— Дмитрий Станиславович, начнем с актуального. Закончился зимний сезон, он выдался особенным — удивил нас количеством снега, порадовал отсутствием серьезных аварий на сетях. Какими усилиями удалось этого добиться?
— Отопительный сезон без потрясений — результат масштабной работы по замене сетей, которую мы начали в 2022 году. Мы действительно хорошо потрудились – за два года закрыли треть ключевых болевых точек в разных районах города, которые напоминали о себе авариями каждый сезон. Заменили участок теплотрассы на ул. Бори Новикова, Нансена, Плеханова, Бородулина, переложили магистральные теплосети на ул. Радищева. В итоге потери теплоносителя снизились почти вдвое. В этом году продолжится программа модернизации коммунальной инфраструктуры, Рыбинск получит 100 млн рублей на обновление сетей. Инвестиционная программа «Рыбинской генерации» сфокусирована на ремонте котельного оборудования. Если мы хотим работать без серьезного повышения тарифа, нужно вкладываться.
— Много жалоб на брошенные раскопки. Ситуация изменится?
— Эта беда возникла не сегодня. Износ городских сетей 80 процентов, и пока мы полностью не приведем в порядок сети, будем терпеть раскопки. Нельзя делать новые дороги, не заменив коммуникации, – это принцип, которого мы придерживались при реконструкции Красной площади, Преображенского и Вознесенского переулков, Стоялой. Нам даже пришлось перенести на 2024 год ремонт ул. Радищева, чтобы заменить сети. И ремонт ул. Чкалова тоже начинается с замены коммуникаций.
Да, объемы большие, «Рыбинская генерация» не успевает вовремя устранять раскопы, но это не значит, что мы не будем спрашивать. Принял решение штрафовать за нарушение сроков не предприятие, а персонально должностных лиц, считаю, так будет эффективней.
— В этом году пересмотрели механизм уборки города, усилили автопарк дорожной техники. Как вы оцениваете результаты?
— Зима выдалась сложная, показала все слабые места дорожной службы. Не закупи мы такие объемы техники – больше двадцати единиц, сезон могли провалить. Снега вывезли вдвое больше обычного. Сейчас автопарк «ДЭС» позволит нам убирать все дороги Рыбинска. И все же пока я бы оценил уборку на четыре с минусом – есть проблемы, которые из-за недофинансирования копились годами и разом их не решить. Например, уборка тротуаров. Для этого мы начали закупать малые трактора. Наращиваем мощности муниципального предприятия. Весной и летом дороги будут убирать четыре пылесоса, два из них новые, также приобретаем две прицепные подметальные машины. В следующем году планируем купить снегоплавильную установку, разместим ее в районе Западной промзоны. Это позволит не только утилизировать снег, вывезенный из Перебор, Веретья, с Бама, но и разгрузить полигон на Софийской. Техники и людей нужно больше.
Еще из позитивных перемен в «ДЭС» – зарплаты. Было три волны повышения, теперь меньше 50 тысяч рублей водители не получают, у некоторых заработок доходит до ста тысяч. Следующий этап – повышение зарплат дворникам. Уже в мае люди получат повышенную зарплату за апрель.
— Планы по ремонту дорог у Рыбинска грандиозные, расскажите о них.
— В этом году область выделит Рыбинску на ремонт и строительство дорог полтора миллиарда рублей. Это очень серьезная сумма – у нас весь годовой дорожный фонд 60 миллионов. Наконец капитально отремонтируем две наиболее проблемные точки – ул. Ворошилова с троллейбусным кольцом и ул. Гагарина – с тротуарами, освещением, светофорами, ливневками. Продолжим капремонт Радищева, возле школы № 1 появятся парковочный карман и пешеходный переход.
В 2025 году Рыбинск войдет в программу «Безопасные и качественные дороги», что позволит сохранить и увеличить объем средств, поступающих из вышестоящих бюджетов. Будем делать дороги за счет лимитов 2025 года.
