Темы 28 января 2024

«Их мрачный фанатизм не остановить»

Василий Цыцын – последний мологский выпускник Академии художеств. Как директор музея спасал древнюю святыню и поплатился за это свободой

Начавшееся в 1920-х разграбление церквей в СССР продолжилось в 1930-х разорением музеев, куда поступили церковные ценности. Заведующие музеями, которые протестовали против изъятия экспонатов, расплачивались по законам того времени: кто ссылкой, кто сроком, а кто и расстрелом. Изымали колокола, драгоценные оклады, прочую церковную утварь. А музеям приказывали не распыляться на изучение и сохранение прошлого – следовало искоренить его дух и сосредоточиться на прекрасном коммунистическом будущем.

В этот замес попал и наш земляк Василий Васильевич Цыцын. Пять лет, с октября 1925-го, он заведовал Мологским краеведческим музеем, про который посетители отзывались так – «он получше рыбинского будет».

Цыцын родился 10 августа 1882 года в крестьянской семье в деревне Старая Назбеница Рыбинского уезда – рядом с Мологой, на противоположном берегу реки Волги. Мы не знаем, как прошло его детство. Но в 23 года талантливый юноша поступает в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств. А спустя 8 лет обучения получает звание художника за картину «В капустнике».

В 1915-м Цыцын, судя по адресной книге, еще живет в Петербурге, на ул. Глазовой. Но в разгар Первой мировой возвращается на родину в Мологу, где работает преподавателем дошкольного техникума. Здесь 35-летний художник женится, его супруга Надежда Васильевна преподает в школах Рыбинска и Мологского уезда. В 1918 году она родила дочь Екатерину, в 1921 году – сына Бориса. Вскоре Цыцына просят занять пост директора мологского краеведческого музея.

Художник Василий Цыцын с семьей, 1925-30-е

Очаг культуры

— Музей занимал дом помещика Бахирева, состоял из 9 экспозиционных залов и 2 книгохранилищ, общая площадь – 890 кв. м. Из-за недостатка средств ремонт в здании не проводили, лишь обиты четыре двери и вставлены стекла. В залах представлены 2365 экспонатов, в фондах хранилось 307 предметов, — пишет историк Дмитрий Орлов в статье «Мологский музей в годы существования Ивановской промышленной области (1929-36)».

Предметы в музей поступали из богатых усадеб, окружавших Мологу. Среди ценных экспонатов – домотканый стихарь XVII века и обои наполеоновской эпохи. «Имелось чучело молодого медведя-пестуна и модель баржи-морячки. Интересными были палеонтологические находки на берегу рек, а именно бедренные кости мамонта», — перечислял Цыцын в отчете за 1928 год. Музей хранил 4143 книги, 1662 из них на иностранных языках.

Из-за экономии, кроме Василия Цыцына, в музее работала только техничка Мария Котомина, она мыла залы, охраняла здание по ночам и принимала гостей, когда директор был в отъезде. Город отпускал музею лишь средства на отопление и на небольшую зарплату: директору – 50 рублей, техничке – 15.

Однако входная плата не взималась – Цыцын объяснял это тем, что иначе крестьяне и школьники перестанут сюда ходить. Между тем поток посетителей год от года рос. Так, за 1929 год музей посетил 8761 человек. Цыцын провел 54 экскурсии, приняв 1502 экскурсанта: плотогонов, участников бедняцко-батрацких курсов, группы секретарей сельсовета и рабочих судостроительной верфи.

Отзывы о музее были самые положительные: «Экспонаты подобраны тщательно, видна во всем любовь к делу, но мало света и от этого теряются. Петров, 22 октября 1930 г.»; «Навестил музей в Мологе, очень понравилось, музей самый научный, лучше рыбинского. Рабочий Рыбинска Иван Местечков»; «Отмечаю значительный рост музея с 1922 года. Особенно ценным является то, что все экспонаты из окрестностей Мологи, то есть хорошо знакомы посетителю. Замечательно видно историческое прошлое Мологского уезда. 5 ноября 1930, Кузнецов».

Но здесь не только принимали экскурсии, но и собирали и хранили ценные вещи. В провинциальном городке музей оставался единственным очагом культуры, где читали лекции, занимались наукой, даже издавали книги. Так, Цыцын участвовал в выпуске антропологического издания – книги Коробкова «Прозоровские могильники». Директор поддерживал связи с разными организациями, переписываясь с 52 учреждениями науки и культуры. Для истории он фотографировал Мологский край: снесенные церкви, разливы Волги с затопленными заводскими предприятиями.

Половодье в Мологе, 1929 г., художник Василий Цыцын

Учащиеся школ с интересом слушали лекции Цыцына о ледниковом и юрском периодах, о кустарных промыслах края, о хищных животных и грызунах, о птицах и устройстве гнезд и т.п. Приглашенный врач проводил беседы об охране здоровья и гигиене. Школьные учителя постоянно обращались к запасникам музея – наглядные пособия они использовали для учебного процесса. Артисты народного театра охотно заимствовали старинные экспонаты музея для постановок.

Судя по всему, Василий Цыцын был харизматичным человеком и талантливым наставником. Юные мологжане собирались вокруг него – помогали с экспонатами, с подготовкой к праздникам. Один из его учеников, Анатолий Кучумов, позднее стал известным искусствоведом, хранителем Янтарной комнаты. А после войны он организовал восстановление Павловского дворца, за что был удостоен Ленинской премии.

Юношей Кучумов безвозмездно участвовал в работе музея: вместе с директором они собирали старинные вещи из заброшенных усадеб и церквей Мологи.

Изъятие ценностей

В Мологе располагался богатейший женский Афанасьевский монастырь. В 1920-х именно Василий Цыцын помогал сохранять церковные предметы. В 1927 году, когда многие святыни еще оставались в монастыре, Цыцын взял их на учет. Вместе с казначеем приходского совета Поплией Масленниковой художник составил акты, где перечислял ценные предметы из кладовой монастыря и большинство икон Успенской церкви.

Самой ценной реликвией была Тихвинская икона Божией Матери. Дорогие украшения с иконы комиссары сняли еще в 1922 году. Монахини оправили икону в простую металлическую ризу. Поврежденная от времени задняя стенка иконы с давних пор была обложена листами из серебра, не снятого в 1922 году.

Снопы в пойме реки Мологи, 1911 г., художник Василий Цыцын

С приходом советской власти монахини, чтобы выжить, преобразовали общину в женскую трудовую артель. Молоко члены коммуны сдавали для воспитанников детдома. Но весной 1929 года монахинь изгнали из обители, а Тихвинскую икону передали в Мологский краеведческий музей. В эти дни поток посетителей в музей многократно вырос, особенно в дни ярмарок. Сюда шли богомольцы-крестьяне – их притягивала знаменитая святыня из Афанасьевского монастыря.

Но вскоре музей подвергся настоящему разграблению. 1 августа 1930 года областной отдел народного образования разослал в музеи секретные письма: «Правительство распорядилось выделить цветные металлы Рудметаллторгу. Во исполнение распоряжения предлагается выделить имеющиеся в музее изделия из цветных металлов, не имеющие художественного и исторического значения». Художественную ценность определяла комиссия из педагогов, партийцев и приемщика Рудметаллторга.

В эти годы ради цветного металла разоряют не только провинциальные монастыри – в столичных церквях безжалостно снимают старинные шедевры колокольного искусства. Писатель Михаил Пришвин в 1929-м писал в редакцию журнала «Октябрь»:

«Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, единственного в мире музыкального инструмента растреллиевской колокольни: сбрасывались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не было никакой в смысле материальном: 8 тыс. пудов бронзы можно было набрать из обыкновенных колоколов».

Но «мрачный фанатизм», который, по словам Пришвина, поселился в сердцах многих представителей власти, уже невозможно было остановить.

Сначала из мологского музея изымали крупные по массе предметы: 19-пудовый древний колокол из Афанасьевского монастыря, бронзовые и чугунные бюсты. Забирали и небольшие ценные для музея предметы, значение которых для Рудметаллторга было ничтожно.

6-7 декабря 1930-го к изъятию музейных ценностей подключилось ОГПУ: прибыла комиссия из чекиста Бажанова и финансиста мологского Райфо Соколова. Они забрали иконы и другие церковные предметы, хранившиеся в кладовой музея.

