Особенность новой постановки в том, что зрители и актеры были в непосредственной близости друг к другу. Классическая драма развернулась на необычной сцене – театральном балконе.
Проход между бордюром и первым рядом кресел театрального балкона – вот и весь антураж новой постановки. В такой простоте декораций предстала перед зрителями «Бедная Лиза». Первыми новый спектакль увидели школьники. Неудивительно, ведь одноименную повесть Николая Карамзина они проходят по литературе.
Постановка классики для тинейджеров – рискованное дело, всегда есть вероятность, что следование первоисточнику вызовет скуку у молодого зрителя. Однако режиссер Константин Демидов сделал постановку не только камерной, но и привнес немало современных штрихов. Лиза (актриса Екатерина Бондаренко) ходит в модных берцах и коротком платье, ее мать в исполнении Марии Лебедевой (у Карамзина — старая крестьянка) – в элегантной юбке-карандаше, туфлях-лодочках. У Лизиного возлюбленного Эраста (Максим Ткач) из «того времени» только картуз и короткий сюртук. В остальном – вполне себе современный молодой мажор, в целом добрый, но ветреный и безответственный.
Романтическая история молодых героев проходит на расстоянии вытянутой руки, зрителям хорошо видны эмоции, выражение глаз актеров, колыхание легкого платья на трепещущей фигуре влюбленной девушки. Это очень здорово. Находясь так близко к зрителю, нельзя фальшивить, отделаться общим выражением лица. Для актеров задача непростая. Без шероховатостей не обошлось, но в конце некоторым зрителям пришлось доставать носовые платки и вытирать слезы на глазах.
Отдельного внимания заслуживает сценография. В то время как на балконе разворачивается любовная драма, на широком театральном занавесе мелькают завораживающие кадры: над высокими горами парят волшебные небожители, то взмывают ввысь, то стремительно несутся к земле. Они как аллегорические двойники настроений и эмоций героев, чувства которых то вспыхивают, то затухают.
Важную роль в постановке играет свет. Он окутывает героев, оставляя за ними глубокие резкие тени, словно намекая на трагическое будущее. Свет становится лунными бликами и рассветным солнцем, он словно немой свидетель душевных переживаний бедной Лизы.
А еще в постановке звучат современные песни, в том числе популярной Монеточки. Подобный прием не нов – таким образом режиссеры стараются сделать классику близкой и понятной для современников. Молодые зрители явно не ожидали такого музыкального сопровождения и, услышав знакомые мелодии, оживились.
«Бедная Лиза» предложила зрителям поразмышлять о том, что когда получаешь желаемое быстро и без ограничений, то скоро теряешь к нему интерес. Так было в эпоху Карамзина, актуально это и в наше время. Разница лишь в том, что драматическая развязка истории полуторавековой давности сейчас кажется не такой очевидной. Невольно возникает вопрос, как сложилась бы судьба бедной Лизы в наши дни?
— Одна из задач, которую мы ставили перед собой – чтобы юноши и девушки, посмотрев спектакль, поняли, что даже в сложной жизненной ситуации есть выбор, как поступить. Да, первая любовь оставляет в душе след, может закончиться расставанием, но это всего лишь этап, и надо жить дальше. Если зритель поймет, что может быть по-другому, не так, как у бедной Лизы, – это здорово, — поделилась актриса Екатерина Бондаренко.
— Думаю, хорошо, что ребята посчитали моего персонажа отрицательным героем, поняли, что нельзя поступать, как он, — отметил Максим Ткач.
У режиссера Константина Демидова была своя сверхзадача.
— Все, что я могу как режиссер – договориться с актерами, чтобы они максимально искренне говорили о том, что произошло в повести XIX века, при этом подобрали правильную интонацию для зрителей XXI века. Судя по реакции, что-то нам удалось, — отметил он.
По словам Константина, в спектакле еще есть что доработать. Спросите, зачем?
— Знаменитый театральный режиссер Питер Брук однажды сказал, что не верит, будто зритель кардинально изменится после спектакля, но верит, что он изменится на полтора-два часа, пока смотрит на сцену, — отметил Демидов.
Отдельное спасибо хочется сказать за то, что в спектакле звучат слова автора повести. Их читает Мария Лебедева. Ее рыбинские зрители привыкли видеть в спектаклях для детей. В «Бедной Лизе» она не только создала образ любящей матери, но и проникновенно и просто описывала душевное состояние героев, природу.
Заядлые театралы могут выбрать «Бедную Лизу» по своему вкусу, ведь в постановке занято два актерских состава. Роль Лизы и ее матери также играют Татьяна Канюкова и Мария Сельчихина.