Темы 21 апреля 2024

Как врач в рыбинской тюрьме без зарплаты работал

Читаем статью ярославского историка Александра Коняева

Аркадий Райкин, братья Шенки, поэт Самуил Киссин, режиссер Илья Авербах – многие известные люди вышли из еврейской общины Рыбинска. Перед революцией в нашем городе жили около 2200 иудеев, работала каменная синагога, построенная в 1916 году на ул. Пушкинской, действовало еврейское кладбище.

Однако прочно закрепиться в Рыбинске евреям не позволяла черта оседлости – националистический закон, запрещавший постоянное жительство в Центральной России. Поводом стали жалобы купцов на конкурентов-евреев Екатерине II.

— Не имея права прописки, еврейские переселенцы находили способы продлить пребывание в городе сверх оговоренного временным свидетельством. Так, в 1857 году Евзель Гинцбург учредил Шекснинское цепное пароходство. Конторой в Рыбинске долго руководил Илья Авербах, дед известного советского режиссера. В пароходстве работали евреи из западных и южных губерний. Фирма стала «патронажной» для людей, лишенных возможности работать по профессии, — поясняет краевед Владимир Рябой в труде «Рыбинские евреи в отечественной истории».

Александр Авербах / Поэт Самуил Киссин провел детство в Рыбинске. Фото — рыбинский музей-заповедник

В законе черты оседлости были исключения: проживание в разные годы разрешали купцам первой гильдии, отставным военным, ремесленникам, госслужащим. Именно военные и ремесленники в основном и проживали в Рыбинске. К концу 1870-х из 45 глав рыбинских еврейских семейств 23 мужчины были запасниками нижних званий.

Четверо были портными, еще четверо – часовых дел мастерами, двое – перчаточниками, двое – водочными мастерами. Были матрасники и обойщики, золотых дел мастера, точильщики, пивовары, резчики печатей, машинисты и красильщики. Были купцы, юристы. И, конечно, врачи и аптекари.

Лечил рыбинцев и Исаак (Ицхак) Мордухаевич Певзнер, принимая их на дому, как делали тогда почти все доктора. Он родился в 1868 году, происходил из мещан, но сумел выбиться в люди, окончив «курс медицинских наук в Императорском Московском университете». Однако первоклассное образование для еврея в России еще не было гарантией счастливой жизни.

рыбинская семья Авербах, нач XX в. Фото — рыбинский музей-заповедник

Серьезной проблемой для врача стала религия – Певзнер не стал принимать православие, оставшись «иудейского вероисповедания». А врачу-иудею, чтобы иметь право жить в Центральной России, нужно было состоять на госслужбе. До 1902 года Певзнер служил в армии, а выйдя в отставку, поселился в Рыбинске, стал зарабатывать частной практикой. То есть деньги у него были, требовалось легализоваться, поступив на госслужбу.

И Певзнер подает прошение принять его врачом в рыбинскую тюрьму. Работа и так не самая веселая, но за его труды местные власти еще и отказались платить. Они попросту воспользовались безвыходным положением Исаака Мордухаевича.

В документах чиновники цинично указали: «Певзнер заявил желание принять на себя эту обязанность безвозмездно, с предоставлением ему лишь прав государственной службы». Об этом рассказывает ярославский историк Александр Коняев, исследователь пенитенциарной системы Российской империи.

Здание бывшей Рыбинской пересыльной тюрьмы, 1959 г. Фото — рыбинский музей-заповедник

На рубеже XIX-XX вв. власти требуют от российской тюремной системы не улучшения содержания заключенных и не облегчения условий труда сотрудников. А экономии. Беречь деньги стали, покупая заключенным плохие продукты и перейдя на бумагу малого формата для отчетов.

— Экономия приобретала самые нелепые формы. В 1910 г. ярославский губернский тюремный инспектор указывал начальнику тюрьмы: «Поезжайте лично на рынок, поторгуйтесь, делайте покупки за наличный расчет», — приводит пример Коняев.

Был и еще один проверенный способ экономии средств – урезать зарплату. «Оплата труда сотрудников пенитенциарной системы была одной из самых низких в Империи и росла чрезвычайно медленно», — пишет исследователь.

Список лиц, доставленных в марте 1917 года в Рыбинскую уездную тюрьму. Фото — рыбинский музей-заповедник

Тюремные врачи и фельдшеры стали заявлять о своих правах. Медики Ярославской каторжной тюрьмы писали в Министерство труда: «Не бывало случая, чтоб фельдшер или даже врач занимался в одной только тюрьме. Непременно есть еще где-нибудь служба».

— Желая сэкономить, чиновники не гнушались использовать и феодальные пережитки, заложенные в законодательстве Российской Империи, – типа ограничения прав евреев по национальному признаку. Об этом свидетельствует дело Певзнера. В значительной мере это была плата за его вероисповедание, — рассуждает Александр Коняев.

