Новую услугу предоставляет РКЦСОН — Рыбинский комплексный центр социального обслуживания населения. Ею смогут воспользоваться люди, перенесшие тяжелые заболевания, старики с деменцией, люди с психическими расстройствами в стадии ремиссии.
Словом, те, кто не может в одиночку справляться с бытовыми заботами.
При этом полностью все бытовые дела помощники не делают. Их задача – стимулировать пожилых людей двигаться, не терять связь с реальностью. Поэтому ходят за продуктами, готовят, убирают в доме они вместе с подопечными.
Иногда после тяжелой болезни, инфаркта, инсульта, сложного лечения в стационаре люди возвращаются домой и не знают, как жить дальше. Нет, не в философском понимании, а в утилитарно-бытовом. Руки-ноги не слушаются, голова соображает плохо. А ведь надо и поесть приготовить, и в доме убрать. Попробуют раз-другой и отчаиваются – тело не слушается, как раньше.
Для того чтобы помочь больным людям вернуться к привычной жизни, в РКСЦОН появились помощники по уходу за пожилыми людьми и инвалидами с психическими расстройствами в стадии ремиссии.
— Помощники по уходу работают с горожанами, оставшимися без помощи близких и родных. С теми, кому родственники не могут постоянно помогать из-за занятости на работе. Сотрудники поддерживают, помогают восстанавливать утраченные навыки, самостоятельность в быту. Главная задача – сохранить и продлить возможность проживания дома, не допустить преждевременного устройства в дом-интернат при наличии реабилитационного потенциала, — рассказывает замдиректора РКСЦОН Ольга Вараткова.
Сейчас услугами помощников пользуются шесть рыбинцев. У всех непростые истории. Одной из первых в центр соцобслуживания обратилась пенсионерка, которая является опекуном маленькой внучки. Она воспитывает девочку с рождения, занимается ее разносторонним образованием.
Но случилось так, что женщина тяжело заболела. Была назначена операция по замене сустава. Возраст и ответственность за девочку усугубили ситуацию – у бабушки случился инсульт.
Ребенка определили в детдом, а женщина долгое время восстанавливала здоровье. Как только она смогла сама ходить, забрала девочку домой. Но здоровье уже не позволяло активно заниматься с ребенком, но и отдавать внучку в детдом она не хотела. Тогда женщина стала искать, кто сможет ей помочь в быту.
— Она обратилась к нам. Обсудив жизненную ситуацию, мы поняли, что услуг обычного соцработника семье будет недостаточно, и предложили помощника по уходу. Это стало спасением для семьи. Сейчас к бабушке и девочке приходит замечательный неравнодушный человек, который помогает в решении бытовых вопросов. Женщина благодарна нашему специалисту за поддержку, ей есть с кем обсудить успехи внучки, просто поговорить, — рассказывает Ольга Вараткова.
А вот другой случай из практики. Мужчина после операции еле мог вставать с постели. Помощник понемногу помогал ему двигаться больше, самостоятельно ходить в туалет. Общими усилиями им удалось сделать большой шаг вперед в самообслуживании пациента.
— Сначала мы выясняем у клиентов, кому что нужно. Потом для каждого человека составляется индивидуальная программа обслуживания с определенным набором услуг по желанию. Здесь учитывается множество факторов. В том числе время посещения помощника. Приходить домой к клиенту помощники могут не более пяти раз в неделю, не дольше чем на четыре часа в день, — говорит руководитель.
Например, есть в числе подопечных престарелая бабушка, которая живет с родственниками, которые каждый день уходят на работу. Нужно, чтобы кто-то присмотрел за старушкой днем. В этом случае можно организовать такой распорядок. Утром родные кормят старушку, укладывают спать. Часам к 10-11 приходит специалист, общается с ней, помогает умыться, кормит обедом, они проводят время вместе. Можно поделить эти четыре часа пополам: два часа утром, два вечером.
Возможность привлекать помощников появилась благодаря изменениям в постановление правительства Ярославской области №988 от 8 октября 2014 года. В штат комплексного центра люди были набраны еще в начале года. Сейчас здесь работают шесть человек. В основном это бывшие соцработники. Чем же они занимаются, как помогают?
В установленный перечень входит 8 социально-бытовых услуг. Помощь в планировании, выборе и приобретении продовольственных и промышленных товаров, средств санитарии и гигиены, ухода, книг, газет, журналов, лекарств и медицинских изделий по рецептам врачей. Также сюда входит помощь в выборе блюд, подготовке продуктов и приготовлении пищи в случае болезни или плохого самочувствия подопечного.
Специалисты могут помочь в расчете оплаты жилищно-коммунальных, социальных услуг, связи. Проводить клиента в банк, вместе сходить сдать вещи в химчистку, прачечную, в ремонт, потом забрать их оттуда.
Если потребуется, клиентам помогут в уходе за вещами, одеждой и обувью. Также помощники при необходимости выполнят мелкий ремонт, организуют уборку дома. Они же могут помочь помыться, выполнить другие бытовые процедуры.
— Еще раз подчеркиваю – помощники ни в коем случае не выполняют всю работу в одиночку. К примеру, если нужно приготовить обед, то они вместе с подопечным обсуждают, какое блюдо, какие продукты для этого надо купить, сколько денег взять в магазин, как добраться до него. По сути, они стимулируют пациента думать и двигаться, максимально вернуть его к самообслуживанию, — говорит Вараткова.
Работа у помощников нелегкая. Поэтому они в обязательном порядке проходят инструктаж. В Центре действует патронажная система для новичков. Они должны учитывать много нюансов. Например, что по норме нельзя поднимать тяжести более 7 кг, если речь идет о покупке продуктов. Поднимать, переворачивать больных людей также не входит в полномочия помощников.
В зависимости от социального статуса и достатка клиентов услуга помощника по уходу может быть бесплатной, частично платной, предоставляться за полную стоимость. Последний вариант – редкость. Практически всегда пригласить помощника можно на льготных условиях.