Депутат Лариса Ушакова – опытный региональный политик. В Ярославской областной Думе она возглавляет комитет по социальной и демографической политике, труду и занятости. В ее округе – от Центра до Бама – 30 тысяч жителей.
— Лариса Юрьевна, на ваш взгляд, люди сейчас стали активнее?
— Намного. И люди меняются, и правила принятия решений стали другие – теперь везде советуются с населением, прислушиваются. Показательна программа ремонта подъездов к соцобъектам – к нам в Думу поступают обращения со всей области. Как только начинаешь делать, народ поднимается: и мы хотим, и нам надо! Добились ремонта участка дороги на ул. Олега Кошевого в Северном, по которой дети ходят в школы №43 и № 13. Просят помощи соседи – жители ул. Баженова. Из-за коммунальных аварий люди пережили две холодные зимы, и прежде чем класть новый асфальт, нужно решить проблему с сетями. Договорились с «Рыбинской генерацией», что в этом году коммунальщики заменят трубы, а потом положат асфальт. Много обращений по поводу ремонта проезда к больничному городку со стороны Солнечной улицы, и появились они после того, как обновили дорогу на Кулибина. Большая вероятность, что уже в этом году данный участок отремонтируют. Еще пример: сделали дорогу к детскому саду № 113, но на территории самого учреждения асфальт разбит. Конечно, родители хотят, чтобы их дети ходили по ровным дорожкам, а не ломали ноги. Поэтому, считаю, разумно выделять деньги не только на подъезды, но и на дорожки внутри соцобъектов.
— Вы имеете в виду губернаторскую программу «Решаем вместе»?
— Да. Считаю ее одной из наиболее эффективных. Главное в ней – общая инициатива жителей, тех же родителей, педагогов, врачей. Мы работаем в тесном контакте с департаментами образования, культуры, спорта. В феврале провели пятнадцать встреч с общественностью. Итог – у школы № 21 будет новая кровля. У школы № 28 – новое крыльцо. В 43-й школе отремонтируем систему отопления. В гимназии № 18 установим водонагреватели. Много дел, незаметных обывателю, но от этого не менее важных. Например, оборудование пожарных лестниц и систем оповещения в детских садах. Мы уважаем и поддерживаем спорт. Посмотрите, как преобразился СК «Метеор», в этом году заменим трибуны на стадионе – область выделила 700 тысяч рублей. Новый пол появится в спортшколе № 6 по футболу за 2 млн. Для спортшколы № 2 приобретем систему видеонаблюдения. Культура не останется без внимания. Будем делать фасад БИЦ «Радуга». В ДК «Вымпел» утепляем стену и устанавливаем входные группы. Ансамбль «Игрище» и оркестр русских народных инструментов просят сшить костюмы – конечно, поможем. Помогаем мы – помогают и нам – спортсмены по первому зову поднимаются на субботники, культура с радостью отзывается на проведение праздников во дворах. Так и рождается взаимовыручка.
— В прошлом году в области заработал проект «Наши дворы». Насколько он оправдывает ожидания?
— Проект позволил, наконец, заняться районами, увеличить количество реконструируемых территорий в три раза. Большинство людей живут не в центре города. И когда приходишь на встречу с жителями ул. Бабушкина, им бессмысленно рассказывать о том, какими красивыми стали Крестовая и Карякинский сад, как преображается Волжский парк. Они ответят: «нам все равно», и я их понимаю. Потому что из своих окон они видят грязь и ямы.
В прошлом году по программе «Наши дворы» в Рыбинске отремонтировали 36 придомовых территорий, в этом году сделаем еще 14. Но и здесь результат зависит от активности жителей. Главное условие для участия в проекте – собрать две трети голосов. Некоторые дома делают все быстро, дружно. Волжская набережная, 203. У них все хорошо, но они хотят еще лучше. На встречах меньше 50 человек не собирается, соседи готовы делать все своими руками.
Или двор Рапова, 11. После его благоустройства попросили земли, чтобы сделать клумбы. Привезли – вышли все от мала до велика. Нам даже не потребовался трактор, чтобы разгрузиться – все раскидали сами, даже малыши с лопатками помогали. Вот это единение. Расставаться не хотелось!
А есть обратный пример. Проспект Ленина, 191 – тоже чудесный двор, на собрания выходили по 70 человек, двор благоустроили, жители сделали клумбы. Соседи напротив тоже захотели цветы, мы привезли земли. Встретили нас всего пятеро взрослых.
— Здравоохранение – тема, которая волнует всех. Капитальные ремонты сегодня идут в нескольких поликлиниках Рыбинска – в рамках федеральной программы модернизации первичного звена. А на что смогут рассчитывать стационары?
— С больницами мы работаем постоянно. В этом году 850 тысяч получит ГБ № 1 – пациенты просят заменить кровати. В мае на очередном заседании Думы приняли решение выделить 30 млн рублей на ремонт неврологического отделения в больничном городке, который остро необходим. Около миллиона направили на остекление детской больницы.
— Учитывая непростую ситуацию в стране, насколько трудно сейчас просить деньги для Рыбинска?
— Просить всегда непросто. Мы нашли понимание с губернатором Михаилом Евраевым, нам выделили даже больше дотаций, чем в прошлом году.
— Но в любом случае разом все проблемы не решить?
— Денег на все сразу не хватает. Но, считаю, вода камень точит, поэтому ничего не бросаю. Люди не устают ждать, за что им спасибо. Выходят на собрания и субботники, голосуют, просят поддержки, дискутируют. Хотеть большего и лучшего – это нормально. Вот жители Бама проявили активность – скоро у них будет свой парк. И хотя я куратор площади Жукова – это моя отдельная боль, я очень рада за них, потому что пока единственная точка притяжения микрорайона – двор тридцатой школы.
И все-таки я считаю, система определения территорий для ремонта нуждается в корректировке. На мой взгляд, конкурсант, занявший второе место, вполне мог бы претендовать на ремонт в следующий период без голосования. А еще лучше отремонтировать тройку победителей, пусть даже за два года. В прошлом году площадь Жукова набрала 4300 голосов, в этом – 4600. Их могло бы быть больше, но многие не стали голосовать, потому что не поверили. А для меня самое главное, чтобы вера людей не угасала. Вместе мы можем горы свернуть. Вспомните историю Вани Леонова, когда на лечение ему за полгода нужно было собрать 30 миллионов. Подняли весь город и собрали!
— Тогда вместе с волонтерами вы участвовали во всех встречах. Почему вас так тронула эта история?
— Если придется стоять перед выбором, дать деньги на дорогу или больному ребенку, я однозначно отдам их больному ребенку. Иван оказался в довольно сложном положении, ему тогда как раз исполнилось 18 лет, его не брал ни один детский фонд, надежды на помощь извне не было. Поэтому собирали мы всем миром. За эти полгода Ваня стал мне как родной. Когда он вернулся в Рыбинск, мы все так радовались, словно сами себя вылечили. Спасли жизнь человеку, можем этим гордиться.
— Вы уделяете большое внимание вопросам социальной поддержки населения, принимаете поправки в Социальный кодекс. Над чем работаете сейчас?
— Много общаюсь с родителями особенных детей. Прямо сейчас с коллегами работаем над тем, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды питались в школе два раза в день бесплатно. Пока это доступно только детям с ОВЗ. С коллегами будем исправлять эту несправедливость. Также разбираем вопрос с очередью на санаторно-курортное лечение. Для детей и взрослых она общая. Но разве дети могут ждать? Они же растут, и с возрастом меняются потребности в реабилитации. Должны быть две отдельные очереди.
— Вам приходится слышать критику в свой адрес?
— Еще как приходится (с улыбкой). Кого больше всех ругают? Конечно, власть, правительство, бизнес. Вопрос, как к этому относиться? Критику никто не любит, и я в том числе, особенно если она деструктивная и, кроме негатива, ничего не несет. А когда человек делает замечания спокойно и по делу, указывает на проблему – это хорошо, я обязательно прислушиваюсь. Ругают порой за детские городки – вы же обещали! А я и сейчас обещаю, но жителям нужно быть настойчивыми, проявить активность, собрать две трети подписей, как требует законодательство. В этом году в моем округе появятся два новых городка – на Рапова и Кораблестроителей.
Что дает Ларисе Ушаковой силы заниматься проблемами людей, которые к ней обращаются? Все дело в характере – она привыкла доводить начатое до конца, не останавливаться на полпути.