В Рыбинске сегодня, как и во многих городах России, остро не хватает педагогов математики, русского, физики. Нередко математику у рыбинских пятиклашек ведут учителя начальной школы – благо программа в средней школе не сильно усложняется. Этой весной таким совместителям предоставили отличный шанс – переподготовку.
С апреля ЯГПУ им. Ушинского начал готовить учителей математики 5-7 классов на базе Рыбинского профессионально-педагогического колледжа. Университет координирует содержание курса и выдает итоговый документ. Рыбинск оплачивает стипендии и проведение курса.
Курс занимает 1,5 года, его ведут лучшие в городе школьные преподаватели математики. Как результат – в сентябре 2024-го 20 педагогов придут в городские школы. А с 1 октября открывается аналогичная группа для переподготовки учителей русского и литературы.
— Нагрузка по русскому и литературе в 5-6 классах огромная, часов много, педагогов не хватает. На помощь снова придут учителя начальных классов и студенты-третьекурсники РППК, — говорит Светлана Смирнова, замдиректора департамента образования Рыбинска. — Сейчас речь о переподготовке. Но есть отличные новости — по информации Минпросвещения российским педколледжам вернут возможность готовить учителей 5-6 классов, и абитуриенты будут поступать сразу на эти специальности.
Группа из 20 будущих учителей математики занимается уже 2,5 месяца – по вечерам, после основной работы. Здесь 10 преподавателей, решивших сменить профиль: социальный педагог, учителя начальной школы, английского, физкультуры. И 10 студентов педколледжа по специальности «учитель начальных классов» с высокими оценками по математике.
«Самое сложное» на курсе у каждого свое. Один отлично знает математику, но ему трудно подстроиться под малышей, непросто объяснять предмет на их уровне. Другой педагог отлично ладит с детьми, но хочет повторить новейшие изменения в программе. Третьему не хватает набора педагогических инструментов: как привлечь внимание детей, как выстроить урок или провести контрольную работу. Многолетним опытом с ними поделятся педагоги из лицея № 2, гимназии № 8, школ № 4, 24 и 32.
Знакомимся с участниками курсов.
— Математика меня давно привлекала. Еще при поступлении в институт я мечтала о физмате, но тогда не решилась. А теперь, спустя 37 лет работы в начальной школе, все же решила перейти в среднее звено. Наверное, устала с малышами возиться. Характер у меня суховатый, я больше технарь, больше в науку. Вот я и согласилась на предложение руководства преподавать математику в средних классах – порядка 30 часов этой дисциплины в нашей школе попросту некому вести.
А тут как раз переподготовку объявили – как подарок судьбы. Я сначала с недоверием отнеслась, все-таки 1,5 года: нагрузка немалая, это все идет параллельно с уроками и подготовкой к ним. Но теперь вижу – полезная вещь.
Методика преподавания для меня не нова, конечно. Я представляю, как привлечь внимание детей, с чего начать, как завершить урок. И база школьной математики у меня крепкая – спасибо моему педагогу Руфине Кругловой. К тому же в начальной школе я работала по программе Петерсона – углубленная математика. И многие пункты сегодняшней программы за 5-6 класс осваивала еще с малышами.
Но есть множество нюансов – одно забылось, другое в советской школе не проходили. Есть разница подачи материала в начальной школе и средних классах. Например, отличается оформление задач. Здесь, на занятиях, я узнала новые способы сравнения дробей – тема непростая для детей. Если учитель не работал по Петерсону или Занкову, то новой для него станет тема процентов.
Словом, полезная практика, которая точно пригодится на уроках. Хорошо, что нам преподают опытнейшие учителя математики, которые много нам дадут. И здорово, что это не курсы на пару месяцев, а полноценное обучение. За полтора года восполним пробелы: то, что забыли, то, чего не знаем.
— У меня здесь, пожалуй, самая нетипичная история. Я 20 лет отработала в паспортном столе, вышла на пенсию. И решила трудиться в школе № 1 на должности замдиректора по безопасности. Но в нашей школе нехватка учителей математики. Директор увидела мои дипломы – кроме высшего юридического, у меня за плечами еще математический факультет Демидовского университета. И уговорила попробовать – взять хотя бы минимум часов.
Я сомневалась, ведь психологически профессия учителя не самая простая. Поначалу очень волновалась, сейчас привыкла. Меня поддержали коллеги: помогают математики школы № 1 Лариса Соловьева, Татьяна Волкова, другие педагоги. Но все же я чувствовала – методической базы не хватает.
Сама-то я задачу решу. Но роль педагога – донести решение до пятиклашек, объяснять на их уровне, выстроив логику на том фундаменте, на тех знаниях, которыми они обладают. И проект, который стартовал в апреле, для меня стал настоящим выходом.
Нам дают много практических знаний, которые пригодятся на уроках. Ведь в работе педагога множество нюансов: с чего начать урок, как его спланировать, что главное и второстепенное в теме, как оформлять задачи, как отвечать на вопросы детей, как их мотивировать на изучение новых сложных тем. Все постигаю на занятиях.
Взять задачи на движение – их детям особенно непросто воспринять. А здесь мне подсказали, какой ключик подобрать, с чего начать объяснять, чтобы ученикам было интересно и понятно. Исключительно полезные знания!
— Все участницы активные, заинтересованные, включенные. Работали мы интенсивно, а в июне, когда завершились уроки в школах, — особенно плотно. Чуть сложнее приходится студенткам, а практикующие учителя более раскованы – они уже работают, не боятся высказать точку зрения, дать неправильный ответ, что-то предложить.
За 1,5 года участникам курсов предстоит освоить 4 блока: теория чисел, уравнения, начальная геометрия, функции. Я преподавала им первый раздел – теорию чисел. Младшеклассники работают с натуральными числами. А в 5 классе мы их знакомим с остальными видами. Так вот, с участницами курсов мы обсуждали, как вводить на уроке числовые множества: целые, рациональные, действительные. Выясняли, как объяснить детям появление новых чисел. Но мы не просто говорим: «Вот есть еще и такое явление». Важно мотивировать ребенка изучать его – и урок должен вести к этой разгадке.
Все формы работы, которыми я пользуюсь на уроке, мы применяли на курсах. Не просто лекции или вопрос-ответ, а работа в парах, например. Но групповая – самая сложная форма работы, на каждом уроке ее не будешь использовать. Часто мы использовали игру: одна из участниц была педагогом, остальные учениками. Ведь и на уроках игры очень важны – разряжают обстановку, формируют навык устного счета, быстроты ума.
Спросите, зачем взрослые играют в школу, представляют себя учениками? Взрослый человек окончил школу, колледж, университет, у него в голове сложные математические формулы, решения, способы. А ему предстоит работать с пятиклашками – тут и кроется главная сложность. Малышам нужно объяснять на их уровне – и в игре, и с разных точек зрения. Повторять снова и снова, пока они не усвоят.
Для этого у учителя должен быть внушительный арсенал приемов и масса терпения. Поэтому погрузиться в роль ученика – тоже важнейший опыт.
Идея, безусловно, не лишена смысла. Только вот перед учениками, часто (а у меня огромный опыт работы учителем) приходится чувствовать себя новичком. Желаю найти свое место в этой очень нужной деятельности- заинтересовать, заинтриговать его величество Ученика.И помнить девиз «Быть с ребятами рядом и чуть чуть впереди»!
А зарплату поднять учителям, чтобы не искали другой источник дохода и не уходили из школы, не думали ?
Самую ответственную работу со старшеклассниками потянет кто? Непонятна квалификация полуматематика.
Если педагогов с высшим образованием освободить от преподавания в 5-6 классах, они все силы бросят на выпускные классы, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
А вы хорошо понимаете, что по русскому языку 5 и 6 класс — это база, на которой основаны все остальные классы. Там будут вести уроки недоумки, А потом мы будем переучивать? Я лично после уроков дополнительно и даром не работаю!!! Может вопрос с оплатой часа пора решить. Работы много, а денег мало. И только не говорите мне о призвании. Я работаю за деньги, чтобы кормить свою семью. Моя семья и мои дети важнее всех остальных в мире!
Недоумки, значит? Надеюсь, ваши коллеги будут в курсе вашего к ним отношения.
Недоумки? Хм… Базу они вам заложат, не беспокойтесь. Вот только сможете ли вы правильно на эту базу добавить своё — не уверен, учитывая ваш «комплимент» будущим коллегам. Если что, я работал и в среднем звене, и в старшем. Всего 20 лет, так что в теме…
Тогда полуматематиками можно назвать и учителей начальных классов. А с точки зрения преподавателей физмата и учителя старших классов тоже таковыми являются. А с точки зрения Бурбаки… Так что у каждого уровня своя квалификация. Главная задача среднего звена — заложить прочную базу для старшего. Вот только те, кто привык к относительно несложной работе в среднем звене, потянут ли старшее? Речь, конечно, не обо всех, но…