Дети оставались детьми даже в страшные военные годы – они росли, учились и болели, нуждались в свежем воздухе, солнечном свете и усиленном питании. Летний отдых для малышей и подростков Ярославской области старались организовать и во время Великой Отечественной. Читаем об этом в статье Ольги Шаниной, кандидата исторических наук.
— По теме Великой Отечественной войны провели множество исследований, но некоторые аспекты остаются неосвещенными, особенно по истории повседневности. Один из таких моментов – детский отдых и оздоровление. Интересны документы о летних оздоровительных кампаниях 1942-44 годов среди детей Ярославской области. Они свидетельствуют, что, несмотря на тяготы военного времени, забота о детях занимала важное место в политике советского государства, — пишет Ольга Шанина.
С началом войны сократили финансирование социальных программ, в том числе содержание пионерских лагерей и детских площадок. Однако к концу 1941 года число заболевших и ослабленных детей резко увеличилось. Начался поиск внебюджетных денег на летний оздоровительный отдых детей. Прежде всего Наркомат просвещения стал налаживать работу детских яслей, так как от них зависели полевые работы на селе, а значит, обеспечение страны и армии продовольствием.
— Пребывание детей в пионерских лагерях должно носить не «бездельно-развлекательный, а воспитательный» характер. Требовалось развивать готовность помогать взрослым. В лагерях для этого создавали огороды, где ребята работали в меру сил, обеспечивая себя продуктами. Или же дети собирали лекарственные травы. Кроме того, пионерлагерь давал детям военно-физическую подготовку, — поясняет Ольга Шанина.
Кого отправляли в пионерлагерь? Приоритет по путевкам был у детей военнослужащих, у рабочих военных и текстильных заводов. Бесплатные путевки полагались ребятам, чей отец погиб на фронте. Остальные платили 240-274 рубля за 21 день. Многодетным и малоимущим семьям помогали профсоюзы.
— Но стоимость путевок сильно различалась. Так, путевка в пионерлагерь рыбинского завода № 36 стоила всего 14-23 рубля вместо рекомендованных 240 рублей. Это давало возможность отдохнуть детям даже самых низкооплачиваемых рабочих. Летом 1942-го отдыхать вывезли 7950 маленьких жителей области, а за 1943-й и 1944-й в сумме – уже 39 тысяч детей, — приводит цифры историк.
Работа с детьми начиналась еще в городе. Начальник лагеря знакомил пионеров с условиями жизни в лагере, с будущими вожатыми. Отправляли детей в лагерь торжественно – со знаменами, горнистами и барабанщиками. Всех приехавших обязательно взвешивали в начале и в конце смены. Так вычисляли детей с нехваткой веса – они получали специальное питание. Большинство ребят за лагерную смену поправлялись на 1,5-2,5 кг, но бывали и случаи прибавки в весе до 5-6 кг.
— Случалось, продукты поступали нерегулярно из-за отсутствия транспорта. Огромную помощь продуктами пионерлагерям оказывали колхозы – за их счет во многих лагерях дети получали дополнительные 400 г хлеба ежедневно, — пишет Шанина.
В ходе медосмотра перед лагерем нередко выявляли детей с ослабленным здоровьем, хроническими болезнями, часто с туберкулезом. Таких ребят старались отправить в лагерь санаторного типа, где за лето было всего две смены по 40 дней каждая, и упор там делали на оздоровление и усиленное питание.
В обычном пионерлагере, кроме привычных для нас режимных моментов – подъема, зарядки, кружков, отбоя, пионеров ждали два часа труда. Это мог быть сбор ягод, грибов, лекарственных трав, работа в подсобном хозяйстве или в огороде лагеря. Дети помогали подшефным совхозам и колхозам: пололи, поливали, собирали урожай. Так, летом 1942 года одни только пионеры рыбинского пионерлагеря № 3 пропололи в близлежащих колхозах 7 га картофеля.
Трудились дети и в лагере – убирали помещения, дежурили по кухне и столовой. Увильнуть от трудовых обязанностей не получилось бы — в начале смены каждый отряд брал на себя трудовые обязательства. На досках показателей красными флажками указывали первенство отряда или комнаты, о передовиках писала стенгазета лагеря.
Обязательными были и оздоровительные процедуры: солнечные и воздушные ванны, обтирания, душ, купание – для этого лагерь старались устроить на берегу реки. Вечерами дети беседовали о войне: приглашали фронтовиков, коллективно читали газеты со сводками с фронтов. Физическую форму поддерживали эстафеты, спортивные игры, походы. Популярны были военные игры – «Захват штаба», «Пропавшее звено». Ребята учились маскироваться, ползать, отличать самолеты противника, беседовали, как вести себя в случае воздушной или химической тревоги.
— В 1944 году впервые организовали раздельные пионерлагеря для девочек и мальчиков – в русле школьной реформы по введению раздельного обучения, позже признанной неудачной. У мальчиков упор делали на походы, военные игры, на спортивную и строевую подготовку. Девочки с удовольствием занимались в кружках рукоделия и шитья, — пишет Ольга Шанина.
Отдельно стояли лагеря туристической направленности, очень выгодные в обслуживании: для них не требовалось строить специальных зданий, не нужен был штат из повара, посудомойки, сторожа и пр. Их называли «лагеря-примитивы» и содержали за счет родителей и профсоюзов.
— Юные туристы все время передвигались, размещаясь на ночь в разных местах: зданиях школ, колхозных сеновалах, в самодельных шалашах или тканевых палатках. Все вещи, посуду и постель школьники носили на себе. Сюда обычно отправлялись дети постарше, от шестого класса, допущенные врачом, с хорошей успеваемостью, с отличной дисциплиной. Одна смена здесь длилась две недели, — сообщает историк.
В таком лагере дети учились навыкам самообслуживания, розжига костра, приготовления еды на костре, установки палатки или шалаша. Два часа в день они занимались топографией, строевой подготовкой, краеведением. Из лагеря-примитива выпускались ребята, хорошо знакомые с тяготами походной жизни, многие потом шли в военные училища, на курсы связистов и топографов.
Советские пионерские лагеря мало чем отличались от лагерей ГУЛАГа, описанных Солженицыным из школьной программы: строгий режим, хождение строем, обязательное построение и надсмотрщики под личиной воспитателей и пионервржатых. Дпже курить запрещали! А ещё заставляли есть манную кашу и пить молоко с пенкой. Сплошное издевательство над свободной личностью маленького человека!