Миф о тихой домоседке XIX века, скромной красавице, покорно молчащей при муже, который сегодня так греет сердце мужчин, разбивается, как только начинаешь изучать историю.
Многие купчихи Рыбинска были энергичными и деятельными женщинами. Они вели дела наравне с мужьями, отцами и братьями, владели недвижимостью, застраивали наш город, и не только торговали в лавках, но и сами производили товары. И банальным «украшением семьи» их назвать не получится.
Производством водки прославилась купчиха первой гильдии Елизавета Эльтекова. Она полвека руководила винокуренным заводом, успешно занималась недвижимостью, скупая дома и отстраивая новые.
Как истовая христианка охотно жертвовала на благотворительность. А когда ее муж разорился, содержала огромную семью за счет своего прибыльного бизнеса.
… Дочери ярославского купца Егора Горошкова Елизавете было всего 18 лет, когда она вошла в семью успешного рыбинского купца Ивана Кузьмича Эльтекова. Тот вел в городе обширную розничную и оптовую торговлю. В его лавках в Мучном гостином дворе торговали лакомствами, канцтоварами, пряностями, красками, посудой, винами и водками.
Вскоре 21-летняя Елизавета начала торговать в одном из магазинов свекра. Но энергичной женщине явно не сиделось – ни дома с детьми, ни даже в лавке. Спустя всего шесть лет Эльтекова объявила капитал по второй гильдии. И организовала свое дело.
В 1863 году винокурение и торговля алкоголем перестали быть госмонополией и прерогативой дворян – заниматься этим разрешили всем желающим. Ввели акцизы. К винокурению активно подключились купцы. Цены и число питейных заведений, крепость напитков не регламентировали, надеясь на естественную конкуренцию и улучшение качества алкоголя.
Ровно через год в Рыбинске учредили Торговый дом с мудреным названием «Е.Э.Г.У.А.В.». Среди учредителей – 27-летняя купчиха Елизавета Эльтекова. Она вместе с рыбинцем Гавриилом Умновым и крестьянином Афанасием Волковым открыла винокуренный завод — в деревне Большой Двор за Пахомовским мостом на реке Коровке.
Как распределялись роли в бизнесе, узнаем из книги об ул. Крестовой краеведа Александра Михайлова: «Эльтекова участвовала как вкладчик капитала. Водочный мастер Волков заведовал производством, Умнов продавал готовую продукцию на складе».
Позже Эльтекова стала единственной владелицей завода. Здесь производили водку и наливки. Производство все расширялось: в 1887 году на заводе трудились 40 человек, как пишет «Указатель фабрик и заводов европейской России и Царства Польскаго». Высокое качество продукции рыбинской купчихи не раз отмечали на выставках. Так, на бланках писем и счетов ее завода за 1899 год изображены десять медалей: награды за высокое качество продукции.
Не забывала Эльтекова благоустраивать свое производство – при заводе разбили большой сад, построили оранжерею. Позаботилась купчиха и о детях работников: в 1895 году при заводе открыли бесплатную школу. Расходы по содержанию помещений, приобретению учебников, оплате труда учителя несла хозяйка.
Прибыльному делу Эльтековой не помешал даже пожар, охвативший завод в 1880 году. Хозяйка вновь отстроила свое детище, сделав его еще величественней: производственный корпус с водонапорной башней, который сохранился и сегодня, вероятно, возвели после пожара.
Дело чуть не нарушила казенная винная монополия, которую в 1901 году ввели в Ярославской губернии.
«Большедворский винокуренный № 9 завод прекратил производство. Все аппараты, машины и контрольные снаряды разобраны, разъединены, опломбированы и опечатаны акцизным надзором. Вследствие чего винокуренное производство к настоящему времени невозможно. С внешней же стороны окна и двери завода заколочены», — гласит журнал Рыбинского земского собрания.
Но затем производство возобновилось – теперь спирт, вырабатываемый на заводе, частники сдавали государству, где из него делали качественную водку.
Супруг нашей героини, богатый наследник Иван Эльтеков, работал с 14 лет, торгуя в лавке родителя. Он владел доставшимися в наследство каменными лавками, винными погребами, пряничной пекарней.
Но вот самостоятельный бизнес Эльтекова не всегда процветал.
В 1870-х Иван Иванович взял подряд на благоустройство Волжской набережной. Но строительство не только не принесло семье прибыль — после тяжбы с городской управой купец понес убытки в 1500 рублей.
За долги даже пришлось продать родовое гнездо семьи — трехэтажное здание на Крестовой, 66, построенное еще его дедом Кузьмой Эльтековым.
Бабушке Ивана Эльтекова, доживавшей здесь последние дни, пришлось переезжать. Позже на Крестовой, 66 поселился знаменитый пивовар Иван Дурдин с семьей, а на первом этаже расположился его трактир.
