Кроме золотой медали, выпускники-2024 могут получить серебряный знак отличия – «За особые успехи в учении» II степени.
Кто получит серебро? Выпускники 11-х классов, в аттестате которых всего две четверки при остальных пятерках. К результатам ЕГЭ тоже есть требования: минимум 70 баллов по русскому и математике, экзамены по выбору должны быть сданы «успешно» – не меньше нижнего порога. Плюс школьный педсовет учтет участие ученика в олимпиадах и в общественной жизни школы.
— Есть немало школьников, у которых в аттестате всего пара четверок. Они и так на особом счету у педагогов. И серебряная медаль – способ получить заслуженное признание, — поясняет Светлана Смирнова.
Что дает серебряная медаль? Пока неясно, как именно она будет котироваться при поступлении в вуз. Сегодня у обладателей золотой медали есть два варианта. Одни учреждения добавляют баллы к результатам ЕГЭ. В других медаль была преимуществом, если абитуриенты набирали одинаковое количество баллов. Есть предположение, что новое серебро будет давать только одну льготу — преимущество перед другими абитуриентами в случае одинаковых баллов по ЕГЭ.
Вы застали школьные «отработки» в колхозах – сенокосы и уборку урожая? Или, может быть, красили летом школьные стены? А уж мыть полы в классе и копать пришкольный участок пришлось каждому, кто родился до 1990 года.
В школы возвращается обязательный общественно-полезный труд. А его формы каждая школа выберет сама.
— В уставе школы пропишут, каким именно трудом могут заниматься дети. Успокою родителей – мыть окна школьников не заставят. Речь идет о банальном дежурстве в классе и вне его: полить цветы, помыть доску, раздать учебные пособия одноклассникам, последить за порядком в коридорах. Многие школьники и сегодня этим занимаются, — говорит Смирнова.
Вне школы тоже найдутся способы приложить силы детей. Почти все учебные заведения окружают роскошные клумбы, ежегодно за ними ухаживают родители, дети и педагоги – сажают, поливают. Многие рыбинские школьники помогают бездомным животным или выезжают с концертом и подарками в дом престарелых.
— Мальчики и сегодня осуществляют мелкий ремонт в классах: расшатались парты – они выточили крепежи на труде, зафиксировали школьную мебель. Все эти навыки пригодятся детям во взрослой жизни, — объясняет замдиректора департамента. – Главное, учитель не скажет в лоб «ты должен», не будет давить. К любому ребенку найдут подход, подберут дело, интересное именно ему – в коллективе или индивидуальное.
Теперь школа сама решает – оставить три часа физкультуры или ограничиться двумя в неделю. «Третий час школа может реализовать за счет внеурочки или посещения учениками секций и школьных спортклубов», — говорится в рекомендациях Минпросвещения.
— Третий час физкультуры 13 лет назад вводили с целью борьбы с детской гиподинамией. Плюс в спортшколах тогда занималось не так много воспитанников, а их материальная база оставляла желать лучшего. Сегодня же каждый второй школьник занимается спортом, появилось много активных семей. Спортшколы улучшили свое материальное положение, — рассказывает Светлана Смирнова.
Впрочем, никуда не денется внеурочка: по желанию дети могут заниматься в секциях, которые есть во многих школах. Например, ученики 12-й школы после уроков занимаются плаванием, в 17-й школе – самбо. А в 5-й недавно открылась секция гиревого спорта. Так дети тренируются прямо в родных школьных стенах – не нужно ехать через полгорода в спортивную секцию.
Есть и еще новость: школьников допустят к занятиям физкультурой при наличии медицинской справки, которую выдадут по результатам профосмотра.
В школе появится советник директора по воспитанию. При этом не уходят ни вожатые, ни педагоги-организаторы, ни завуч по воспитательной работе.
— Иными словами, в школе сформируется полноценный штаб по воспитанию. Завуч — управляющий, административное звено, у него может не хватать времени для доверительных бесед с учениками. Советник будет контактировать с детьми персонально, разбирая каждый случай отдельно, — поясняет замдиректора.
Специалист будет вовлекать детей в активный досуг. В школе поможет развивать музей или медиацентр, ученический театр, спортивный или туристический клуб. Вовлечет школьников во внеурочную жизнь: походы в кино, театры и музеи, участие в юношеских организациях, например, в Российском движении школьников.
— Особое внимание уделят детям из неблагополучных семей, школьникам в трудной жизненной ситуации, детям с низкой социальной адаптацией, в том числе состоящим на учетах в полиции, у наркологов, — рассказывает Смирнова.
Штат советников в Рыбинске уже сформирован – 27 человек, по числу рыбинских школ. Все они выбраны из числа педсостава – из предметников и педагогов-организаторов. Их отбирали по конкурсу, каждый предоставлял свои проекты.
— Желающих много, все достойные люди, отобрали самых-самых. Привлекает людей не только возможность самореализации, но и солидная зарплата: половину выделяет «Росдетцентр», половину – школа, — говорит Светлана Смирнова.
Какой «общественный труд» при рыночных отношениях?