Рассказываем о конструкторе «Русской механики» Максиме Шагине
Предприятие – это команда, в которой каждое звено имеет значение. И все же есть те, с кого все начинается, своего рода «нулевой километр», где берет отсчет идея, запускающая весь производственный процесс. Конструкторы.
Как только в доме появлялась новая машинка, Максим Шагин разбирал ее до последнего винтика. С детства он мечтал стать военным авиамехаником, а оказался на производстве снегоходов. Уже 25 лет он создает машины на «Русской механике» в Рыбинске.
Окончив РГАТА по специальности конструктор-технолог, Максим получил распределение на Тутаевский моторный завод. В начале 90-х предприятие планировало стать первопроходцем в производстве квадроциклов. Молодой специалист участвовал в разработке опытных образцов техники, но в серийное производство машины так и не вышли – не нашлось средств.
В 96-м у Максима внезапно умер отец. Много лет Геннадий Шагин курировал производство снегоходов «Буран» на дизельном заводе в Рыбинске. Сын решил продолжить дело отца и пришел на его место в то же конструкторское бюро.
— Мне было важно работать по специальности, тем более снегоходы –такая привлекательная вещь! — рассказывает ведущий инженер-конструктор.
До появления Autocad, да и вообще программ разработки чертежей на компьютере, всю документацию делали на ватмане или лавсановой пленке от руки. Инженеры сидели в большом открытом помещении, а их инструментами были кульман (инженерная доска), набор карандашей и хорошие знания. Весь процесс был трудоемким и требовал большого старания – в случае ошибки приходилось весь чертеж делать заново. Теперь конструкторы используют цифровые технологии моделирования деталей.
К декабрю 98-го предприятие выпустило 200 тысяч «Буранов». В конце тысячелетия базовой моделью стал двухгусеничный «БУРАН С-640». Он выпускался в трех модификациях. Также выпускались «БУРАН-М» и «БУРАН-МД» с более современным дизайном, мощным двигателем и совершенной подвеской лыж.
Технологии мирового снегоходостроения развивались все стремительнее. Рыбинцы не отставали — начали осваивать «Тайгу» с противоположной «Бурану» концепцией – две лыжи и одна гусеница.
— Такую концепцию предложил Герман Павлович Дерунов, назначивший меня начальником сектора трансмиссии общей сборки. Мы сделали три опытных образца, руководство одобрило. Помню, решили испытать первую машину. Собрали, завели на сборочном стапеле, а заглушить не смогли – замкнуло. Смеялись, что изобрели вечный двигатель.
Прототипом серийного снегохода нового поколения «Тайга 500Д» стал канадский снегоход Ski-Doo. Двухцилиндровый двигатель объемом 497 см3 и мощностью 45 л.с. позволял развивать скорость до 100 км/ч, в два раза большую, чем «Буран». В трансмиссию встроили двухступенчатую коробку передач с реверсом, в подвеску гусениц и лыж — гидравлические амортизаторы. К концу 1999 года собрали первую партию из 200 машин, которые заложили фундамент современному снегоходному производству.
Снегоход «Тайга-Спорт» 2001 года оценили гонщики, машина разгоняется до 140 км в час. Конструкторы разработали оригинальную рычажную подвеску лыж, двигатель-«воздушник» форсировали, применив настроенный выпуск, два карбюратора и микропроцессорную систему зажигания с возможностью программирования.
Компоновку и дизайн «Тайги-250» выполнили в 2002 году по новейшим компьютерным технологиям. Использовались современные решения: система раздельной смазки, электронное бесконтактное зажигание с изменяемым углом опережения, японский карбюратор, настроенный выпуск.
К 2006 году «Русская механика» предлагала покупателям уже почти полтора десятка вариантов «Тайги».
— Все они – хорошие рабочие лошадки, но роднее мне «Тайга Варяг» и «Тайга Патруль», поскольку я принимал непосредственное участие в их разработке, — рассказывает Максим.
«Варяг» — самый легкий в семействе. Создавая его, мы придерживались принципа практичной достаточности без потери основных ходовых свойств и базового комфорта.
Весной 2012 года «Варяг 550» сдал тест на надежность, пройдя 2000 км по заторошенному Енисею во время экспедиции «Красноярск — Бахта — Красноярск». В суровую Сибирь рыбинские снегоходчики отправились по приглашению известного писателя Михаила Тарковского.
Рекордсмен по количеству пройденных километров в различных пробегах и экспедициях – «Патруль». Он единственный попал на страницы Книги рекордов России как снегоход, преодолевший 11 000 км в пробеге Рыбинск-Салехард-Уэлен. Модель вошла в список «100 лучших товаров России». В «Патруле» конструкторы переосмыслили эргономику водительского и пассажирского мест, сделали выше рулевую стойку. Для удобства пассажира в базовой комплектации установлено двухуровневое сиденье со съёмной спинкой и обогреваемыми рукоятками для пассажира.
Рабочий день Максима начинается с совещания, где обсуждаются предстоящие задачи. У конструкторов есть свой месячный план. Недавно на предприятии прошла реструктуризация, и теперь один отдел отвечает и за снегоходы, и за квадроциклы.
В августе на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» компания представила снегоходы и квадроциклы, созданные инженерами-конструкторами для ведения боевых действий и выполнения оперативных задач мобильными группами. В том числе в условиях Арктики.
Впереди – новые разработки. По словам Максима Шагина, сейчас конструкторы колдуют над новой версией снегохода «Тикси» с усовершенствованной передней подвеской. По ходовым свойствам он должен выиграть у предшественника.
— Скучать нам некогда, покупатель становится требовательнее, технологии – совершеннее, рынок – насыщеннее. Мы не рисуем только стандартные детали – гайки, винтики, болты, шайбы. Остальное – создаем сами. Снегоход или квадроцикл — изделия компактные, а значит, у нас есть возможность видеть процесс превращения чертежа в готовое изделие. Это я и ценю в своей работе.