А в 1881 году Иван Эльтеков и вовсе выпал из купеческого сословия – и «с сыновьями, дочерями, племянниками причислен в мещанство». Заметим, о жене Елизавете ни слова – она к тому времени «ворочала капиталами» отдельно от супруга. Позже муж выправится, снова вступит в ряды купцов, но жена всегда будет успешнее его.
Кроме винокуренного завода, в 1893 году Елизавете Эльтековой принадлежали еще и три магазина в Рыбинске. В тот год ее супруг скончался и оставил ей неплохое по рыбинским меркам наследство, в частности огромный трехэтажный дом на Крестовой, 57.
Купчиха активно приумножала капиталы. Так, она скупала большие участки земли – как в Рыбинском уезде, так и в теплых краях, где ей принадлежала земля в Сочинском округе Черноморской губернии.
Большие владения у Эльтековой были на ул. Крестовой. Например, ей принадлежали три дома в ряд – № 55, 57 и 59. Все они сохранились и сегодня — редкое дело для современного Рыбинска.
Дом № 55, где сейчас расположен магазин косметики, она приобрела в 1910 году – и сдавала его под мучную и пивную лавки, затем под типографию. Кроме того, она достроила к дому № 55 двухэтажный флигель по ул. Гоголевской (Гоголя), где сейчас расположен банк.
Расширяла и достраивала она трехэтажный дом № 57 по ул. Крестовой. Читаем у Александра Михайлова:
«В 1880-90-х годах к дому пристроили жилые помещения в три этажа. Перестройке подверглись и каменные службы во дворе – к ним пристроены жилые помещения. Все работы производила новая владелица имения – купчиха Елизавета Эльтекова».
Предположим, что жилые квартиры купчиха сдавала в аренду – и тем тоже увеличивала свои капиталы.
И вместе с мужем, и оставшись одна, Елизавета Эльтекова много занималась благотворительностью. Иван Эльтеков долго был старостой главного храма Рыбинска – Спасо-Преображенского собора. Самое известное «детище» ее супруга – Никольская часовня, выстроенная на его средства в 1867 году.
Крупнейшее пожертвование Елизаветы Егоровны – участок земли в 71 десятину (десятина – чуть больше гектара), подаренный монастырю Югская Дорофеева пустынь.
Кроме того, Эльтекова завещала крупную сумму на социальные учреждения: ночлежному дому, богадельне, попечительству, благотворительному обществу при земской больнице, Софийскому женскому монастырю.
Вместе супруги опекали Софийский женский монастырь. Иван Иванович помог со строительством четвертой холодной церкви монастыря – Кладбищенской. А Елизавета Егоровна оставила монастырю крупную сумму по завещанию. Здесь оба супруга и были похоронены как самые активные жертвователи.
Вкладывать деньги, решать проблемы, управлять бизнесом – и все это вынашивая и воспитывая детей. Мужчинам такое и не снилось. А рожали в XIX веке не по два-три ребенка, как сегодня. У Елизаветы Эльтековой было шесть детей (по другим данным, восемь).
Малыши отличались слабым здоровьем, некоторые скончались младенцами. Прожив пару месяцев, умер Николай – «от недоноса», сообщает метрика Преображенского собора. В 11 лет от чахотки умерла дочь Юлия. Два взрослых наследника Эльтековых – сыновья Дмитрий и Владимир – тоже рано умерли от той же чахотки.
В живых остались лишь две дочери – Лидия и София, обе вышли замуж за военных. Старшая Лидия венчалась со штабс-капитаном Геннингом, следы ее теряются. Мужем младшей Софии стал генерал-майор Петр Задорин, служивший в Одессе и Киеве. Супруги прожили 16 лет. После смерти Задорина в 1906 году Софья стала жить с пожилой матерью.
…Винокуренный бизнес Елизаветы Эльтековой просуществовал полвека. В 1913-14 годах купчиха снова расширяет производство, делая перепланировку завода. Но, как оказалось, зря – в 1914 году, после вступления России в Первую мировую, в стране ввели сухой закон. Производство спирта на заводе было приостановлено. На этот момент рыбинской купчихе уже 77 – и далеко не каждый при том уровне медицины доживал до таких лет.
В 1915 году на пустующих площадях Большедворской винокурни разместился кожевенный завод, эвакуированный из Витебской губернии. А в следующем году Елизаветы Эльтековой не стало. Она не увидела, как ее младшую Софию расстреляют во время Красного террора. И как все ее дома и земли национализируют.
Спасибо, интересно!
Моего прадедушку звали Эльтеков Иван Кузьмич. Он 1908 г.р.Они с бабушкой работали на заводе в Ленинграде до революции.Может он быть родственником знаменитой Эльтекой Елизаветы?