Рыбинск переосмысляет свою историю, осознает ее заново. Оказалось, она уходит корнями гораздо глубже, чем мы считали раньше. И привыкнуть к этому непросто.
Как ребенок XI века, взявший меч отца, с досадой бросает его – «тяжелый!» – и бежит играть деревянной сабелькой. Так и рыбинцы-скептики нападают на археологов, историков, краеведов – «хватит морочить нам голову, верните нам наше простое и привычное 250-летие!».
Но от результатов археологических раскопок отмахнуться уже не удастся никому. За 40 лет археологи обнаружили средневековый город – большой и богатый. Таким в тот период на территории нынешней Ярославской области был лишь Ростов Великий.
— Рыбинцам по инерции сложно свыкнуться, что Рыбинск древнее, чем мы привыкли считать. Им непонятно, зачем нам «новый-старый» возраст города. Для экспертов существование Усть-Шексны – давно и прочно доказанный факт. А для обычных горожан – это Terra Incognita, и непонятно, как к ней относиться, — говорит Виталий Горошников, директор издательства «Медиарост».
Древнее происхождение Рыбинска поддерживают авторитетные российские историки. Они поделились мыслями об Усть-Шексне и о средневековье в целом.
Свои корни ищут жители многих стран, говорит профессор МГУ Игорь Филиппов.
— Переосмыслять свою историю – сегодня общее явление в Европе, России, Америке. Простые люди ищут корни, осознают идентичность. Нередко в Европе, как и в России, бывает так: закрывается объединявшее горожан производство – шахта, завод во Франции или Люксембурге. И они ищут объединяющий момент, обращаясь к истории. Зарабатывают на жизнь туризмом, вкладываются в гостиничное дело, — поясняет профессор.
В России есть нюанс – процент сохранности памятников намного ниже европейского. Это осложняет работу историков.
— Да, российская история особенно уязвима: письменных источников практически не сохранилось, деревянные строения недолговечны, легко горели, гнили. Те книги, летописи, записи, что сохранились, при советской власти вывезли из регионов в столицы. И изучать местную историю краевед может лишь в Петербурге и Москве. Поэтому важнейшую роль в воссоздании истории сегодня играет археология, как у вас в Рыбинске, — говорит Игорь Филиппов.
Средневековый город – средоточие нескольких функций, поясняет профессор. Первая тема – война. Город – всегда крепость, его военное значение невозможно переоценить. Вторая – религия. Особенно в Европе город – это часто еще и церковный, епископский центр. Третья – власть. Город – центр власти, там есть чиновники и люди, которые за деньги обеспечивают порядок на улицах. Четвертая – производство. Город, безусловно, –торгово-ремесленный центр, где производят множество нужных предметов и продают их. Пятая – услуги.
— Многие историки упускают этот момент, но в средневековом городе обязательно была сфера услуг: харчевни, постоялые дворы. Если человек из сельской местности приезжал на ярмарку или праздник, долго жил в городе, то у него неизбежно возникали потребности. Он обращался к врачу, ветеринару, переводчику, цирюльнику, писцу. Или как ваши предки, живущие на берегу огромной реки, обращались к перевозчику через реку. Так что в городе жизнь кипела, была очень насыщенной, — говорит Филиппов.
Чем тот город похож на сегодняшний? Горожане в средние века, как и сегодня, свысока смотрели на сельских жителей. Русское презрительное «деревенщина» имеет аналоги и в других языках. Тут и претензия, что горожане приобщены к чему-то большему, и что они более культурны, грамотны, богаты.
— Однако качество жизни было далеко не всегда в пользу города. Многоэтажек, конечно, не было, кроме, пожалуй, северной Италии. Но жили в домах очень скученно. Современный человек ужаснулся бы той тесноте. Сегодня в городах есть много парков, зеленых зон, открытых пространств. Тогда в городе этого не было, максимум – кладбище с деревьями, кустами, — уточняет медиевист.
И санитарные условия в средневековом городе были ужасны.
— Чего стоит только острый вопрос вывоза нечистот! Когда города длительно осаждали, вывозить помои и нечистоты было невозможно. Так в городе начинались кожные инфекционные болезни, и жители капитулировали – только из санитарных причин. В европейских музеях хранят диковинные вещи, например, ходули, на которых люди передвигались через грязь городских улиц, — перечисляет Филиппов.
Сегодня в городах, конечно, несравнимо чище. Но если искать параллели, то и сейчас престижно жить за городом на свежем воздухе, а в город ездить работать.
Усть-Шексна – город промышленного рыболовства. Рыба для наших предков – не только способ прокормиться, но и уплатить налоги.
— В Европе тоже были города, связанные с одним видом промыслов. Вспомним английскую поговорку «Возить уголь в Нью-Касл», как в «Тулу со своим самоваром». Были и города на реках, морях, которые жили добычей рыбы, — говорит медиевист.
Но, как Усть-Шексна жила еще и кузнечным делом и другими ремеслами, так и любой средневековый европейский город не сосредоточивался на одном промысле, старался обеспечить себя всем необходимым. Разнообразие ремесел в средневековом городе – вещь обыденная. В любом городе были ткачество, окраска тканей, обработка металлов, оружейное дело.
— Топонимика подтверждает это – к примеру, во многих городах была улица разносчиков воды, производителей пергамента, перчаточников, шляпников. Люди настолько узкой специализации имели свою улицу, что уж говорить про гончаров и оружейников. Иное дело, что улица могла быть очень короткой, — поясняет профессор.
Существует стереотип, что время открытий ушло. Что Ключевский уже все написал, и сейчас ученые лишь добавляют исторические крохи. А найти новый «старый» город вообще невозможно.
Но открытия в истории происходят постоянно. И мы не можем их игнорировать. Усть-Шексну раскапывают всего 30 лет. Кто знает, какие впереди открытия?
— На территории Европы тоже так бывает: люди до раскопок не знали, что живут на тысячелетней истории. Правда, у них это редкий случай – все же не те расстояния, живут плотно, да и строили не из дерева, которое сгорает до основания, а из камня, который остается даже после разрушения. К примеру, недавно на юге Франции неподалеку от Монпелье раскопали безымянный город, возникший в VI-VII веках. В эпоху нашествия варваров люди уходили с равнин, они забрались на большой плоский холм и создали крупный город. Жители его были состоятельны – я видел там саркофаги из мрамора, — говорит Игорь Филиппов.
К слову, о Ключевском. При нем в XIX веке историки считали средневековые города сугубо торговыми – вот стоит поселение на пути из варяг в греки или из варяг в арабы. Но чем больше совершают археологических находок, тем понятнее становится – города на Руси были не только ярмарками, но и центрами ремесленной культуры.
— Так, Новгород – знаменитый средневековый центр международной торговли, — приводит пример профессор. – Недавно археологи нашли там огромные слитки металла, закупленные за границей, чтобы на русской земле производить оружие. Не само оружие нашли, а заготовки для его производства. Значит, Новгород – не просто перевалочная база, ярмарка, а ремесленный центр. Да, археология не перестала совершать сенсационные открытия.
В годы СССР добивались однородности во всем: один тип культуры, общегосударственные праздники, краеведение по заданному ранжиру. Это очень повредило работе историков и краеведов, считает медиевист.
— Конечно, для путешественника по советской России картина была не радужной. С одной стороны, много памятников, природные красоты. А с другой – где специфика? Где яркая кухня, местные памятные даты и праздники? Где ремесла напоказ, чтобы и дети перенимали, и туристы любопытничали? Про уникальную одежду и говорить не приходится, — говорит Филиппов.
В Америке в этом направлении делается много. Хотя американские города и обладают довольно скромной историей (самым старым – по 400 лет), но местные жители – простые люди, не ученые – делают из здешнего колорита конфетку.
— К примеру, я был в штате Вирджиния. Бывшая столица штата – город Вильямсбург – превращена в живой музей: туристов по городу возят на бричках извозчики в исторических костюмах, хлеб пекут по старинным рецептам. Город преследуют экономическую цель, а у жителей растет гордость за свою родину. Горожане осознают – «мы тут вообще-то не в навозной куче выросли, мы старый город, славный, знаменитый», — говорит Игорь Филиппов. — Радует, что рыбинский проект с вывесками помогает горожанам повернуться к осознанию своей древней идентичности.
Как можно оживить жизнь, угасшую сотни лет назад? И сегодня рыбинцы могли бы услышать звон кузнечного молота, скрип мельничного колеса, крики зазывал на рыночной площади. Даже тысячелетнюю историю можно оживить, виртуально насытив ее красками и голосами.
Именно так в прошлом году визуализировали Великий Новгород: воссоздали главные архитектурные достопримечательности, теперь с помощью интернет-технологий горожане «гуляют» по улицам древнего Новгорода. Вполне возможно, что и рыбинцы смогут увидеть, какой на самом деле была древняя Усть-Шексна.