В этот дорожный сезон на городские средства отремонтируем тротуары на пр. Батова (участки от Рабкоровской до Полиграфской и от Нансена до Муниципальной), ул. Горького (два участка от пр. Батова до д. 71 и до д. 90), Юбилейной от пр. Батова до ул. Ошанина вдоль стадиона «Звезда», ул. Труда (четная сторона от остановки «Хладокомбинат» до пересечения с Окружной дорогой и нечетная сторона от д. 3 до Запахомовского моста), ул. Рокоссовского, участок от арки до пешеходного перехода, пр. 50 лет Октября, четная сторона, пр. Революции от дома 20 до д. 2, ул. Буксирной от д. 2 до д. 22. Плюс приведем в порядок тротуары во время ремонта дорог на улицах Алябьева, Радищева, Ворошилова, Гагарина, Вихарева, Суворова, Желябова, Пархинской, завершим работы на пр. Серова и Труда, оставшиеся с 2023 года.
Продолжим ремонтировать проезды с тротуарами. В этом году – вдоль дома 10 на Моторостроителей, от Солнечной к горбольнице № 1, проезд к 24-й школе по Бориса Рукавицына, от д. 59 до д. 57к по Солнечной, от ул. Приборостроителей до Черепанова к школе № 30.
— В этом году запланирован капитальный ремонт и благоустройство ул. Чкалова. Какой она будет?
— Чкалова делаем по аналогии с Крестовой. Она будет чуть поуже, но тоже с парковочными карманами, чугунными стилизованными фонарями, озеленением. Высадим крупномерные дубы, рябины, липы, сформируем газоны. Работы финансирует область. Параллельно будем заниматься фасадами, половина зданий – объекты культурного наследия. Часть домов принадлежит городу, остальные находятся в частных руках или в них есть муниципальное жилье – будем работать с каждым индивидуально.
— Сколько нужно денег, чтобы привести в порядок дороги во всем городе?
— С учетом строительства дороги-дублера на Слипе, которая крайне необходима, порядка 10 млрд рублей.
— В городе высокий износ ливневой канализации, на многих улицах ливневок нет вовсе. Это учитывается при разработке проектов на ремонт?
— Мы проектируем ливневки при строительстве новых дорог и при ремонте некоторых дворов. В 2022 году на набережной в районе Стрелки обустроили ливневую канализацию и сделали очистные. В 2023-м решили вопрос с водоотведением на ул. Шевченко, Глеба Успенского, Софьи Перовской. Во дворах на Серова, 11, Луговой, 3, Яна Гуса, 8. В этом году при обустройстве тротуара со съездами по ул. Грекова будет сделан так называемый водоотводный ус. Такие же «усы» предполагаются при обустройстве парковок у КБ «Луч» и «Старт». На Ворошилова отремонтируем существующую ливневку и сделаем участок новой. Также и на Моторостроителей, 16, на ул. Бабушкина от 7-го до 9-го домов. Новые ливневки предусмотрены в проектах проездов на ул. Расторгуева, Гагарина, Приборостроителей.
В Прибрежном серьезные проблемы с водоотведением – надо решать. Спроектировали коллектор на ул. Новоселов, прошли госэкспертизу. Сметная стоимость 166 млн. Вообще, чтобы привести в нормативное состояние всю систему ливневой канализации Рыбинска, требуется 150 млрд рублей. Городу в одиночку не справиться, денег не хватит, да и полномочий для обслуживания нет. Нужна целевая программа на федеральном уровне.
— С нового года транспортные полномочия перешли к области, но горожане работу автобусов спрашивают с того, кто ближе – с местной власти. Какие изменения произойдут в ближайшее время, и есть ли поводы для волнений?
— Мы постоянно на связи с областным правительством, знаем потребности рыбинцев и отстаиваем их интересы, так что ситуация под нашим контролем.
Поводов переживать за ПАТП-1 нет. Автопарк перевозчика вырос – такого обновления не было с 1968 года. Полгода назад мы закупили 39 машин 2019 года. Предприятие скоро получит новые «ЛиАЗы». Решаем дефицит кадров, повышаем зарплаты, привлекаем женщин-водителей.
Буквально на днях состоялись торги по выбору подрядчиков на пассажирские перевозки в Рыбинске, наше ПАТП № 1 выиграло почти все маршруты, которые были за ним. На семь лет предприятие обеспечено работой.
Маршруты частников – № 3, 5, 25, 33 – выиграл ярославский перевозчик.
— А самый горячий маршрут № 16?
— Его будет обслуживать ярославское ПАТП-8. Мы провели переговоры с областным Минтрансом, и меня заверили, что по этому маршруту будут курсировать автобусы большей вместимости, чем ходили раньше.
— Транспортная реформа предполагает появление новых маршрутов?
— Есть идея запустить новый сквозной маршрут по набережной до Прибрежного, район активно развивается, а транспорт туда не ходит. И жителям Северного будет удобно.
— Бюджет – сердце города. Именно бюджет обеспечивает городскую жизнь, работу коммунальных служб, школ и детских садиков, спорта и культуры, всего, что нас каждый день окружает. Бюджетные деньги, если они есть, позволяют строить и ремонтировать, планировать и развиваться. В этом году Рыбинск впервые увеличивает финансирование на озеленение и новое уличное освещение. Появляются тротуары в плитке – недешевое удовольствие. Мы наконец-то перестали жестко экономить?
— Экономить не перестали, но денег привлекаем в разы больше. В 2016-м году собственные доходы города были 1 млрд 800 млн рублей. Сегодня – 2 млрд 700 млн, а с учетом областных денег – почти 8 млрд. Это говорит о хорошей координации работы с правительством области. Рыбинск начал получать средства, на которые в предыдущие годы мог рассчитывать только областной центр.
У нас появилась возможность не только увеличить финансирование сферы ЖКХ по отстающим направлениям, но и повышать зарплаты работникам соцсферы, образования. Стараемся равномерно распределять средства. Сейчас я оценил бы бюджет на четверку. Есть куда расти.
— Как город может влиять на собственные доходы бюджета?
— Мы проводим большую работу с налоговой инспекцией – объединили усилия для привлечения граждан к уплате имущественных налогов, у нас есть целый ряд совместных комиссий. Земля — это основной актив муниципальной власти. Город может управлять арендными ставками и таким образом стимулировать инвестиции. Выросли поступления от реализации и аренды имущества и земельных участков – специалисты департамента имущественных и земельных отношений молодцы, третий год перевыполняют план.
Но самое главное – это областные поступления. Чтобы их получить, нужно выполнять два простых условия: делать все в срок и быть инициативным, конструктивно работать с областью. Рыбинск почти всегда в «зеленой зоне». Чтобы соблюдать сроки по проектированию, мы создали в администрации собственный Центр сопровождения проектов, теперь у нас свои проектировщики. Работа новой структуры способствует не только оптимальному планированию, распределению и контролю за расходованием бюджетных средств, но и дисциплинирует подрядчиков.
Идей развития у нас много, держим руку на пульсе, мониторим федеральные программы, в которые можем зайти. Важно, что проектно-сметная документация у нас всегда наготове.
— В вашей команде появляются новые лица, много молодых.
— Стараюсь омолодить администрацию, брать на работу молодых людей, и, знаете, не подводят.
— Присматриваете кадры в обновленном Молодежном совете?
— Воспитываем (улыбается). Для молодежи делаем много. Будет молодежь – будет развитие города. Все говорят, ребята уезжают из Рыбинска из-за зарплат, а оказывается, главная причина – вузы, так они отвечают сами, мы провели социсследование. Каждый год из 800 выпускников школ 600 поступают в вузы в других городах. Создаем условия для обучения здесь.
Во-первых, техническое образование. Нам нужно повышать престиж РГАТУ – с этим связана вся работа по созданию кампуса мирового уровня «Меркурий». Большую поддержку мы получаем со стороны замсекретаря Совбеза РФ Сергея Вахрукова, он сам выпускник нашего университета. Активно поддерживает нас Михаил Евраев. Именно они способствовали тому, чтобы проект Рыбинска включили в федеральную программу.
Мы открываем на базе РГАТУ передовую инженерную школу – это долгосрочный проект. В этом году только на оборудование нам удалось получить миллиард рублей.
Второе — педагогическое образование. Планируем создать в Рыбинске полноценный филиал ЯГПУ, как был раньше. Двигаемся постепенно. На базе педучилища создали представительство университета, уже больше 30 человек обучаем по программам высшего образования: учителей физики, математики, русского языка и литературы.
И третье – медицинское образование. В Рыбинском филиале Ярославского медколледжа открыли представительство ЯГМУ. Сегодня от Рыбинска в ЯГМУ учится больше 80 студентов по целевому направлению, они придут работать в наши больницы.
