Юные натуралисты – грандиозный образовательный проект СССР. Начиная с 1920-х школьники страны погружаются в тайны природы, познавая их не по учебникам: изучают растения, собирают минералы, ухаживают за птицами и кроликами. Из малышей в панамках, которые полют пришкольные грядки, нередко вырастают серьезные ученые.
В Рыбинске кружок юных натуралистов в 1924-м создает выпускник петербургского университета Владимир Иорданский, преподававший химию в рыбинской школе № 3. Дети посещали «ячейки» по ботанике и гидробиологии, по энтомологии и геологии, по рыболовству и пчеловодству, по куроводству и кролиководству.
Юннаты разбили ботанический сад и открыли музей, где «сосредоточили весь материал кружка и часть животных: аквариумы, зимой – грызунов и мелких птиц». Они принимали гостей – за 1927 год через музей и ботсад «была пропущена вся школа № 3, состоялись 38 экскурсий из других школ, 11 из них – из уездных школ летом».
Но вскоре игры на школьной грядке закончились. В годы коллективизации перед юннатами Союза ставят сложнейшую задачу – помогать колхозам. От подростков ждут реальной пользы, и они с готовностью включаются в работу.
До тридцатых внешкольные учреждения Союза развивались свободно, педагоги сами решали, какие формы занятий использовать, каким содержанием их наполнять. Но вскоре внимание партии коснулось даже детских кружков. В 1930 году на Всесоюзном собрании педагоги биостанций, агробаз и бюро юннатов создают движение, где детей вовлекали в поднятие сельского хозяйства, по сути, в коллективизацию.
В декабре 1930-го пионерская организация заключила договор с Наркомземом и Колхозцентром – по нему советские дети должны были участвовать в социалистической переделке сельского хозяйства. «Договор – боевая программа участия детей СССР в борьбе за хлеб, мясо, овощи». Юннатам предстояло стать «одними из первых застрельщиков в деле коллективизации деревни».
Сначала речь шла о так называемых детских колхозах. Рыбинский кружок юннатов объявили базой для детских колхозов района и города. По школам отправились 20 бригад.
— Бригада брала игрушки, игры, шашки, шахматы, радиоприемники, книги и отправлялась в школу. Ожидалось, что там она создаст красный уголок и избу-читальню, стенгазету, физкультурный кружок. И детский сельскохозяйственный коллектив. Колхозы создавали главным образом птицеводные и огородные, — пишет рыбинская исследовательница Светлана Кутуева.
Школьники села Васильевского к приезду шефов уже ухаживали за девятью курами. С помощью организатора детского колхоза Васильева они объединились в «цветоводно-огородно-куроводный колхоз». В отчете Васильев пишет, что «для организации огорода отпущено 200 рублей», и он надеется, что «работа в детском колхозе пойдет».
Сельские школьники не скупились на обратную связь. Иногда это были восторженные отзывы: «Благодарим, что вы к нам приехали! Привезли много игр и организовали четыре кружка. Научили многому: как ухаживать за курами, как морить тараканов, клопов и других мирских захребетников. Привезли аптечку, устроили радио. Мы не знаем, за что вы это нам привезли. В царское время вы не приехали бы к нам, и не организовали колхоз, и не побеседовали бы с нами, не походили бы по деревне и не поморили бы захребетников, не выявили бы несушек»…
Но дела далеко не всегда шли успешно. Так, в селе Абакумово малыши записались в колхоз, а ребята постарше – нет. Когда юннаты приехали к ним в третий раз, «все учащиеся разбежались», коллектив «вновь организовали, но работа двигается плохо». В школе на станции Волга детскому колхозу активно помогала вигоневая фабрика. Но «школа сгорела, и коллектив развалился, — сообщал юннат Фомин. — Мы снова организовали коллектив из 23 человек. Для курятника нам дали помещение, есть уже курицы».
Вскоре рыбинские юннаты и их руководители осознали: детские колхозы – не больше чем игра. А вот взрослые колхозники нуждались в их реальной помощи. Об этом пишет руководитель кружка юннатов Владимир Иорданский: «Мы быстро учли излишнее увлечение детскими колхозами, которые превратились в игру в колхоз. И переключились на работу внутри взрослых колхозов».
В этот момент рыбинский кружок юннатов превращается в «агробиостанцию юных коллективистов». Здесь маленькие любители природы постигают тяжелый труд агрономов и зоотехников: выводят самых яйценоских куриц и самых морозоустойчивых кроликов и распространяют свой опыт по колхозам.
На юннатов возложили ответственность «поднять» животноводство. Первыми стали кролики в 1930-м. От двенадцати маток юные кролиководы получили 150 голов приплода и сдали их Госторгу. «Наши кролики попали в костромской питомник, в речной техникум, в рыбинские школы, пионерские базы и колхозы», – сообщал сотрудник агробиостанции Николай Чистов.
В 1931-м начались опыты. Сначала юннаты, получив сарай, перенесли туда часть приплода и оставили на зиму в неотапливаемом помещении. «Кролики хорошо перезимовали, но трех окролов взять не удалось», — сообщают они в отчете. На 40 особях ставили опыты с кормлением и лечением, подкормкой малышей. А чтобы выводить породу, открыли племенной случной пункт.
И все же главным было передавать опыт дальше – «двигать кроликов в колхоз». В крольчатнике юннаты принимали экскурсантов и даже брали практикантов на производственную практику. Но серьезные хозяйства не спешили делать ставку на ушастых, юннаты всюду встречали «недооценку кроликов». Председателей удалось переубедить не сразу. И в 1933-м в колхозе «Заветы Ильича» появился крольчатник на 60 голов, который пионеры помогли правильно организовать.
Занимались пионеры и свиньями. Двух поросят йоркширской породы им вручили на «свиноводно-товарной ферме» того же колхоза «Заветы Ильича». Подросшие поросята получили «весьма лестные отзывы агрономов» на выставке животноводства в 1933-м.
Успешно юннаты занимались и курами. В 1929-32-х на станции было 65 кур пород минорка, род-айланд, колумбийский и белый виандот. Каждая порода содержалась в теплом светлом помещении, так добились ранней яйценоскости. Молодняк разводили при помощи инкубатора – так добились 50% выхода цыплят, а иногда до 87% выхода.
И снова пионеры ставили опыты, чтобы выявить самых-самых. При помощи контрольных гнезд они выявляли лучших несушек. В 1933-м от трех лучших кур получили 450 яиц. Наблюдали юннаты и за цыплятами: как они реагируют на мягкие и зерновые корма, как воспитывать их в вольере, как лечить им «известковые ноги», пораженные клещом.
Цыплятами снабжали колхозы, например, брейтовский колхоз получил 50 породистых цыплят. Так юннатская птица вытесняла из хозяйств беспородную курицу. Взглянуть на чудо-кур на агробиостанцию приходили школьники, колхозники и птицеводы-любители.
Помогали школьники не только животноводам, но и агрономам, освобождая рабочие руки колхозников. В хозяйствах не хватало опытной рабочей силы – юннаты обучились сами, учили горожан и шли на помощь. Начали с семян: перед посевом их следовало «протравить» – обработать пестицидами от болезней. На курсах протравки юные рыбинцы обучили 150 горожан. А лучших из них «послали в район, что позволило обработать 67% посевного материала».
Семена проверяли на всхожесть, и здесь рыбинцы старались помочь. Группа юннатов обучилась на ярославских курсах по апробации семян клевера и зерновых и двинулась в колхозы. Они апробировали зерновые в колхозах Некоузского, Мышкинского, Ермаковского и Пошехонье-Володарского районов, «освобождая тем самым агрономов». Свой заработок – 1000 рублей – ребята сдали на нужды агробиостанции.
Всходы подвергались атакам вредителей – рыбинцы организовали курсы по борьбе с ними. И сами не раз выезжали в колхозы: «Затравили 6127 мышей в парниках, очистили 38 га от капустной блошки и белянки», — цитирует отчеты юннатов Светлана Кутуева.
За работу в колхозе рыбинские юннаты получили «отвратительный по качеству» участок земли 1/3 га, который они привели в порядок и засеяли. «Одно время помещение станции завалили дозревающими помидорами, которые сдали в магазин рабочего кооператива». Всего ребята сдали 2 т капусты, 583 кг картофеля, 490 кг свеклы, 200 кг томатов.
Шли рыбинцы и тропой Мичурина, изучая сорта растений, высаживая южные виды в нашем суровом нечерноземье. Еще с 1930-го юннаты изучали пять сортов земляники, сорта картофеля, турнепса и моркови. Опыты «до конца довести не пришлось, т.к. не было охраны урожая, и его растащили».
Потом к делу подходили серьезнее: с 1931-го рыбинцы испытывали сорта овощей и зерновых по заданиям подмосковных Кореневской картофельной станции и Грибовской селекционной станции, по заданиям Ленинградского и Харьковского институтов растениеводства. «Они присылали нам семена, а мы им результаты опытов», — поясняла в отчете руководитель растениеводов Смирнова.
После первых опытов сформировалась коллекция в 45 видов. Начали работать с 11 южными культурами: «Рогачка дала хороший урожай, кукуруза созрела, а арахис не успел». В 1932-м культур было уже сорок, через год уже 120 культур. «Вызрела кукуруза и баклажаны, рис и хлопок, канатник вырос до 3 м, почти созрела касторка (клещевина)».
Юннатам перестало хватать земли – и они «разработали свалку» по соседству. «Мы разбили бывшую свалку на 60 делянок, да старый участок был в 50 делянок. Здесь росли коллекции лекарственных растений, медоносов, технических, овощных, кормовых. Мы выявили акклиматизацию южных растений: рогачка и кориандр – масличные, фацелия – медонос. Выдвинем их на колхозные поля», — поясняла Смирнова.
Словом, рыбинские юннаты работали на совесть, всерьез помогая большим хозяйствам и даже институтам. Они заменили профессиональных ученых на местах, обучая колхозников, предлагая новые породы животных и виды растений. И даже внесли посильный вклад в науку.
Статья Светланы Кутуевой «От кружка юных натуралистов
к рыбинской агробиологической станции юных коллективистов (1930-33)»
впервые опубликована в сборнике «Золотаревские чтения»
Спасибо огромное за такие материалы!!! Благодарю от всего сердца!!!
Почему в тридцатые ? Я учился в 60х в сельской школе и мы (учащиеся ) были обязаны отработать две недели (во время летних каникул ) на пришкольном участке или в колхозе на прополке . За это ,школьная столовая снабжалась колхозными продуктами,включая мясо . Плата за обеды была чисто символическая.
Да не вопрос теска!