Выдержать работу без зарплаты Певзнер смог лишь два года: он трудился в рыбинской тюрьме в 1902-04 годах и уволился по собственному желанию. Дальнейшее исполнение обязанностей при тюрьме, с его слов, для него «явилось обременительным». Он вновь поступил на военную службу – врачом 248-го пехотного Осташковского полка.

«Но служба при тюрьме была, по-видимому, все же легче, — пишет Коняев. — Так что в сентябре 1905 г. Исаак Мордухаевич вновь вступил в обязанности тюремного врача Рыбинска».

Больница Александровского централа (каторжная тюрьма в Иркутской губернии). Фото из открытых источников. 

Некоторые поощрения все же имели место. После вручения Певзнеру ордена Станислава III ст. ему стали платить в год 240 рублей – в Ярославле столько получал в те годы младший тюремный надзиратель. И это были деньги не от Министерства юстиции, а из средств местного Тюремного комитета, доля арестантского заработка. Условия труда Исаака Певзнера были тяжелыми, подчеркивает исследователь.

— Так, в 1913 г. Певзнер заболел и отправился в 6-недельный отпуск для лечения. Он попросил сохранить ему содержание. Причиталось ему за 1,5 месяца 30 рублей – столько же зарабатывал рабочий Ярославской большой мануфактуры за 2 недели. Но доктору отказали: «За недостаточностью средств», — пишет историк.

Завершилась карьера рыбинского тюремного доктора в начале Первой мировой войны. В сентябре 1914-го Певзнера обвинили в том, что он как врач «освобождает от военной службы». Обвинение не подтвердилось, но на госслужбу врача не вернули. В 1916 г. он, покинув Рыбинск, работал врачом в Мышкине.

— Впрочем, возможно, Певзнер и сам бросил столь неблагодарную службу, как только отпала необходимость в «отработке» своей национальности: черту оседлости отменили в 1915-м, — рассуждает Александр Коняев.

Церковь Александра Невского при тюрьме Рыбинска. Фото — рыбинский музей-заповедник

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 12:57 | 21 апреля 2024

Что-то в представленной истории с жертвой царского режима евреем Певзнером не так, мне так кажется. Кстати, тема ещё одного «страдальца», Авербаха, вообще не раскрыта, а в списке именитых рыбинских иудеев нет почему то нашего земляка Генриха Ягоды. Но все равно было интересно. Спасибо!

    житель Рыбинска 17:31 | 21 апреля 2024

    Более известно » Дело врачей» 1947-1953 годов.Тогда многие видные врачи -евреи были репрессированы и часть их отбывала срока в Рыбинске, некоторые после освобождения работали в больницах Рыбинска и Каменников. Но вместе с тем : Совнарком в первые месяцы Советской власти —
    Русских — 2 (Ленин,Чечерин)
    Армянин -1
    Грузин — 1
    Евреев — 18
    Военный комиссариат
    Латыш — 1
    Евреев — 18
    Русских — нет
    Наркомат внутренних дел (карательные органы ) — все евреи
    Наркомат финансов : из 30 человек 26 евреев
    Наркомат юстиции 18 евреев
    Госплан — 12 евреев ,неевреев 3 чел.
    Печать : Все двенадцать центральных газет и журналов возглавляли евреи
    Нарком просвящения — еврей
    НКВД : В составе высшего руководства в 1936 году было 14 евреев и лишь 6 представители других национальностей.
    В 1936 году из числа 115 членов Совнаркома не евреев было 18 человек.
    ЦК ВКП(б) — евреев 61 чел. ,неевреев -17 .

Страшный ЖЫД 09:26 | 22 апреля 2024

ТщательнЕе надо, товарисч!

Сколько евреев было в первом Советском правительстве

Самой живучей антисемитской басней остаётся национальный состав первого советского правительства, якобы большинство в нём были евреи. Ни для кого не является секретом, что евреи были активными участниками всех трёх русских революций прошлого века, но отнюдь не главными.

Дело в том, что такая активность была вызвана естественной реакцией на те унижения, которым подвергались евреи в Российской империи. Она была единственной страной в мире, где существовала так называемая черта оседлости, которая появилась ещё во время Екатерины Второй. Согласно закону, евреям разрешалось жить исключительно на западных окраинах империи. Для того, чтобы хоть как-то продвинуться по служебной лестнице, им было необходимо принять православие. Разумеется, большинство евреев предпочитали оставаться верными своим национальным традициям, а молодые выбрали революционный путь. Причём, многие из них, как известно, ради дела революции отреклись от своей национальности, они считали борьбу за права рабочего класса и крестьянства выше прав нации.

Байку о том, что большевистское правительство на девяносто процентов состоит из евреев, запустил бывший участник Белого движения Андрей Занкевич, эмигрировавший в США. Там под псевдонимом Андрей Дикий он публиковал свои статьи и книги, а в 1967-м году издал труд «Евреи в России и СССР».

