Школа для особенных детей появилась на карте Рыбинска ровно 90 лет назад – этой осенью у нее юбилей. Сначала ребята с нарушениями слуха занимались в здании на улице Бакунина (Чкалова), затем – на пр. Ленина, ул. Железнодорожной, а потом обосновались на Гагарина.
В конце 60-х в новой школе учились около 70 детей не только из Рыбинска и области, но и из самых отдаленных уголков СССР — Чукотки, Прибалтики, Бурятии, Алтая, Казахстана, Узбекистана, Крайнего Севера, Чувашии, Тувы.
В 1966 году школа, получив статус экспериментальной площадки Московского государственного пединститута имени Ленина, стала готовить будущих сурдопедагогов. Спустя почти сорок лет здесь впервые вручили своим ученикам аттестаты о среднем образовании. У особенных ребят появился шанс получить профессию, создать семью и стать счастливыми.
Неизбежные спутники всего, что выходит за рамки привычного положения вещей, – предубеждения. Вы думаете, что в этом здании за металлической оградой царит тишина, а люди в нем, большие и маленькие, общаются только на языке жестов? На самом деле в особенной школе каждые сорок минут раздается обычный школьный звонок, а на переменах шум и гам детских голосов. Руками здесь «не машут», а говорят. Русский жестовый язык (родной язык глухого человека) в школе используется при необходимости, например, когда старшеклассники читают «Войну и мир» или общаются друг с другом. Кстати, ЕГЭ здесь тоже сдают.
Сегодня школьные кабинеты с глухими и слабослышащими детьми делят ребята с аутизмом и интеллектуальными нарушениями со всей Ярославской области. Большинство детей здесь с комплексными проблемами здоровья.
На 66 воспитанников, в том числе 17 дошколят, – 30 педагогов. Многие универсальны, а если сложить стаж каждого из них, получится не одна сотня лет. Редкие специалисты – дефектологи: сурдопедагоги, олигофренопедагоги – помогают детям понимать такой сложный мир вокруг.
— В нашей профессии приветствуют многостаночников, — с улыбкой говорит директор школы-интерната Ольга Руденко.
Она пришла сюда воспитателем в 95-м, работала педагогом, затем завучем. Теперь на ней все большое школьное хозяйство.
За час до обеда в полном составе учеников не застать. Дошколята ушли на прогулку лепить снеговиков, пока позволяет погода, старшеклассники уехали в Демино – болеть за участников чемпионата по биатлону. Все остальные – «отдуваются» на занятиях. Образовательных программ в школе много. Для некоторых детей педагоги выстраивают индивидуальный маршрут обучения. Ребята с нарушениями слуха учатся в школе на год дольше сверстников из обычной школы. С интеллектуальными нарушениями – в зависимости от особенностей ребенка. Помимо основной программы, здесь проходят курсы коррекционных предметов.
В уютных кабинетах всего по пять-шесть парт. Все ученики сидят поодиночке. На дверях, стенах, доске наклеены подсказки: как надо здороваться, какие сегодня день и погода, как зовут учителя, что можно и что нельзя делать на уроке, смайлики с эмоциями.
Для ребенка с нарушениями развития визуализация – очень важный момент в освоении речи.
— У нас слово сопряжено с образом. Мы говорим «мама» и представляем родного человека. Для неслышащего ребенка «мама» — просто иностранное слово. Нам нужно показать фотографию, табличку, любовь мамы — такая игра в ассоциации, и научить этому не так просто, как кажется, — объясняет Ольга Руденко.
Пока переменка, ребята позволяют себе расслабиться – кто-то лежит на мате, кто-то играет. Но как только звенит звонок, начинается работа.
У пятерых учеников с расстройством аутистического спектра сегодня непростая задача – научиться шнуровать ботинок. Для этих ребят в приоритете не предметные, а бытовые компетенции. Удержать их внимание непросто, особенность этого недуга – дезадаптивное поведение, в любой момент ребенок может вскочить с места, закричать, швырнуть подвернувшийся под руку предмет или полностью отстраниться, глядя в потолок. Педагог должен быть готов ко всему.
— Это наш первый опыт создания класса для аутистов, до этого мы интегрировали по одному ребенку в разные классы. Считаю, что мы не прогадали, — говорит замдиректора по учебной работе Ольга Камахина.
В школе у каждого неслышащего ребенка есть индивидуальные слуховые аппараты или кохлеарный имплант. Без них развитие слуха и речи почти невозможно.
Из кабинета сурдопедагога Галины Ладыженской разносится четкое: «Как тебя зовут?» Этот вопрос специалист задает в микрофон первоклашке Милане, глухой от рождения, как и ее родители. Девочка сидит на вибрационном столе, усиливающем звуки, в больших наушниках и пытается произнести свое имя.
