Земля и вода могут ответить на главный вопрос поколений: что было до нас? И если земля щедро отдает археологам многовековые находки, то воды Рыбинского моря только начали открывать свои тайны. Но и их хватит на целый музей – интерактивный музей Рыбинского моря.
Он откроется в Рыбинске уже в этом году, по соседству с Музеем фортепиано в Красном гостином дворе. Экспозиция станет логическим продолжением уникального исследовательского проекта «Затопленные святыни Мологского края», организованного группой энтузиастов четыре года назад. Проект общественной организации «Третий Рим» поддержал фонд президентских грантов.
Дайверы – народ активный, творческий, состав команды год от года варьируется, но костяк остается неизменным. Порядка десяти человек разного возраста, профессий и увлечений достают историю со дна морского. Летом исследуют акваторию водохранилища спецприборами, зимой рубят майны во льду, погружаются в поисках затопленных объектов, пропадают в архивах за изучением старых фотографий и чертежей, а потом воссоздают с помощью технологий 3D-моделирования то, что физически уже не восстановить. Кропотливо, долго и, если оценивать трудозатраты, недешево.
Подводные исследования на дне искусственного моря возможны только зимой. Летом вода из-за течения лежащих на дне рек мутная, и видимость почти нулевая. Кроме того, встать на лодке или катере в точно рассчитанном месте из-за волн сложно. Зимой видимость лучше, а толстый лед позволяет поставить лагерь именно в том месте, где находятся предполагаемые объекты.
На подготовку каждой экспедиции уходит несколько недель, сама экспедиция длится несколько дней. За один день, пока светло, дайверы успевают сделать одно, в редких случаях – два погружения. Плюс жесткие требования по безопасности, проверка оборудования, сотни мелочей, которые необходимо предусмотреть. За это время дайверы делают тысячи фото- и видеокадров.
— Поднимать со дна находки мы не планируем и не делаем этого – есть определенные требования действующего законодательства. Да и смысл нашего проекта в другом. Найти объект или предмет, понять его историю и воссоздать. Я утрирую, но в данной истории правильнее спустить под воду фотоаппарат и потом сделать модель объекта по снимкам, – объясняет участник проекта Андрей Тутариков.
Одна из них – копия храма Преображения Господня в старинной усадьбе Иловна – имении Мусиных-Пушкиных, располагавшегося на берегу реки Мологи в 23 километрах от города. На экране монитора ее можно покрутить со всех сторон, отдалить и приблизить. В будущем авторы обещают воссоздать интерьер – рассмотреть можно будет даже цвет напольной плитки.
Усадьбу Иловна дайверам посчастливилось обнаружить уже в первый сезон погружений идеально сохранившейся. Весь фундамент, набережная с аркадами, обустроенный гранитом берег предстали во всей красе. Узнав о чуде, неожиданно на исследователей Рыбинского моря вышли армянские архитекторы и писатели, изучающие наследие архитектора Александра Таманяна – именно он реконструировал в начале XX века усадьбы Иловна и Борисоглеб. Так в их книге, посвященной работам Таманяна, появилась глава о Ярославской области.
— Это действительно сенсационная находка, потому что остальное либо разрушалось при затоплении, чтобы не мешать судоходству, либо разбиралось на стройматериалы, взрывалось или служило мишенью для тренировки летчиков бомбардировщиков, как усадьба Борисоглеб, обнаруженная нами годом позже. Или развалины Югской Дорофеевой пустыни – самой близкой к Рыбинску изученной территории. По отдельным фото очертания стен были четкими, но при погружении оказалось, что это не так, – рассказывает Тутариков.
Сделанные в 2017 году находки дали старт развитию нового направления туризма в Ярославской области – историческому дайвингу. Своими открытиями дайверы-исследователи делились на турфорумах, устраивали передвижные выставки, но не оставляли надежды открыть в Рыбинске музей моря.
— Где, если не в Рыбинске? Здесь в 30-40-е осели многие жители с затопленных территорий, сюда перевозили дома, сама история города тесно связана с водохранилищем. Город пронизан памятью о его создании, это очень важно. Потому что музей, открытый на чужой земле с равнодушными людьми, будет бесполезен. Здесь, к счастью, история другая, – продолжает Тутариков. – В Фонде президентских грантов идею сочли интересной и полезной. Мы прошли жесткий отбор, критериев было невероятное количество. Но за эти годы у нас сложилась хорошая репутация, мы выигрывали гранты на исследования, в том числе и президентские, на нас обратило внимание Русское географическое общество.
Музею быть. Фонд выделит на его создание 3 миллиона рублей, еще 5 – софинансирование. Нас поддержит и администрация Рыбинска.
Андрей Тутариков:
Где создавать музей, если не в Рыбинске? Здесь в 30-40-е осели многие жители с затопленных территорий, сюда перевозили дома, сама история города тесно связана с водохранилищем. Город пронизан памятью о его создании, это очень важно. Потому что музей, открытый на чужой земле с равнодушными людьми, будет бесполезен. Здесь, к счастью, история другая
В рамках проекта с использованием технологий 3D-моделирования и дополненной реальности будет воссоздан облик затопленных памятников архитектуры Мологского края – Югская Дорофеева пустынь, усадьбы Мусиных-Пушкиных, храм Преображения Господня Иловны. У музея появится и свой сайт с интерактивной картой Рыбинского моря.
Слушатели онлайн-лектория при музее смогут увидеть не только трагедии, минусы, сложности, связанные с переселением обжитых мест, но и плюсы строительства водохранилища. А в отдельном зале музея школьников и студентов будут знакомить с технологиями подводных исследований.
— Что мы ждем от проекта? Внимания к истории Ярославской области и водохранилища. Если человек знает историю не по обрывочным сведениям, не где-то слышал или проплыл пару раз по морю на лодке, а понимает, как все происходило на самом деле, он по-другому будет смотреть на многие вещи, – подчеркивает Андрей Тутариков. – Еще ждем новых находок, наша идея-фикс – создать подробную карту с 3D-моделями всех затопленных объектов, но это потребует огромных ресурсов, да и море не всегда снисходительно к искателям. Два года назад снежная буря заставила раньше срока свернуть наш многодневный ледовый лагерь «Малая Арктика», а прошлой зимой толщина льда вообще не позволила организовать экспедицию.
Создатели считают: трагедию затопленной Мологи нельзя забывать, как нельзя и умалять огромный ресурс, который море дает сейчас. Одно из важнейших направлений – туризм. Если исторический дайвинг и новый музей будут способствовать притоку гостей, область и город от этого только выиграют. Тем более открытий предстоит – море. На дне Рыбинского водохранилища затоплено около восьмисот бывших сел и деревень, четыре разрушенных монастыря, несколько усадеб и более пятидесяти храмов.
В конце января исследователи открыли четвертый сезон погружений. Они работают у берега Брейтовского района, где начинался проект, и был обнаружен фундамент каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот раз исследователи ищут остатки еще одного каменного храма Святого Николая.
Лишь бы море не пожадничало.
Вот бы эти водолазы достали наш самолет ИЛ-4, 42-й полк, 36АДД, который находится в Рыбинском водохранилище, на глубине 10м. в районе Брейтово.
Этьен, откуда информация?.
…из статьи «Стали известны имена лётчиков погибших в ВОВ в Брейтово»