Еще в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
Спустя 35 лет предприятия и организации получили запрос, в ответе на который нужно было сообщить о количестве неграмотных и малограмотных в возрасте от 15 до 50 лет. Малограмотными предлагалось считать таких, которые не окончили четырех классов начальной школы, а неграмотными – которые не умеют читать и писать.
В Щербаковской Автоколонне № 89 из примерно четырехсот работавших малограмотных оказалось всего 10 человек – девять водителей и один кочегар. Были и неграмотные, но их возраст уходил за 50 лет.
А тем временем быстро растущий парк грузовых автомобилей Автоколонны № 89 за счет большого пополнения в 1953 и в 1954 годах остро нуждался в водителях и ремонтниках.
На работу в Автоколонну стали принимать массово, требования к поступавшим существенно снизились. Как раз в это время, в соответствии с объявленной в СССР 27 марта 1953 года амнистией, из мест заключения вышло более миллиона двухсот тысяч человек. В стране возник всплеск преступности за счет вышедших на свободу амнистированных. Принятые на работу, они спустя короткое время проявляли свои криминальные наклонности и привычки. Молодые люди того времени нередко брали с них пример, подражая уголовникам. Дисциплина на предприятиях заметно упала.
«Восемьдесят девятая» в этом отношении была конкретным примером: начались массовое пьянство в рабочее время, воровство, угон автомобилей из гаражей предприятия.
Из объяснительной: «Я, являясь слесарем Автоколонны № 89, 24 июля вместе со слесарем П. выпили четвертинку вина и показалось мало. К 12 часам ночи решили выехать к поезду на автобусе № 147. Приехали, по городу пассажиров не оказалось. Нашлись клиенты 5 человек за Охотино в деревню, и мы решили их отвезти. На 50-м километре машина встала, и мы машину до семи часов утра не могли завести. В семь часов утра машина от рукоятки завелась, и мы поехали в гараж. По дороге заработали 34 рубля. В гараж вернулись в 8 часов утра и пошли домой. По дороге встретили водителя М., выпили с ним пол-литра вина и разошлись по домам…».
Оба слесаря, которые должны были в ночное время заниматься ремонтом и обслуживанием автобусов, включая угнанный ими, на следующий день были уволены.
Пьянство за рулем каралось лишением удостоверения шофера на несколько месяцев с немедленным увольнением или с переводом в слесари «крутить гайки». От нарушителей дисциплины, людей, злоупотреблявших спиртным и пришедших со своими представлениями о работе шофера, избавлялись по-разному.
В феврале 1954 года на пленуме ЦК КПСС было объявлено об освоении целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны для решения зерновой проблемы в СССР. Началось создание целинных совхозов. Для них требовались работники самых разных профессий, но в первую очередь – механизаторы, водители, строители. Весной 1954 года Ярославская область направила молодежь в Алтайский край, Омскую область и Казахстан.
Справка. В 1955 году Ярославский обком ВЛКСМ полностью укомплектовал четыре зерновых совхоза в Актюбинской области Казахской ССР: «Карабутакский» (из комсомольцев города Ярославля), переименованный в 1957 году по просьбе приезжих в совхоз «Ярославский»; «Тылцысайский» (из комсомольцев города Щербакова) — впоследствии село Щербаковское и совхоз «Щербаковский»); «Бугеткульский» (Переславль-Залесский) и «Северный» (город Ростов). Совхоз «Щербаковский» существует и сейчас — поселок Талдысай Айтекебийского района Актюбинской области Казахстана. По некоторым данным, из 1200 жителей в «Щербаковском» осталось меньше пятисот.
На освоение целины ехали по комсомольским путевкам. Считалось, что туда едут достойные, по зову сердца… Но был и план. Автоколонна № 89 из своих рядов направила на целину 5 человек, из которых один был неоднократным нарушителем трудовой дисциплины, а второй лишался удостоверения шофера за пьянку.
Со временем комплектование кадров для работ на целине упорядочилось и стало вестись по четырем направлениям:
1. Набор специалистов определенных профессий для переезда на постоянное место жительства.
2. Длительные командировки механизаторов на период полевых работ – с весны до осени.
3. Неквалифицированные двухмесячные работы в период уборки зерновых. Привлекались студенты, которым работа на целине засчитывалась как производственная практика с возможностью неплохо заработать.
4. Вывозка зерна с полей, на элеваторы и железнодорожные станции. Именно это, четвертое, направление на несколько десятилетий вперед станет обязательным ежегодным событием для водителей грузовых автомобилей как специализированных автотранспортных предприятий, так и транспортных цехов крупных заводов и фабрик.
А в 1954 году командировка на уборочную в целинные районы была впервые. К этому делу подошли серьезно и ответственно.
Щербаковской Автоколонне № 89 было предписано направить на вывоз зерна в Челябинскую область автоотряд из 35 грузовых автомобилей. Столько же отправляла Ярославская Автоколонна № 30. По пятнадцать машин выделяли Ростовская Автоколонна № 11 и Переславль-Залесская № 90. Автомобили должны были быть преимущественно 1954 года выпуска, в исправном состоянии, обеспеченными автошинами с износом не более 25%, с полным комплектом инструмента. На каждые пять автомобилей – одна бочка под бензин. С каждым автомобилем направлялись два водителя, один из них штатный, за которым был закреплен автомобиль. Вторыми в экипаже были шоферы с других автомобилей, в том числе и с автобусов. В состав автоотряда входили также начальник, механик и два слесаря. На все автомашины краской по трафарету наносились названия предприятий и гаражные номера. Из Автоколонны № 89 отправились в Ярославль на сборный пункт 32 автомобиля ЗиС-150 и три УралЗиС-5.
Сводная автоколонна Ярославского облавтотреста из 100 автомобилей убыла в Челябинскую область по железной дороге и работала под оперативным управлением Челябинского автотреста.
В целом щербаковцы достойно отработали уборочную кампанию 1954 года. Но… Сохранился отзыв, фрагмент которого и приводится.
С тех пор ежегодно подготовка к командировке на целину начиналась в первой половине августа. В октябре люди и автомобили возвращались домой. Подводились итоги работы, начислялась и выплачивалась заработная плата за уборочную, награждались лучшие работники. Неслучайно именно на последнее воскресенье октября начиная с 1976 года был установлен ежегодный праздник День работников автомобильного транспорта.
Из-за резкого роста парка автомобилей в СССР профессия водителя стала к тому времени и массовой, и дефицитной. Чтобы популяризировать труд водителя, привлечь на автотранспорт новые кадры, заработал агитационный механизм – стали появляться песни и кинофильмы. После перерыва с 1949 года, когда на экраны кинотеатров СССР вышел фильм «Счастливый рейс», сразу, одна за другой появились киноленты «Доброе утро» (Мосфильм, 1955 год), «Дело Румянцева» (Ленфильм, премьера 08.03.1956), «Заноза» (Грузия-фильм, 1957), «Шофер поневоле» (Ленфильм, премьера 26.07.1958), «Очередной рейс» (Свердловская киностудия, премьера 07.09.1958).
Продолжение следует
Константин Мишин
На целине поработал мой муж Малушков Борис Иванович- студент Щербаковского авиационного техникума. Есть несколько фотографий с однокурсниками и приезжими на освоение целины.
В Рыбинске есть Музей советской эпохи в посёлке ГЭС . Принимают от населения всё,что связано с СССР.Есть страничка ВК