— Ну вот, после каникул вернулась «рыбкой», — расстроено говорит Галина Николаевна, не услышав четкую речь. — Бьемся всю неделю. Но ничего, обязательно справимся.
Одна из задач занятия – научить произношению. Глухим людям невозможно понять самостоятельно, как формируются звуки. Педагог должен помочь ребенку развить тактильно-вибрационную чувствительность — понимание, за счет чего в нашем теле возникает тот или иной звук. И главное – произнести его. Если у человека есть язык, он способен говорить.
Сурдопедагогов такого уровня в Рыбинске, а может, и во всей области больше нет, в один голос отзываются о ней коллеги. К слову, в школе работает и дочь Галины Ладыженской.
На занятиях у психолога любимое место детворы – «тайная» сенсорная комната с бизибордами, световыми фонтанами, красочными панно. Все эти стимуляторы помогают развивать мелкую моторику, внимание и память, успокаивают и расслабляют ребенка. И почти все они сделаны руками неравнодушных педагогов.
Для Максима и Ильи с аутизмом и легкой умственной отсталостью – время занятий ритмикой.
— Изучаем приемы игры на трех ложках, даже для меня это непросто, — улыбается педагог Наталья Шмиголь.
Но артистичные мальчишки быстро схватывают ритм, и всем, кто находится рядом, тут же хочется пуститься в пляс под заводные «Валенки».
В швейном кабинете урок ведет Надежда Куприянова. Четверо ее подопечных сосредоточенно вывязывают крючком цепочки из воздушных петель. Увидев в привычной среде непривычного новенького – журналиста, первоклассница начинает энергично размахивать рисунком – на нем корона принцессы. Недавно девочка научилась плести из ниток косичку, и для нее это большое достижение. Педагоги ее хвалят – шустрая, обучаемая, обидно, что родители не привели ее раньше, в дошкольную группу – был бы шанс научить говорить.
— Чем раньше начать занятия, тем лучше. Мы владеем методиками, благодаря которым наши дети с нарушениями слуха начинают читать и писать уже в 4-5 лет, — говорит Ольга Руденко. – Нередко выпускники дошкольных групп от нас уходят учиться в обычную школу, потому что готовы к ней.
В этом году в школе станет еще интереснее. По федеральному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование» здесь модернизируют действующие мастерские – для швей и поваров – и создадут новые – картонажно-переплетную и для рабочих по обслуживанию зданий. Также в школе оборудуют зал для адаптивной физкультуры, скалодром, мультимедийную стену, обновят компьютерный кабинет – он востребован у всех ребят
У 99% выпускников школы-интерната жизнь складывается благополучно, они находят дело по душе, строят карьеру, добиваются успехов в спорте, с гордостью говорят педагоги. В прошлом году пятеро выпускников школы продолжили обучение. Трое из них поступили в Межрегиональный центр реабилитации в городе Павловске, недалеко от Санкт-Петербурга, осваивают профессии художника, дизайнера, двое учатся в Рыбинском колледже городской инфраструктуры. Одна девушка оканчивает магистратуру академии художеств России.
— Девушки так хорошо говорят, что вы ни за что не подумаете, что они глухие, — говорит Ольга Камахина.
Возможности глухих людей при правильном подходе и образовании очень широки. И в первую очередь в развитии ребенка должны быть заинтересованы его родители, тогда и результат не заставит себя ждать. Но, увы, единицы приводят в школу-интернат детей в возрасте полутора-двух лет, а это лучшее время для начала обучения.
— Многие семьи предпочитают оставаться в тени, отказываются принять, что их ребенок нуждается в специальной помощи, боятся, что в школе-интернате среди глухих он «начнет махать руками», обращаются к сомнительным платным дефектологам, логопедам, настаивают на учебе в обычной школе. Ценное время уходит, уже в 6 лет ребенку с нарушениями слуха устную речь не сформировать. И это серьезная проблема, которая с годами не теряет актуальности, как и проблема межведомственного взаимодействия медиков и педагогов, — продолжает Ольга Руденко.
— Мы видим много слез. Порой уже взрослые ребята с проблемами слуха сами приходят к нам – научите дактильной и жестовой речи! В последнее время приняли много ребят из массовых школ – им тяжело там, они становятся изгоями, а ведь в будущем им нужно получить профессию, создать семью, — говорит Ольга Камахина. – Им непросто наверстывать упущенное, и нам приходится трудно работать с ними.
Из 66 учеников школы-интерната 22 – приезжие со всей Ярославской области. Здесь они не только учатся, но и живут пять дней в неделю, бесплатно получают питание и одежду. Стены школы пустеют только на каникулах, хотя их ученики не любят. Почти для каждого из ребят школа уже стала родным домом, где говорят на понятном им языке.
Привет всем!
Обязательно приеду на юбилей школы выпускник школы 1979 года Ершов А. С, Заслуженный тренер России, тренер сборной команды России по спорту глухих ( хоккей).