Считаю, что молодежи нужно больше рассказывать о возможностях города. Мы выделили городские деньги и стали возить школьников из разных районов на экскурсии по Рыбинску, в РГАТУ и на «Сатурн». В прошлом году охватили две тысячи школьников. В этом планируем принимать ребят из соседних областей, к делу подключились РЗП, КБ «Луч», «Старт», они выделят свой транспорт.
— У вас много красивых современных проектов. Волжский парк, Бульварная, набережная Черемухи, фасады. Для вас принципиальна эстетика городского пространства?
— Да. Считаю это воспитательным моментом. Благоустройство меняет не только облик городских территорий. Когда человек живет в красоте, он и сам меняется, начинает ценить и беречь то, что его окружает. Дети не должны привыкать к грязи, мусору, изрисованным стенам. Поэтому в каждый проект мы вкладываем душу.
В прошлом году отремонтировали 50 фасадов, в этом замахнулись на сто. Бульварную наполнили изюминками, например, впервые выложили дорожки галтованным гранитом, укладывали камень веером, вместо традиционных чугунных фонарей установили деревянные под старину. Теперь хочется такие же сделать и на Стрелке. Высадили 500 деревьев, в планах заменить некоторые старые ели на сосны. Закупаем скамейки, парковые диваны, столики. Ждем газон – тогда пространство особенно заиграет. На склоне он будет посевной, а ближе к улице – рулонный. Мусорные контейнеры перенесем с видного места за пределы сквера.
— Кто и как будет следить за порядком на Бульварной?
— Территория находится под видеонаблюдением – на всех деревянных опорах установлены камеры. Поддерживать чистоту и порядок в зоне набережной будет эксплуатант, как в Карякинском саду.
— В городе создается новая муниципальная управляющая компания. Это уже вторая попытка администрации. Зачем?
— Считаю, что нужно наращивать долю на рынке города, создать конкурентную среду для частных УК. Необходимо что-то делать с брошенными домами, которые остались без управления. Будем забирать дома у недобросовестных УК, не имеющих ресурса. Почти в каждом доме есть муниципальные квартиры под управлением «Жилкомцентра». Город как собственник такого жилья может инициировать проведение общего собрания жильцов, которые примут решение о переходе в городскую УК.
— Как строятся отношения с обслуживающими организациями?
— У нас двойная политика. Во-первых, мы стараемся освободить УК от лишних расходов, денег на которые у них нет. Пример тому – передача 44 повысительных насосных станций на баланс «Северного водоканала», жители перестали платить за них. Еще 11 находятся в процессе передачи.
Для поддержания экономики обслуживающих организаций помогаем субсидиями на ремонт фасадов и содержание контейнерных площадок. В этом году заменим двести площадок, сто на городских территориях и столько же во дворах. Контейнеры будут пластиковые из переработанного сырья.
Во-вторых, требуем выполнения работ. Мы заметно усилили управление муниципального контроля. В штате десять сотрудников, ряд специалистов имеют большой опыт службы в правоохранительных органах. Выросла и административная комиссия. Постоянно на связи с областной Госжилинспекцией. Эффективность мер налицо. 95% нарушений после сигнала нам УК, как правило, устраняют. В помощь людям внедряем систему автоматической фиксации нарушений по уборке территорий. Так что контроль будет еще жестче.
— Что нового на туристическом горизонте? Какие фишки появятся в Рыбинске для гостей?
— Ни один проект в городе я не рассматриваю как чисто туристический. Делаем все в первую очередь для горожан, заодно и для гостей. Вот, например, приобретаем дебаркадер. Жители много лет просят власть восстановить сгоревшую в 2011 году плавучую пристань. Это один из символов нашего города, украшение берега Волги. Нашли точно такой же дебаркадер из построенной в 1958 году серии. Ведем переговоры о покупке с ремонтом, для этого входим в профильную федеральную программу «Города у Волги». Это будет стационарное сооружение в той же цветовой гамме, к которой привыкли рыбинцы. Рассчитываем завершить проект в течение 2024-2025 годов.
Еще из фишек: на зданиях в историческом центре появятся одинаковые адресные эмалевые таблички, тоже сделаем их на федеральные деньги в рамках программы туркода. Местный бюджет тратим на благоустройство районов.