Приведем перепись изъятого. «Икона «Тифинская» (так Тихвинскую икону записал Бажанов). Портрет «Тайная вечеря». Икона «Моление о чаше». Бюст Александра III, бюст Александра II. 2 креста деревянных. 4 Евангелия XVI–XVII веков. Кропило. Разные церковные одеяния. Хоругвь «Союза Русского Народа». Образ малого размера. Копье».

Лошадь у повозки с сеном, художник Василий Цыцын

7 декабря чекист снял с иконы Тихвинской Богоматери серебряные части – «на предмет передачи серебра в Госфонд». Бажанов записывает: «Общий вес иконы – 45,6 кг. Снято с иконы 5,7 кг серебра 84 пробы, состоящего из 4-х листов, служивших обшивкой задней стенки».

— После снятия серебра икона не была возвращена в музей, следовательно, икона с ризой остались в ОГПУ, — предполагает Геннадий Корсаков в книге «Мологи Веретейский уголок».

Наконец, 24 декабря 1930 года в музей пришла комиссия райисполкома и изъяла большое количество церковных предметов и 280 книг. Культурные ценности оценивали коммунист Савинов и работник Рудметаллторга Степин.

Цыцын был совершенно раздавлен. На обороте акта от 1927 года о передаче в музей монастырских ценностей сохранилась карандашная надпись его рукой: «Весь указанный материал при ликвидации церквей в 1930-м уничтожен». «И все-таки кое-что, например, деревянная статуя чудотворца Николая из монастырской часовни, экспонировалось в антирелигиозном отделе музея», — пишет Корсаков.

Музей пришел в совершенный упадок. Потери оказались столь велики, что велено было переписать инвентарные книги. Можно предположить, что Василий Цыцын протестовал в ходе разграбления его детища. 10 мая 1931-го его уволили с поста директора. Это событие стало катастрофой для всей семьи художника.

Василия Цыцына приговорили к ссылке. В справке его дочери Екатерине секретарь горсовета Сутягин написал: «родители – служащие». Но сверхбдительный руководитель административного отдела поправил: «Отец Цыцын Вас. Вас. был выслан органами ОГПУ за участие в контрреволюционной деятельности краеведов».

Дом Цыцыных, 2000-е гг. Слип, ул. Папанина, д. 36

А вскоре и вся семья сдвинулась с насиженного места: затопление Молого-Шекснинского междуречья вынудило их покинуть родной край, в 1937-38 гг. Цыцыны переехали в Рыбинск, в крохотный дом на ул. Папанина (сегодня Слип). Надежда Васильевна продолжала работать школьным педагогом, получала совсем немного. Семья бедствовала, чтобы прокормить и выучить взрослеющих детей, женщине пришлось продавать картины супруга, обменивать их на продукты.

С началом Великой Отечественной войны дочь Екатерина и сын Борис ушли на фронт. Василий Васильевич во время войны вернулся из ссылки совершенно истощенным. И вскоре скончался. Спустя два года, в 1944 году, умерла Надежда Васильевна. Борис в 1945 году пропал без вести, Екатерина после войны переехала в Среднюю Азию. Дом Цыцыных был приспособлен под нужды горсовета Рыбинска, а позднее снесен.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 12:25 | 28 января 2024

Какую мысль автор хотела донести до читателя? Большевики погубили культуру России вместе с семьёй хранителя народных ценностей? Дык тогда надо убрать первую часть статьи , где речь идёт об открытии музея, назначения на должность директора достойного человека, сборе и учёте артефактов. Но самое главное- автор , похоже, искреннне считает , что вынужденное изъятие драг и цвет металлов происходило тогда в корыстных интересах т.н. партноменклатуры и шло на их нужды, а не на борьбу с голодом и модернизацию индустрии в преддверии мировой бойни. А художники , они ведь такие : у них Искусство спасет мир:) Кстати, картина Василия Цыцына , приведенная здесь , подтверждает правильность тогдашнего решения правительства по затоплению города Молога и строительству каскада ГЭС:)

    Иван 14:22 | 14 апреля 2024

    Всё верно, и добавить нечего. А контрреволюция, похоже в сотрудницах провинциальных газет проросла. Им дважды два не сложить, логика им неподвластна. Губернатор сегодня по теме Мологи высказался однозначно правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме