Темы 5 мая 2023

Где ковали рыбинских асов?

Вспоминаем довоенную историю рыбинского аэроклуба

Многие рыбинские летчики до Великой Отечественной войны посещали городской аэроклуб. 17 из них стали Героями СССР. Рассказываем историю места, где так массово ковали героев.

Первый в стране аэроклуб появился еще в царской России — под его началом находились все частные воздухоплавательные учреждения. И в те годы Россия не раз становилась первой в мире в освоении неба. Так, 9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров впервые в мире выполнил «мёртвую петлю», названную его именем. Число участников российского аэроклуба в 1915 году было невелико – всего 375 человек.

Из токаря в пилоты

Массовость аэроклубы получили после революции – коммунистам требовались летчики, чтобы защищать завоевания Октября. Среди молодежи 1930-х летчик был самой престижной профессией, овеянной романтикой. Бесстрашных героев воспевала пресса и кино – они совершали беспосадочные перелеты, устанавливали рекорды, вызывая всенародное восхищение.

Словом, в предвоенные годы на летчиков делали большие ставки. Они были настоящей элитой в мире военных. И не зря – обучение специалистов было долгим и сложным. А сама техника была капризна в обслуживании и стоила дорого: в 1941-м 800 тысяч рублей за ИЛ-4 против 270 тысяч за Т-34. Вместе с тем именно превосходство в воздухе нередко обеспечивало успех на поле боя.

Поэтому готовили летчиков особенно тщательно. И аэроклуб здесь стал первой ступенью обучения. После него курсант поступал в училище, затем в запасной учебный полк, тренировочный полк и наконец в боевое подразделение.

Аэроклубы открылись во всех уголках огромной страны. Появился он и в Рыбинске. Его предшественницу – школу для полета на безмоторных планерах – рыбинцы торжественно открыли 18 августа 1933 года прямо на взлетной полосе. В школе появились планеры А-1 и БРО-9. А через полгода планерную школу переименовали в аэроклуб.

Помощь любителям неба оказывал авиамоторный завод им. Павлова № 26. Он приобрел два учебных самолета У-2 и подарил «25 комплектов лучшего обмундирования».

рыбинская летчица Лебедева/ довоенная демонстрация в Рыбинске (фото с выставки музея-заповедника)

— Все делали своими руками: сами собирали первые моторы, и даже летное поле создали сами. Аэродром «Южный» – дело рук заводских комсомольцев: после работы они расчистили пригородное поле площадью 180 га, — рассказывает Ольга Рождественская, сотрудница Рыбинского музея-заповедника.

В аэроклуб потянулись десятки, потом сотни рыбинцев – всем хотелось быть причастными к техническому чуду. Курсантами аэроклуба становились обычные рыбинские рабочие и студенты, которых тянуло в небо. В войну эти вчерашние мальчишки совершат подвиги, получат медали и звания.

Приведем строчки из биографий рыбинцев-Героев СССР. Василий Котюнин, «занимаясь в авиационном институте, посещал Рыбинский аэроклуб». Николай Архипов «посещал аэроклуб, работая на Волжском машзаводе». Николай Бобин, «работая токарем, занимался в планерном кружке Осоавиахима. Затем как инструктор-летчик обучал молодежь летному делу в аэроклубе». Николай Сыщиков «получил профессию токаря, окончив школу ФЗУ при заводе им. Павлова. По вечерам занимался в аэроклубе».

В 1934 году в аэроклубе существовали три отделения: пилотское, моторное отделения и планерная группа. Не каждому члену клуба удалось побывать за штурвалом: одни осваивали безмоторный планер, самые рукастые учились на механика. Школьники собирали авиамодели. Содержали клуб за счет членских взносов. А на предвоенных парадах курсанты аэроклуба выделялись военной выправкой и красивой формой.

Участники рыбинского аэроклуба, первомайская демонстрация, 1940

Короткий прыжок Шуры Привалихиной

Со временем в аэроклубе открылось и парашютное отделение. Прыгали рыбинцы с парашютных вышек, самолетов и даже аэростатов. Парашютов в клубе не хватало, поэтому на прыжки была большая очередь. Самой яркой и короткой здесь станет судьба Шурочки – Александры Привалихиной.

— Девушка после семилетки работала токарем на заводе им. Павлова. И с энергией юности окунулась в общественную жизнь завода: была лучшей производственницей, ударницей, пионервожатой в подшефной школе. Распространяла лотерейные билеты и партийную литературу, выручка от которых шла на строительство танков, самолетов, подводных лодок, — рассказывает Ольга Рождественская.

В 1935 году Шура встретила школьного друга Константина Кононенко – инструктора аэроклуба, который вел планерный кружок. Так в жизни девушки появилось новое увлечение – парашютный спорт. Ее наставником стал орденоносец Василий Чекорин, совершивший рекордный прыжок с самолета, выполнявшего мертвую петлю Нестерова.

