В XIX веке в России ширится интерес к образованию. Крестьяне убеждаются в полезности грамотности, хотят учить детей. Традиционно считается, что образование «дремучим массам» принесли большевики. Но раньше на полвека это делали земства.
Первый председатель Рыбинской земской управы Александр Хомутов провозглашал: «Храм общественного благосостояния воздвигнем на ниве родного просвещения».
В 1868 году в Ярославской губернии открылись первые пятилетние земские школы. Спустя полвека, в 1916 году, в губернии действует 669 земских школ, где работает 778 учителей. 60 земских школ – в Рыбинском уезде.
Правда, если в сегодняшней школе учатся 500-800 детей, то в земской лишь 30-50 школьников. Чему учат юных крестьян? Кроме арифметики, чтения, письма и Закона Божьего, им преподают еще и историю, географию, геометрию, черчение, естествознание.
Кроме земств, школы открывали и при каждом церковном приходе. Для сравнения: в 1916 году в губернии 577 приходских школ – немногим меньше земских. И при заводах промышленники строили учебные заведения.
Словом, считать, что грамоте крестьян в Российской империи не уделяли внимания, не совсем справедливо. Другое дело, что у этих школ были разные кураторы: церковь, земство или бизнес – и каждый обучал и воспитывал по-своему.
Да и обязательным образование не было, что современному человеку совсем непривычно. Некоторые крестьяне не видели в науках прока, не тратили на него ни денег, ни времени. Их дети немного учились грамоте у дьячка или старого солдата и выходили в большую жизнь. Например, шли в подмастерья к сапожнику или уезжали в город работать в лавке или кабаке.
Но многие отдавали детей в школы, предпочитая именно земские, которые были бесплатны и давали крепкое образование. Сотня детей училась в 1910-е годы в рыбинском Александровском земском училище, названном так в честь императора.
Училище открыли на деньги земства в феврале 1868-го в деревне Голодяево (сегодня дер. Пригородное). Через несколько лет его перевели в рыбинское Зачеремушье. Непросто выяснить, где именно в Рыбинске размещалось училище.
Есть мнение, что его здание сохранилось на углу улиц Кладовой и Выгонной (сегодня ул. Ухтомского), что в советское время там располагались школа № 6 и учебно-производственный комбинат. Другие краеведы уверены, что здание училища утрачено при масштабной перестройке Зачеремушья.
Кто учится в земских школах и училищах? В основном девочки и мальчики из бедных семей, тех, кто не может оплатить учебу. Об этом упоминает учительница рукоделия Александровского училища Екатерина Скворцова:
«В училище половина девочек. Прилив этот объясняется тем, что в городских женских школах берут за обучение значительную плату, в земском училище платы этой нет. Для бедных девочек всякое знание – самое существенное подспорье».
Небогатые крестьяне и мещане охотно отдавали детей в земскую школу – для них это был способ дать ребенку профессию и избавить семью от лишнего рта. Нередко сельское «обчество» устраивало в училище сирот, оставшихся в деревне без взрослых.
Земские школы существуют на народные деньги, которые собирают с крестьян в виде налогов. Поэтому каждое решение – пригласить учителя, повысить ему зарплату, принять нового ученика, назначить ему стипендию – принимается сообща земским собранием.
Сохранились свидетельства, как собрание обсуждает кандидатуры детей в Александровское земское училище, учитывая трудное положение их семьи. Так, в 1886 году в Управу ходатайствует рыбинский мещанин Петр Воробьев, бывший содержатель лошадей для земских разъездов.
После смерти жены он остался с пятью малолетними детьми, «впавши в крайнюю бедность». И просил принять его 8-летнего сына Василия на полное содержание. Собрание пошло навстречу Воробьеву, приняв его сына в училище на свободную вакансию «крестьянского населения».
Иногда для устройства в училище крестьяне прибегали к шантажу. Например, Федор Дубровин угрожал, что «в ином случае отдаст сына Матвея к кому-либо в услужение или отправит в С.-Петербург для занятий по торговле». Матвея приняли в училище, он окончил учебу «на земский счет».
Бывало, что «детей предоставляли в училище лишь в рубашках и без перемены белья». Таких в Александровском земском училище называли «земские воспитанники» и брали на полный пансион.
На два года им вручали 4 рубашки сарпинковых, 4 панталон пестрядинных, по 2 наволочки подушечных и матрацных, 2 простыни, одеяло суконное, полушубок овчинный, кафтан суконный, валенки, кожаные сапоги, летнюю и зимнюю шапки, 2 пары онуч, 20 аршин холста для полотенец.
Кроме 20 детей, взятых на полный пансион, брали еще пятерых на полупансион: с едой и проживанием, но в своей одежде.
В год Рыбинское земство расходовало на училище, ремесленное отделение и интернат, где жили иногородние ученики, больше 6000 рублей.
Считается, что уровень образования в земских школах был намного выше, чем в тех же приходских школах и тем более при обучении дома. Земство старается привлечь в школу молодых энергичных педагогов, поддержать их премиями, продуктами. А работа, и правда, была непростая.
Уроки для всех возрастов в земской школе могли проходить в одном классе, где педагог, выбиваясь из сил, пытался занимать сразу и старших, и младших детей. Об усилиях педагога мы узнаем из того же отчета Екатерины Скворцовой:
«Кто знает труд педагога, симпатия его всегда будет на стороне учителя. Девочки 7, 8 и 9 лет из бедных семей вовсе не имеют понятия о крючке, спицах и других рукодельных инструментах. Это 40 часов самого невообразимого терпения в месяц».
Способных учеников земская школа готовила к поступлению в профессиональные учебные заведения: учительские семинарии, технические училища, фельдшерские школы.
Кроме того, подростки прямо в народном училище осваивали полезное ремесло портного или сапожника, столярное или токарное дело. По сути, это была ремесленная школа, где за 5 лет подростку давали и знания, и основы ремесла.
Рассмотрим Александровское земское училище в Рыбинске. Сначала здесь учились 40 детей, постепенно их число выросло до 100. Обучение из начального становится профессиональным. Профиль выбрали столярный – «в связи с широким развитием в уезде ремесленных кустарных производств».
Для этого земство предприняло несколько важных действий. Для начала из Петербурга пригласили специалиста – преподавателя столярно-токарного ремесла Дорофеева.
Для занятий ремеслом во дворе училища построили «особое здание, стоившее вместе с оборудованием свыше 4000 рублей». Теперь училище располагалось в комплексе зданий: «Главный дом – помещение для классов, второй – столярно-токарный класс, третий – помещение для воспитанников и смотрителя, четвертый дом помещает кухню со столовой, квартиру учителя», — пишут в отчете земскому собранию в 1901 году.
Затем решили брать в училище не 8-летних, а 9-летних мальчиков – «для обучения ремеслам ученики должны были обладать большей физической силой».
И главное – перекроили программу обучения. Год подростки учили общие предметы, три года обучались ремеслу и постигали теорию по профильным предметам: рисование, черчение, технология дерева, основы геометрии. А пятый год полностью посвящали работе в учебных мастерских.
После всех обновлений Александровское училище стало готовить и выпускать подмастерьев, «знакомых со столярно-токарным делом, с различными работами по дереву, владеющих знаниями в производстве мебели и сельскохозяйственных орудий».
Недаром ярославские плотники ценились в столицах и называли себя фамилией Смирнов т.к. это была своего рода фирменная марка по нашим понятиям.
Cамая популярная фамилия в Рыбинске это КУЗНЕЦОВ .Вот только где обучали рыбинцев кузнечному делу,неизвестно.