только наше желание, а настойчивый позыв историков и археологов. Мы направили результаты этой работы в РАН с вопросом: можно ли считать Рыбинск правопреемником Усть-Шексны?
Ответ вам уже известен. Академики сказали – да, правопреемственность есть, историю города можно писать через берега. И осознать ее надо вне отрезка своей жизни, поднявшись над возрастом одного поколения. Это, наверное, дано не каждому.
Леонид Иванов развивает тему осознания древней истории Рыбинска:
– Приняв 950-летие города, мы возвращаем ему целые пласты прошлого. Это время заселения земель славянами, это Древняя Русь, борьба Юрия Долгорукого за Киевское княжество, это ордынское нашествие, подготовка к Ситской битве – именно Усть-Шексна была последней оружейной мастерской русских войск…
Казалось бы, моральные и материальные преференции тысячелетней истории столь очевидны, а аргументы историков так серьезно обоснованы, что спорить с фактами сложно. Но оказалось, можно. Специалист не примет слабые доводы противников 950-летия, сочтя их несерьезными. А что обыватель? Как горожанин, далекий от науки, разберется в историко-краеведческом споре?
Впрочем, с историками спорят отнюдь не обремененные знаниями люди. Посмотрите на состав спорщиков. Большинство политизировано, модераторами выступают люди обиженные и недовольные.
– Мне кажется, они не просто ошибаются. Они выступают против действующей рыбинской власти, при этом уличая себя в некомпетентности, – говорит Денис Добряков. – Я бы советовал им задуматься о том, как наша древняя история становится связующим звеном времен, дает нам общие корни, привлекает к нам внимание.
Пока одни ставят палки в колеса истории, другие тем временем выводят Рыбинск на новый уровень узнавания. Город с древнейшей историей – это не город с двумя сотнями лет за плечами. Рыбинск зазвучал в федеральной повестке. Его приводят в пример как образец восстановления исторического центра. Проекты благоустройства города становятся лучшими российскими практиками, по версии Минстроя.
– Сегодня мы с полным правом задаем вопрос: почему Рыбинск не включен в туристический маршрут «Золотое кольцо России»? – говорит Денис Добряков. – Наша история сопоставима с ярославской. И не надо в этом искать политику. Надо извлечь пользу и учение.
– Действительно, в споре есть политизированная линия и линия обид, есть линия упрямого непризнания того, что за пределами кругозора спорщиков, – подтверждает Леонид Иванов. – Научная сторона спора для меня завершена после изучения аргументов противников 950-летия. В них сознательно или по незнанию не приводится много фактов, являющихся существенными для установления возраста Рыбинска. Хотя они давно известны, на них обращала внимание еще Людмила Михайловна Марасинова.
Преемственность Усть-Шексны и современного Рыбинска подтверждается и примерами других древних русских городов, где эпицентр рождения и современный центр не совпадают.
– Для меня вопрос совершенно понятен, – говорит Денис Добряков. – Я доверяю тем, кто предоставляет полную и достоверную информацию, и здесь нет смысла обсуждать заявление РАН. Это труд многих людей и консолидированный вывод академиков. Теперь надо идти дальше. Надо готовиться к дате и всем обязательно в этом участвовать. Принять событие и сказать себе – да, у нас праздник, давайте его встретим вместе.
И еще один важный момент, на который обращает внимание глава. Можно услышать обвинения, что слишком много усилий вложено в развитие центра.
– Да, мы много сил приложили, чтобы центр был красивым. И в первую очередь не потому, что именно сюда приходят гости города. Центр, как и история Рыбинска, принадлежит всем, в том числе и отдаленным районам. Мне кажется, понимание этого уже приходит.
Думаю, что в Рыбинске есть динамика , в обсуждении истории города и это уже счастье!
Простые примеры столиц- Петербург намного старше декларируемого возраста и это..почти не интересно второй столице!
Мой сын рассказывал , участвуя в раскопках Ниеншанца, сколько там слоев — славянских, шведских , датских, а это ,практически закопано! И полемика весьма малая.
В Москве ещё хуже — осталось 5% исторической застройки от19 века и ранее и эти процентов уменьшаются и археологи головы не поднимают.
Старая Рязань находится в другом месте и это только обогащает историю города.
В полемике научной не может быть эмоций , принимается лишь аргументы, это данность.
И история не стоит на месте, до угро- финских предков , пока ещё не дошли .
Алексей, Ваш сын , по-моему, не там копает!
Старик мой седой, для тебя.
Я песни любовно слагаю.
Считая дворы, и дома,
и парки, и реки считая.
Века отразились в душе —
За память любимый, спасибо!
Я гордый, живу на Шексне
Я тихий, на Волге родимой.
Я здесь для того чтобы впрок,
всем правд запасти и историй.
Чтоб ищущий ведал исток,
чтоб больше о нём не спорили.
Моему городу в будущем году стукнет 950 лет
Население Рыбинска начиная с Перестройки сократилось на треть! От Советской промышленности осталось 20 процентов! Понятно, зачем нужна эта «древность» — чтобы граждане не думали о реальных проблемах, а тешились игрушками.
В центре у Красной площади весит плакат с Екатериной » Городу быть!» Надо бы его в свете последних «открытий» срочно заменить на «Город был!».