парашютисты на рыбинском аэродроме, довоенное фото

После недолгой подготовки Шура в июне впервые прыгнула с вышки. На очереди был прыжок с самолета. И, наконец, в июле мечта сбылась. Посмотреть на такое диво – бесстрашную девушку-парашютистку – собрались дети и колхозники. Так вспоминала сама Привалихина: «Высота 800 метров. Чекорин дает сигнал. Дернула кольцо. Парашют раскрылся. Быстро приближается земля. Я удачно приземлилась. Меня окружили ребята и колхозники с соседних полей. Они приветствовали меня. Для них было диво, что девушка прилетела на парашюте».

— После этого события прыжки с парашютом стали смыслом Шуриной жизни. Она продолжала ходить на занятия, тренироваться. Прыжковый день назначили на вторую годовщину со дня основания аэроклуба, 18 августа 1935 года. Шура прыгнула и, видимо, слишком увлеклась свободным падением, — рассказывает сотрудница музея-заповедника.

Парашютистка слишком поздно дернула кольцо, огромный купол попросту не успел наполниться воздухом. Девушка разбилась насмерть. Похоронили Шуру Привалихину на главной аллее Георгиевского кладбища.

Брат за брата

С началом Великой Отечественной войны деятельность аэроклубов приостановилась. На аэродроме Рыбинска уже в июле 1941-го сформировали 14-й запасной авиационный полк, где обучали летчиков. За четыре года здесь подготовили сотни одиночных экипажей и отправили на фронт 11 авиаполков.

С первых военных дней на фронт отправляются многие курсанты рыбинского аэроклуба, отучившиеся к тому времени в авиационных училищах. На Южном фронте с июля 1941-го воевал летчик-истребитель Николай Архипов, на Западном фронте – бомбардировщик Николай Бобин. Осенью 1941-го в составе Калининского фронта защищали рыбинское небо Никита Сморчков и Николай Старостин, после разгрома немцев под Москвой они преследовали отступающего врага. В приграничных сражениях был тяжело ранен штурмовик Павел Круглов.

Насколько недолог был век летчика, можно судить по печальному документу из Рыбинского музея-заповедника, где перечислены инструкторы и командиры аэроклуба. Из 13 фамилий напротив восьми короткое слово «погиб».

Выживали единицы. Интересна судьба героя СССР Анатолия Смирнова, летавшего на ИЛ-2, – после войны он первым возглавит вновь открывшийся аэроклуб.

Летчики Смирновы Анатолий и Николай, 1935-40

Как и многие рыбинцы-летчики, после школы Анатолий работал слесарем на заводе Павлова и одновременно занимался в аэроклубе. Потом вместе с братом Николаем учился в военной авиационной школе. Смирнову было всего 22 года, когда началась война.

Как ни рвались братья Смирновы на фронт, пришлось завершить обучение. Лишь в августе 1942-го рыбинцев отправили на Калининский фронт, где они продолжили подготовку в учебно-тренировочном полку, прошли боевую подготовку, и только в октябре их направили в строевую часть. К августу 1943-го штурмовик Анатолий Смирнов совершил 29 боевых вылетов, его наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Плечом к плечу с ним воевал младший брат Николай. Во время наступательной операции советских войск у Духовщины братья Смирновы по два-три раза в день вылетали на боевые задания. 13 августа не вернулся из боевого вылета Николай, его подбитый самолет упал на передовой. Анатолий Смирнов продолжал водить на задания группы Ил-2 – теперь он воевал и за брата.

Анатолий Смирнов (первый слева) с товарищами у самолета,1940-е гг.

К марту 1944-го старший лейтенант Смирнов совершил 100 боевых вылетов: штурмовал живую силу и технику противника, летал на разведку и постановку дымовых завес. Уничтожил 60 автомашин, 20 повозок и 10 вагонов с грузом, 9 орудий и 5 минометов, склады с боеприпасами, дзоты. Рыбинца представили к званию Героя СССР.

Не раз Анатолий Смирнов подвергался смертельной опасности. Когда в составе полка он освобождал Прибалтику, вражеский истребитель подбил его в бою у Риги. Но раненый рыбинец дотянул неисправный самолет до своей территории. А позже над Кенигсбергом наш земляк сбил вражеский истребитель. Всего к маю 1945-го Анатолий Смирнов совершил 202 боевых вылета, его общий боевой налет составил 383 часа.

Его имя высечено на Аллее Славы в Рыбинске — как и еще шестнадцати рыбинских летчиков-Героев СССР, вышедших из местного аэроклуба.

 рыбинцы-Герои СССР Анатолий Смирнов и Николай Водолазкин/ Шура Привалихина на аэродроме перед прыжком

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме