Если вы увидите молодого экскурсовода, ведущего экскурсию на велосипеде, то это Александр Карамышев. Если заметили человека, читающего Гиляровского с младенцем на руках – это тоже Саша с сыном. Еще он играет в футбол и на сцене, руководит литературным клубом, пишет очерки и никогда не пройдет мимо, если тема касается сохранения памятников. О работе, хобби, любви к литературе, истории и родному Рыбинску – в нашем интервью.
— Саша, глядя на твою активность, кажется, что в сутках должно быть 48 часов как минимум. Как ты все успеваешь?
— Может, потому что у меня много свободного времени? (смеется). На самом деле его нет совсем, но когда интересы разные и ты переключаешься с одного на другое, легче все успевать. То, чем я занимаюсь, мне действительно нравится, какие-то увлечения мне приносят не просто удовлетворение, но и деньги.
Моя основная работа сейчас – экскурсии. Делаю пешие и велосипедные прогулки по городу, как обзорные, так и тематические – по кино, театру, купечеству. Еще веду литературные экскурсии на базе литературного музея. Они ориентированы в первую очередь на местных жителей. К сожалению, многие до сих пор не знают о существовании музея, хотя мы работаем уже больше года.
— Раз речь зашла о литературном музее, расскажи, как ты оказался его частью?
— Идея создать литературный музей в Рыбинске витала еще с конца советского времени, нам удалось воплотить ее в жизнь в 2023 году. На Крестовой, 46, где были ресторан «Утес», казино «Эльдорадо», освободился первый этаж. В прошлом здесь располагалась гостиница «Столбы», где останавливались во время приездов в Рыбинск Островский, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Успенский, Короленко, Фурманов, Устинов. Место идеальное и по истории, и по локации. Я зашел в проект весной за пару месяцев до запуска по приглашению Александра Рыжкова. Начинал экскурсоводом, но мы сработались и сдружились, и я плотнее вошел в литературный процесс. Уже осенью, став директором, начал заниматься наполнением музея, затем возглавил Рыбинский совет молодых литераторов, стал соорганизатором Ошанинского фестиваля и других мероприятий. На площадке музея делаю книжный клуб, где мы трижды в месяц обсуждаем русскую, зарубежную нехудожественную литературу.
— Ты всегда любил читать?
— С детства. После уроков погружался в литературу, любил читать историческое и про животных. Несколько раз перечитал «Зори над Русью» Рапова, «Хоббита» и «Властелина колец», Бадигина про поморов, нравился Сетон-Томпсон, Бианки. Всего не перечислить.
Сейчас история другая. Процентов 80 того, что читаю – по делу. Каждые пару месяцев беру в библиотеке пять объемных книг по краеведению, изучаю блоги по финансам, инвестициям и менеджменту. Из-за занятости приходится слушать аудиокниги, параллельно занимаясь рутинными заботами, хотя запоминаются они хуже, особенно художественная литература.
— А футбол?
— Мяч гонял еще пацаном, но серьезно футболом никогда не занимался, и после 18 лет это проблема. Мне повезло: когда я учился в университете в Ярославле, сборную возглавил Меружан Куджоян из дубля «Шинника», который организовал открытые полупрофессиональные тренировки. На серьезных турнирах играли лучшие, но работал он со всеми студентами, кто хотел заниматься. Вернувшись в Рыбинск, я организовал тренировочный процесс для взрослых. Сейчас играем в обеих городских лигах – в РФЛ и под эгидой Федерации футбола.
— Ты играешь в труппе «Хорошего театра». Как оказался на сцене и зачем тебе это?
— Люблю театр за то, что могу прожить в образе другую, не свою жизнь. Театром начал заниматься в студенчестве и позже, когда работал в IT. Я был SMM-менеджером, вел соцсети и корпоративный блог. Как-то на глаза попалось объявление – молодая профессиональная актриса Эльвира Новик, сейчас она играет в Ярославском камерном театре, набирала желающих в свою театральную студию. Мы выполняли упражнения по сценическому движению, речи, актерскому мастерству, ставили спектакли. Полезный опыт, чтобы не бояться публики, избавиться от зажимов. С этой целью я занимался и историческими танцами. Вообще стараюсь, чтобы хобби помогало развиваться и расти. В студию при «Хорошем театре» пришел, когда уже набор закончился, но поскольку мужских кадров был дефицит, меня взяли. Следом за мной в театр пришла жена, с которой мы, кстати, познакомились на исторических танцах. Стараемся чаще быть вместе.
— В каких постановках тебя можно увидеть?
— Пока задействован в пяти спектаклях: «Человек и джентльмен», «Тварь», «Не все коту масленица», «Дверь», «Риск».
— Театральное мастерство помогает в общении с туристами?
— Очень. Всегда провожу аналогию, что экскурсия – это моноспектакль. Когда погружаешься в профессию экскурсовода, понимаешь, что это не только про историю, но еще и про умение выстроить рассказ в какой-то внятный сюжет, не с набором скучных исторических справок и дат, которые люди вряд ли запомнят, а динамичный, живой. Для этого нужно знать сам город, его фишки.
— Например?
— Имена и даты рождения младенцев, нацарапанные на кирпичах родильного дома на Большой Казанской, двор, где собирается орава котов – котиков все любят, крышки люков с указанием возраста Рыбинска – на Красной площади нам 240 лет, на Соборной – 950, отсутствие проводов в воздухе и дорожные знаки в мини-формате на Крестовой, деревянные фонари на Бульварной. 8 из 10 гостей думают, что это пластик, пока я не предлагаю подойти и потрогать. Интересно наблюдать за реакцией людей, которые погружаются в жизнь города.
— Расскажи, как тебя, экономиста, затянуло в историю?
— Всегда увлекался историей и городской архитектурой. Особенно мне интересен вектор, которым двигалась страна до 1917 года. До революции Рыбинск был на пике развития – улучшалась городская инфраструктура, проводились коммуникации – водопровод, электричество, телефон, строились самые яркие в городе здания – вокзал, костел, биржа, каланча… Поэтому в своих экскурсиях прежде всего упор делаю на этот период.
— Как началась твоя карьера гида?
— Когда Рыбинск начал преображаться. Сначала я просто публиковал заметки на своей страничке в соцсети про исторические здания. Однажды одна из ярославских знакомых, владелица турагентства, предложила мне попробовать обучиться и поработать экскурсоводом в Рыбинске. Год мы сотрудничали, а потом я ушел в свободное плавание создавать свои маршруты. Экскурсионное поле было еще непаханое, но все быстро меняется, город развивается, экскурсоводов стало вдвое больше.
— Помнишь свои первые экскурсии?
— Они были протяженнее, мы шли пешком от Собора до железнодорожного вокзала, по жаре пройти такой маршрут тяжело, туристы уставали. Теперь проезжаем его на велосипедах. Пешком уже столько не ходим, охватываем только наш ценный треугольник Стоялая-Крестовая-набережная, в зависимости от запросов захватываем либо Казанский район, либо Мавританский замок на Советской и Толгское подворье на Радищева. На месте долго не стоим, стараюсь, чтобы было больше смен локаций. Периодически варьирую маршруты.
— Как родилась идея посадить своих туристов на велосипед?
— Сразу же. Мне самому нравится кататься. Рыбинск – комфортный для велосипедистов, в центре не слишком интенсивный трафик, единственная проблема – это сезонность. На велосипедные экскурсии записываются практически всегда неместные гости, причем некоторые приезжают со своими великами. Даже дети 5-6 лет с удовольствием катаются.
— Ты сам часто берешь маленького сына на разные мероприятия?
— Приобщаем, чтобы совсем не выпадать из жизни. Уже думаю, как скоро вместе мы будем вести экскурсии.
— Ты востребованный гид?
— В прошлом году провел больше трехсот двухчасовых экскурсий, в праздники – январские, майские, бывало по 6 групп. Недавно в Рыбинске проходил Ошанинский фестиваль, принимали гостей со всей России, параллельно провел несколько экскурсий.
— Откуда едут гости?
— Основной поток – москвичи. Много едут из Питера, активен север – Вологда, Архангельск, Мурманск. Периодически приезжает Сибирь и Дальний Восток. Каждое лето у нас бывает Смоленск. А вот южане среди гостей встречаются реже.
— Интересные случаи в работе были?
— Часто туристы, обращая внимание на неочевидные вещи, задают вопросы, которые ставят меня в ступор. Как-то спросили, зачем на здании металлические пометки с цифрами или буквами. Стал узнавать. Оказалось – это геодезические марки, необходимые для определения точных координат этих объектов и отслеживания возможных деформаций. Самый необычный за мою практику случай произошел в эти зимние каникулы. Маленький турист из моей группы зачем-то лизнул памятник Льву Ошанину и намертво прилип языком. Пришлось спасать, поливать из термоса.
— Твой отец священник, мама – педагог. Тебя строго воспитывали?
— Мама, кстати, в прошлом бутафор Рыбинского театра кукол, шьет сувениры из текстиля, фигурки животных – медведей, гусей, лис, зайцев в костюмах нашей губернии. У меня трое братьев и сестра – под колпаком нас никогда не держали, не давили, мы занимались, чем хотели.
— Тебе не хотелось пойти по стопам отца?
— Я слишком светский человек. Религиозное служение – это, наверное, призвание. Это не театр, где поиграл и, если тебе не понравилось, ушел.
— А как к духовнику обращаешься к отцу за советом?
— Обязательно. Вообще родители – основной консультационный орган, близко общаемся и всегда советуемся с младшим братом – у нас разница меньше двух лет. Семейные вопросы, конечно, обсуждаем с женой.
— В соцсетях ты стараешься привлечь внимание к защите памятников.
— Потому что это наша история и моя работа, не будет памятников – некуда будет водить экскурсии. Я и сам бы хотел себе домик из старого фонда в центре, на первом этаже сделать рабочее пространство, а на втором жить. Кладка из старинного кирпича, высокие потолки, много окон… (мечтательно). Когда всплывает история с памятником, стараюсь ее осветить в соцсетях – у меня большая, адекватная аудитория.
Достоинство Рыбинска в том, что у нас сохранилась цельная архитектурная среда. Стоит нам ее потерять, и показывать будет нечего. Вывески не спасут. Нужно комплексное развитие, чтобы в этих домах была жизнь. Есть прекрасные примеры – «Хороший театр» на Стоялой, музей «Новогодние истории» на Красной площади, художественная галерея Ошанина на Крестовой, дом Сигсона, наш литературный музей, но этого недостаточно.
— Каким ты видишь Рыбинск в будущем?
— Очень надеюсь, что те тренды на благоустройство, которые сейчас задаются, продолжатся. Когда город комфортен для повседневной жизни, для прогулок с детьми, когда много культурных и гастрономических точек притяжения, уезжать не захочется.
Важно не сбавлять темпов, дальше активно благоустраивать Рыбинск, привлекать инвесторов, гранты, создавать рабочие места, открывать частные образовательные площадки. Нельзя почивать на лаврах.