— Дмитрий Станиславович, с вас все время спрашивают за коммуналку. Вы не чувствуете себя замом по ЖКХ у самого себя?
— Чувствую. Каждый раз на встречах с жителями жду вопросов про школы, молодежь, образование, но слышу в основном о проблемах ЖКХ. Стараюсь внести эстетику и чувство прекрасного в эту сферу (улыбается) – делать красивые ограждения, использовать натуральный камень.
— Голова у главы должна быть занята планированием и стратегией развития – это ваши слова. В потоке текущих задач у вас хватает времени на размышления, каким должен быть Рыбинск?
— Всегда иду от стратегии. Не люблю работать в аварийном режиме, хотя порой вынужден. К коммуналке тоже стратегический подход. Занимаясь инфраструктурой ТЭК, меняя сети, мы делаем вклад в будущее. Или другой пример из, казалось бы, мелочей. Когда-то на стадионе «Взлет» шел ремонт, и я добился от подрядчика, чтобы вокруг посадили сирень – миниатюрные саженцы, воткнули, можно сказать, прутики, на какие тогда хватило денег. Посмотрите, какая сегодня здесь цветет сирень! И это тоже было вкладом в будущее, элементом городской стратегии.
— Какую фразу вы бы никогда не хотели говорить жителям?
— «Сделаем, если будут деньги». Это звучит как завуалированный отказ. Будто тебя послали, только очень мягко. Не говорю так сам, того же требую от подчиненных. Если не могу сразу ответить, беру время и разбираюсь. Трудно? Конечно. Но конкретика – наше оружие. Она дисциплинирует чиновника, связывает его сроками. Бывают срывы, болезненно воспринимаю, борюсь за выполнение обещаний. Но уж если точно знаю, что не сможем, именно так и формулирую отказ. Хотя фразы с отказом я тоже никогда не хотел бы говорить жителям.
Ох уж эти сказочки!
Ох уж эти сказочники!
У меня вопрос: с каких это пор автобус №3 стал обслуживаться частником? У вас так написано. Бредятина, №3 всегда был и есть городской маршрут и обслуживается ПАТП №1.
Здесь ничего не сказали про порчу тротуаров, которые только-только отремонтировали за большие деньги, уложили новый асфальт, а в зимний период новые трактора (возможно новые, может и старые) во время уборки снега усиленно сдирали ковшами этот самый новенький асфальт, тем самым нанеся большой ущерб и изуродовав город. Многие тротуары, а также остановки общ. транспорта сейчас имеют изрезанный асфальт. Пример: улица Пушкина, Волочаевская. Кто за это ответит? Возможно дурачки, которые работают на них и не понимают разницы между снегом и льдом и асфальтом, но у них есть руководители, которые должны нести ответственность. Эти руководители должны были объяснить и научить дурачков на тракторах так не делать. Еще кто ответит за погнутое и поломанное ограждение (забор) на берегу Волги, особенно у Полета? Зимой уборщики снега, видимо тоже на тракторах, сгребали снег к забору, отчего забор погнулся. Если посчитать этот ущерб, то он будет не меньший, чем нанесли вандалы -дебильные подростки при порче домов на Крестовой, измалевав их краской. Кто будет платить и зачем этот ущерб?
Тротуары и остановки так портить стали еще при Добрякове и Олесе Минеевой, лет так 5- 7 назад, и это продолжается из года в год. Сначала летом укладывают новый асфальт, а зимой трактора при уборке снега срезают заодно верхний слой асфальта. И главное — никакой реакции, как будто так и надо, никто ответственность не несет. Типа — ну бывает. Никогда такого не было в предыдущие годы до этого. Кто вообще дороги чистит? Идиоты? И кто за это отвечает? Ведь есть конкретные люди, они известны. Искать их с полицией не надо, в отличие от вандалов.
Что делать с разрушающимися историческими зданиями города? Вначале их продают в частные руки, потом изымают из-за равнодушия и бездействия (или безденежья?) новых собственников. Снова в продажу? Так мы рискуем потерять немалую часть истории Рыбинска. Единственный способ спасти их от разрушения, это искать деньги и вести восстановительные работы самим. Я имею в виду, силами города. Возможно, существуют какие-то государственные программы, в которые можно попытаться войти, но ждать появления богатых и сознательных частников можно десятилетие, а многие из этих зданий уже стоят у последней черты.