Темы 23 октября 2020 10:00

История одного предприятия. Грузовые

Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске

Предыдущая история

За семь послевоенных лет автомобильная промышленность СССР существенно увеличила производство и освоила новые модели автомобилей. В первую очередь развивалось производство грузовиков. Они были необходимы для восстановления разрушенных войной городов и предприятий, строительства новых промышленных и оборонных объектов, для обеспечения армии и флота.

К 1953 году распределительный механизм советской экономики наконец-то заработал и в сторону автомобильного транспорта общего пользования. Автотранспортные предприятия стали массово получать новые грузовые автомобили. Исключением не стала и Автоколонна № 89 в г. Щербакове.

УралЗиС-5

На начало года парк грузовых автомобилей составлял 47 единиц. Среди них оставались три «полуторки» ГАЗ-АА: две использовались как грузотакси, а третья исполняла обязанности техпомощи или, как тогда говорили, «летучки». Тридцать семь грузовиков общего назначения (с бортовой платформой) ЗиС-5 и УралЗиС-5 возили практически все: грузы торговли, зерно, картофель, стройматериалы, фарфоровую посуду, песок, щебень и булыжный камень для ремонта дорог, продукцию машиностроительных предприятий и кабельного завода, деловую древесину и дрова для отопления города. И только два ЗиС-5 были специализированными транспортными средствами – цистернами. Они доставляли автомобильное топливо на бензозаправочную станцию общего пользования у Ярмарочного проезда и для нужд своего предприятия.

ГАЗ-93  /  ГАЗ-51. г. Рыбинск, 2018 г. Фото автора

Еще с 1 ноября 1952 года Автоколонна № 89 «примерила на себя» новую обязанность – бесперебойную доставку почты из Щербакова в Арефино и Пошехонье-Володарск. Надо сказать, что объем почтовой корреспонденции в послевоенные годы неуклонно возрастал. Восстанавливалось довоенное производство периодических печатных изданий, появились новые газеты и журналы. Особым спросом пользовались техническая, сельскохозяйственная и художественная литература, детские издания. И это естественно – источниками информации в то время являлись проводное радио, если оно было, и печатные издания, доставляемые почтой или приобретаемые через киоски, если таковые были поблизости. Перевозка почты в сельскую местность – дело хлопотное и ответственное. Машину с почтой всегда ждали. Поэтому в Автоколонне организовали звено из четырех автомашин, которые в любую погоду, в мороз или в жару, в весеннее бездорожье и осеннюю слякоть, разъезжались по сельским почтовым маршрутам.

В конце января 1953 года произошло радостное и долгожданное событие – сразу двадцать новеньких грузовых автомобилей ГАЗ-51 пополнили Автоколонну! Три из них сразу стали работать в качестве грузового такси, оказывая помощь автобусам в перевозке пассажиров. Еще два впоследствии будут переоборудованы в автобусы ГАЗ-651.

До конца года поступило еще 15 автомобилей ГАЗ-51 с Горьковского автозавода.

ЗиС-150

С московского автозавода имени Сталина прибыли шестнадцать ЗиС-150, грузоподъемность которых была существенной по меркам того времени – 4 тонны! К ним добавились 16 машин ЗиС-5/ УралЗиС-5 (г. Миасс). И что совсем необычно – в Автоколонну поступили строительные самосвалы: два ЗиС-585 Мытищинского машиностроительного завода и пять ГАЗ-93 Одесского автосборочного завода. 82 грузовых автомобиля за один год!

Радость от получения новой техники сменялась заботой о выполнении плана. На каждый новый автомобиль «сверху спускался» план: перевозка грузов в тоннах, выполнение транспортной работы в тонно-километрах, выручка от перевозок и конечный финансовый результат – прибыль.

Самосвал ЗиЛ-ММЗ-585. г. Мышкин, 2014 г. Фото автора

Поэтому растущему парку автомобилей срочно требовались водители. Профессия шофера становилась массовой. Газетное объявление за 20 марта 1953 года: «Щербаковская автошкола производит набор учащихся с отрывом и без отрыва от производства на шоферов 3 и 2 классов. Желающие учиться на шофера 3 класса и по окончании курса работать при Автоколонне № 89 будут обеспечиваться стипендией. За справками обращаться: ул. Ломоносова, д. 11».

Подготовку водителей в автошколе и оплату стипендий брала на себя Автоколонна. Были случаи, когда водителю, окончившему автошколу, но не приступившему к работе в Автоколонне, предъявлялся иск на возмещение расходов по обучению.

Распространенной была схема, когда пожелавший получить права и стать шофером, устраивался в Автоколонну слесарем, ожидая очередного набора на курсы водителей. Пройдя обучение и получив удостоверение шофера, переводился сначала стажером, а затем на самостоятельную работу за руль автомобиля.

Арефинский (существовал с 07.03.1941 по 22.10.1959), Владыченский (15.04.1946 — 22.11.1957), Масловский (18.12.1944 — 06.03.1959), Ильинский (18.12.1944 — 06.03.1959) – районы Ярославской области, сформированные для улучшения руководства сельским хозяйством за счет территорий соседних районов и ликвидированные в процессе укрупнения районов области

Большое пополнение шоферов было из жителей деревень, решивших покинуть колхозы в поисках лучшей жизни. На это у них были причины, главная из которых – жесткая политика И. В. Сталина по отношению к сельским жителям. Однако, в сентябре 1953 года, с приходом к руководству страной Н. С. Хрущева, государственная политика в сельском хозяйстве стала меняться в лучшую сторону. Начался отток кадров на село. Колхозы, опираясь на партийно-правительственные решения, находили способы вернуть ценных работников. Какие? Вот один из примеров, имевших место в Щербаковской Автоколонне № 89. Некий гражданин С. устроился в Автоколонну, прошел обучение, получил права и стал стажером-водителем. С малой родины гражданина С., одной из деревень Краснохолмского района Калининской области, за подписью председателя местного колхоза и печатью приходит справка, что «…правление колхоза требует его на работу шофером ввиду что его семья работает в вышеуказанном колхозе и пользуется всеми правами как члены колхоза, и по решению общего собрания решено, если С. не вернется в данный колхоз, его семью из членов колхоза исключить и приусадебный участок нарезать 0-10 соток. Справка дана для предъявления по месту работы». Увольнение произошло без промедления.

МАЗ-200

В наступившем 1954 году продолжилось пополнение парка грузовых автомобилей высокими темпами – еще 57 новых машин. Кроме ставших обычными ГАЗ-51, ЗиС-150 и 585, в марте появились бортовые МАЗ-200 грузоподъемностью 7 тонн. И с ними сразу возникла проблема, связанная с весенним бездорожьем и запретом на их эксплуатацию в этот период. Пришлось их отправить в командировку, искать работу в других областях страны, в частности, в Курской. Из пополнения особенно порадовал полноприводный ГАЗ-63, который стал автомобилем-техпомощью, заменив на этом посту «полуторку» ГАЗ-АА. Работы этому автомобилю хватало в избытке. Достаточно посмотреть географию грузовых перевозок Автоколонны № 89.

ГАЗ-63 (4х4)

Ярославский район. Вывозка картофеля в течение месяца на Карабихский спиртоводочный завод. Строительство парников в районе поселка Красные Ткачи.

Пошехонский район. Перевозка материалов для дорожно-эксплуатационного участка и зерна для конторы Заготзерно.

Борисоглебский район. Вывозка картофеля двадцатью автомашинами для Облкрахмалтреста.

Брейтовский район. Вывозка деловой древесины гортопу Щербакова, базировались в деревне Брониха.

Рыбинский район. Вывозка дров с Колокшинского участка Щербаковского гортопа. Работа в подшефном колхозе имени Куйбышева Сретенского сельсовета.

Работа на строительных объектах Щербакова, в том числе самосвалами, для УНР-215 (УНР – Управление начальника работ).

Завоз семенного зерна весной и вывозка зерна осенью из совхозов и колхозов Арефинского, Масловского, Владыченского, Ильинского, Мышкинского, Тутаевского, Некоузского, Борисоглебского районов.

Междугородные (трактовые) перевозки в Москву, Ригу, Ростов-на-Дону, Ярославль, Иваново, Владимир, Горький, Архангельск, Ленинград, Тверь и др.

Константин Мишин.

Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Dupe 09:45 | 24 октября 2020

«конечный финансовый результат -прибыль» в 1959 году!?

Dupe 09:46 | 24 октября 2020

«конечный финансовый результат -прибыль» в 1953 !?

Dupe 10:06 | 24 октября 2020

«Почему в СССР провалилась «рыночная» реформа Косыгина 1965 года». gazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме