В годы первых пятилеток Рыбинск вместе со всей страной делает огромный скачок вперед, в индустриализацию. В 1928-37 годах здесь появились заводы всесоюзного значения: завод дорожных машин, полиграфических машин, спичечных машин, катерозавод.
Определилась и ведущая для Рыбинска тема – авиация. Появился авиационный институт, расширяли и модернизировали моторостроительный завод № 26, строили новые цеха и жилые дома для специалистов, возводили огромный Дом культуры «Авиатор».
Словом, Рыбинск быстро превратился в важный индустриальный центр молодой страны.
Неудивительно, что именно в нашем городе два дня провел «красный граф» – писатель Алексей Толстой. И кстати, в Рыбинске он побывал в 1936-м – на три года раньше, чем в Ярославле.
С момента возвращения из эмиграции Толстой – писатель номер один в СССР, он обласкан советской властью. После смерти Максима Горького он возглавил Союз писателей.
Писатель ездит по стране, общается с людьми, консультирует театры, работающие с постановками по его пьесам, посещает стройку Беломорско-Балтийского канала. Он всенародно любим: взрослые зачитываются его фантастикой, историческим «Петром», политическим «Черным золотом». Дети без ума от «Буратино».
В Рыбинск живую легенду пригласили моторостроители. Они предоставили писателю двухместный самолет – и Толстой не смог отказать. Звезда прилетела вечером 24 июня 1936 года. На аэродроме собрались заводчане, комсомольцы, литкружковцы, дети и отдыхающие из дома Воровского. Писателя приветствовали аплодисментами, засыпали цветами.
Позже Толстой встретился с почитателями его книг и членами литературного кружка завода им. Павлова. Начинающие литераторы с интересом общались с писателем, задавали волнующие их вопросы. Сам Толстой так описывает встречу с рыбинцами:
«В заводском клубе я почитал им из нового романа. Завязалась литературная беседа. На трибуну поднимались молодые люди, чрезвычайно осведомленные в советской и мировой литературе, и вы не думайте, что уж очень хвалили меня, это у нас не принято. В конце вечера шесть девушек, одетые в спортивные костюмы, подарили мне великолепный мотор для лодки, ими самими построенный».
Трогательной получилась встреча с рыбинскими пионерами – позже Толстой сообщал в письме, что «задержался там сверх ожидания». Писатель побывал в пионерлагере села Глебово.
Об этой встрече в газете «Рыбинская правда» появилась статья «Толстой у пионеров». Там упоминались удивительные темы: угроза от фашистов, мечта советского человека о космическом полете и особо ценном металле, интерес к эпохе динозавров и обитателям иных планет. Читаем:
— К нам в пионерский лагерь 26 июня приезжал писатель Алексей Толстой. Он сказал, чтобы мы, пионеры, чаще напоминали советским писателям об их обещаниях писать для ребят, настойчиво требовали от них хорошую детскую книгу. Он рассказал, что по его сценарию скоро выйдет кинокартина «Утренняя звезда» для ребят. Это будет очень интересная картина. Вот что рассказал о сценарии Толстой:
«На планету Венера за веществом, очень нужным для обороны нашей страны, вылетела на межпланетном корабле советская экспедиция. Одновременно туда же отправлялись германские фашисты.
Нашей экспедиции пришлось бороться со страшными огромными ящурами, у которых лапы толщиною в метр, переходить глубокие болота, покрытые чудовищными растениями и громадными движущимися грибообразными существами. Фашисты захватили нашу девушку, хотели убить, но это им не удалось. Наша экспедиция разбила фашистов, захватила много ценного вещества, вернулась в СССР и сделала его еще более неприступной крепостью».
Уезжая от нас, Толстой тепло попрощался с нами, благодарил за цветы и обещал вернуться. Написал в книге отзывов: «Видел чудных веселых ребят. Желаю вам вырасти мужественными людьми, любить Родину, знать, что счастье человека – в строительстве коммунизма».
Кстати, режиссером фильма «Утренняя звезда» о полете на Венеру, где господствует мезозойская фауна, стал великий сказочник Александр Птушко. Будущие «Звездные войны» расхваливала советская пресса:
«Фантастическая техника будущего, необычайные средства связи, полет атомостата в межпланетном пространстве, чудовищные звери третичной эпохи: ихтиозавры, игуанодоны и птеродактили. Все это потребует от режиссера арсенала технических средств, накопленных в работе над «Новым Гулливером». Привлекаются виднейшие специалисты – от атомной физики до вопросов костюма и быта, от палеонтологии до электромузыки».
Но с фантастической картиной так и не сложилось – Птушко снял лишь «пилотный ролик» с наиболее сложными и эффектными комбинированными кадрами. Предположим, что картина оказалась слишком трудной в производстве. Спустя три года Птушко все же снимет кино по сценарию Толстого – «Золотой ключик».
Статья создана на основе материалов Рыбинского филиала Госархива