Ни один приличный историк не признал «научности» этой работы Дикого. Более того, большинством она признана антисемитской и ненаучной. Примечательно, что сам автор оправдывается, якобы он взял свои статистические данные из других источников. Например, в качестве аргумента он приводит изданную в 1962-м году в Ирландии книгу «Правители России», её автором был католический священник Денис Фахи, известный антисемит. Правда, сам священник тоже ссылается на другой источник – на корреспондента газеты The Times Роберта Уилтона, который на протяжении многих лет работал в Петербурге. Тот в 1920-м году опубликовал книгу «Последние дни Романовых», где утверждал, что убийство царской семьи «ритуальное».

На самом деле, все перечисленные авторы – что Дикий, что Уилтон, что Фахи – то ли придумали список членов советского правительства, то ли просто наврали. Они даже путаются в количестве народных комиссаров, хотя любой школьник может проверить: сколько их было, согласно Декрету об образовании Совнаркома в октябре 1917-го года, сколько через год, уже после принятия Конституции РСФСР. Более того, некоторые перечисленные Диким и британским журналистом, никогда не были комиссарами, потому что наркоматов по гигиене, беженцам и выборам вообще не существовало.

Антисемиты также приписали некоторым большевикам такие должности, которые они никогда и не занимали. Например, Зиновьев никогда не был наркомом внутренних дел, а Протиан (на самом деле Прошьян) не заведовал земледелием. Для пущей «убедительности» они внесли в список людей, о которых вообще никто ничего не знает, их имён нет ни в одном справочнике – ничего не известно ни про таких наркомов, как Шпицберг, Лилина (Книгиссен), Лурье (Ларине) и Кауфман. Самое смешное, евреями были названы эстонец Анвельт и немцы Ландер, Шлихтер и Шмидт.

Список первого состава Совнаркома был следующим:

Председатель Совета – Владимир Ульянов (Ленин)… русский
Народный комиссар по внутренним делам – Алексей Рыков…русский
Народный комиссар земледелия – Владимир Милютин…русский
Народный комиссар труда – Александр Шляпников…русский
В Комитет по делам военным и морским входили:
Владимир Овсеенко (Антонов)…украинец
Николай Крыленко…русский
Павел Дыбенко…украинец
Народный комиссар по делам торговли и промышленности – Виктор Ногин…русский
Народный комиссар народного просвещения – Анатолий Луначарский…русский
Народный комиссар финансов – Иван Скворцов (Степанов)…русский
Народный комиссар по делам иностранным – Лев Бронштейн (Троцкий)…еврей
Народный комиссар юстиции – Георгий Оппоков (Ломов)…русский
Народный комиссар по делам продовольствия – Иван Теодорович…поляк
Народный комиссар почт и телеграфов – Николай Авилов (Глебов)…русский
Председатель по делам национальностей – Иосиф Джугашвили (Сталин)…грузин
Народный комиссар по делам железнодорожным – временно незамещённый пост
Таким образом, из пятнадцати постов десять занимали русские, два – украинцы, по одному – еврей, поляк и грузин.

Конечно, среди большевиков были и другие влиятельные лидеры-евреи, такие как Зиновьев, Урицкий, Каменев, Григорий Сокольников, Исаак Штейнберг и Исидов Гуковский. До образования СССР все они успели поработать в Совнаркоме, который формально подчинялся Центральному исполнительному комитету. Но и в ЦИКе евреи никогда не составляли большинства, всего десять процентов, а в его президиуме из почти ста человек евреями были всего девятнадцать человек.

житель Рыбинска 11:15 | 22 апреля 2024

» 200лет вместе «- А.И.Солженицин тебе в помощь. Кстати 90% начальниками лагерей и ссыльных пунктов в Главном управлении (ГУЛАГ) были евреи- Берман ,Фирин ,Кацинельсон,Коган,Финкильштейн ,Сорнуховский,Шабо,Гегель,Мезенец,Заковский,Фридберг,Пиляр,Райский,Заковский,Абрампольский,Файвалович,Зелигман ,Дерибас,Крутковский,Белицкий…
В 30х и 40х годах более половины преподавателей русского языка, литературы и истории в городских школах европейской части РСФСР были иудеями.
Самый эффективный способ проникновения во власть это смешанные браки , чем евреи пользовались очень активно.

    Тоже житель Рыбинска 12:31 | 22 апреля 2024

    Солженицына в помощь, говоришь ? Это того русского писателя, который от фронта в том самом ГУЛАГе прятался, извращал историю нашей страны в своих лживых подрывных пасквилях, а потом открыто призвал Америку, проживая там, на русских атомную бомбу сбросить?

Русский 17:22 | 22 апреля 2024

А мне обидно что после ухода Берковского из главы еврейской общины с ТВ Р40 исчезли неплохие сюжеты про наших земляков-иудеев, сделавших много для нашего города. И после их борьбы за возврат синагоги, которую поддержали и православные рыбинцы — они не взяли её для себя! И там сейчас располагается всё что угодно и лишь одна дверка для истинных верующих. Обидно. Что они всё что ли уехали или стали выкрестами?

Добавить комментарий для житель Рыбинска Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме