Независимые театральные проекты Рыбинска получили беспрецедентную поддержку. Почти полмиллиона рублей получает молодежный фестиваль и 2,7 миллиона – документальный спектакль в заброшенном цехе.
На днях были подведены итоги конкурса Фонда президентских грантов. Среди победителей названы два рыбинских проекта.
«Золотая табуретка» для молодых
Грант в размере почти 500 тысяч рублей получил «Хороший театр» Николая и Дарьи Шишигиных. В 2022 году они хотят провести второй фестиваль непрофессиональных театров «Золотая табуретка». В этом году состоялся вполне успешный дебют: на фестивальную сцену вышли 150 человек из Вологодской и Ивановской областей, Москвы, Ярославля и, конечно, Рыбинска – участников театральных коллективов и чтецов. Многие из них – молодые люди, которые мечтают поступить в театральные вузы.
— Фестиваль мы провели за свой счет, и финансово театр понес убытки. Но зато мы приобрели бесценный опыт, новые связи, которые не купишь за деньги. На стадии становлении театра такие вещи очень нужны. Мы познакомились с другими театральными объединениями, дружим, ездим друг к другу на гастроли. В конце ноября «Хороший театр» повезет пять своих спектаклей в Шую,- рассказывает Дарья Шишигина. — В этом году мы написали заявку на грант, и теперь нам помогут.
Грант позволит провести фестиваль, не влезая в долги, оплатить зарплату организаторам фестиваля, пригласить на «Золотую табуретку» профессора ГИТИСа Михаила Скандарова, который уже приезжал в Рыбинск в этом году. А программа мастер-классов благодаря поддержке станет более доступной для широкого круга зрителя.
— Поскольку зал у нас в театре небольшой, в мастер-классах могут участвовать только ограниченное число людей, — поясняет Дарья Шишигина. — Поэтому на следующий год мы проведем онлайн-трансляцию мастер-классов по актерскому мастерству, сценической речи, беседы с профессором ГИТИСа, где каждый абитуриент сможет задать волнующий вопрос. Присоединиться к трансляции смогут порядка 3 тысяч зрителей. В этом нам поможет Центр молодежных и семейных инициатив «Там-Там».
«Голоса цеха №76» — о труженицах Рыбинска
Заявка ИП Дарьи Ротенберг получила один из самых высоких рейтингов — 83,25 в конкурсе. Это третье место по количеству баллов среди всех победителей от Ярославской области. На постановку документального спектакля о труженицах Рыбинска «Голоса цеха №76» она получила 2 млн 740 тысяч рублей. Общая сумма проекта – 3,5 млн рублей (порядка 700 тысяч – софинансирование). Такого в Рыбинске еще не было.
«Голоса цеха №76» — большой мультимедийный проект, рассчитанный на несколько месяцев и посвященный рыбинским женщинам, трудившимся на заводах в 1930-50-х годах, в трудное для страны время.
— Для меня Рыбинск – это никакой не город-купец. Это город заводов, город-труженик, город-работяга. В этом году Рыбинск получил высокое звание Город трудовой доблести. Это в очередной раз заставило меня задуматься: а кто стоял за всем этим? – говорит Дарья Ротенберг. — Сначала мужчин не было (или было мало), потому что они были на войне, потом их не было, потому что они не вернулись с войны или остались калеками. К станку вставали совсем молоденькие девушки и женщины. Только представьте: 14-16-летние девчонки собирали минометы на заводе в Рыбинске. Женщины работали в несколько смен, тем, у кого были грудные дети, давался 20-минутный перерыв на кормление грудью ребенка. В Рыбинском районе девчонки добывали торф. Их звали русалками, потому что они по колено стояли в воде. Женщины работали по 10-12 часов в день, чтобы менять страну к лучшему. Кто-то ради этого забывал о своей женственности, отказывался от любви, от рождения детей. Мне захотелось рассказать о них, чтобы о наших труженицах, которые поднимали город, узнала вся страна.
В основу документального спектакля будут положены истории реальных женщин, которые посвятили свою жизнь труду на производстве. Команде проекта предстоит огромная подготовительная работа. В течение нескольких месяцев они будут собирать архивные документы, дневники, интервью, воспоминания, фотографии рыбинских тружениц.
Перед создателями проекта стоит непростая задача – понятным, современным театральным языком рассказать историю наших бабушек и прабабушек, чтобы она тронула людей XXI века, главным образом, молодых.
— Спектакль мы планируем поставить в мае-июне, — продолжает Ротенберг. — Все действо развернется в необычном пространстве. Это не театральная площадка в традиционном понимании. Возможно, это будет помещение старого заброшенного производственного цеха. Театр будет создаваться практически с нуля. Нам предстоит закупить профессиональное оборудование – световое, звуковое. Отсюда такая большая сумма гранта. Все это нужно для полного погружения зрителя в ту атмосферу, чтобы современный человек, который в общем-то неплохо живет, ездит на личном авто, ходит по магазинам, в кафешки, попал в некомфортную среду, стал соучастником действия и услышал эти «голоса цеха».
В команде будут работать профессиональные драматурги, сценарист, режиссер, художник.
— Не буду пока называть всех имен. Скажу только, что отвечать за атмосферу спектакля – заниматься сценическим пространством, световым оформлением будет Алексей Батраков. Рыбинцы знают его по работе в театре драмы. Сейчас он учится в школе-студии МХАТ, изучает новые технологии в сценографии. Думаю, что сотрудничество с ним будет очень интересным.
А вот артистов в «цех» наберут из народа.
— У нас будет кастинг. В нем смогут принять участие все желающие, кому есть что рассказать, кто готов поделиться личной историей о бабушке, прабабушке, которая всю свою жизнь проработала на заводе, у кого сохранилась какая-то памятная вещь.
Постановка спектакля – главная, но не единственная составляющая проекта. Предполагается, что «Голоса цеха №76» — это еще выставка и сайт.
— Мы хотим представить зрителям исторические документы: фотографии, плакаты, лозунги, вещи, которые принадлежали реальным труженицам, — говорит Дарья. — Эти материалы, а также фрагменты аудиозаписи спектакля мы загрузим на сайт, который будет создан в рамках проекта. В планах — организовать онлайн-трансляцию спектакля для широкой аудитории, чтобы о рыбинских труженицах узнала вся страна. Наш проект живой, и в процессе его претворения в жизнь он будет меняться в зависимости от документальной основы и внешних обстоятельств.