
Правый берег Шексны. Основной раскоп, 2025 г.
В этом году экспедиция «Усть-Шексна 2025» под руководством Ирины и Александра Рыкуновых работала чуть больше месяца: с 28 июня по 2 августа. В 35-й раз волонтеры и практиканты исторических факультетов (а также их потомки) собрались на месте слияния Шексны и Волги, чтобы исследовать памятник археологии. С каждым годом актуальность их трудов только возрастает: из-за работы Рыбинской ГЭС памятник постепенно разрушается. При этом гибель закодированной в культурном слое информации – процесс необратимый и абсолютный. В отличие от тех же памятников архитектуры или литературы, оставляющих после себя рисунки, фотографии, копии.
Понимая свою ответственность перед будущими поколениями рыбинцев, ПАО «РусГидро» – «Каскад Верхневолжских ГЭС» не первый год находит средства, позволяющие археологам исследовать культурный слой, соотносимый с масштабами утрат.
— За год утрачивается около 200 кв. метров культурного слоя – почти единственного источника сведений о нашей древнейшей истории, — констатирует держатель открытого листа Минкульта России, научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Ирина Рыкунова.
В этом году археологи приняли решение сконцентрировать свои силы на той части берега, которая разрушается интенсивнее всего. Главный раскоп площадью 240 кв. метров был заложен в полукилометре севернее от наиболее древней и богатой части памятника, мыса при впадении Шексны в Волгу.
Помимо большого раскопа, исследователи проложили узкую траншею в удалении от русла Шексны. Они продолжили прошлогоднюю работу по исследованию территории, где пройдет газопровод в близлежащие деревни. По закону перед прокладкой коммуникаций трассу будущего трубопровода должны изучить археологи.
— Раскопки позволили выявить домонгольский культурный слой на всем протяжении траншеи, — рассказывает профессор РГАТУ им. Соловьева Александр Рыкунов. — Находки типичны для нашего памятника: шиферные пряслица, фрагменты стеклянных браслетов, ножей. Порадовали даже верхние слои XVIII-XIX веков: нательный крестик, керамические курительные трубки, глиняная зооморфная свистулька времен Екатерины II.
Несмотря на то, что экспедиция «Усть-Шексна» официально завершила свою работу, полевой сезон продолжается. Он продлится до ноября. По выходным дням разведочный отряд волонтеров Рыбинской археологической экспедиции под руководством кандидата исторических наук Дениса Уткина обследует территории, подлежащие хозяйственному освоению.
— Разведка уже позволила выявить и зарегистрировать ряд памятников археологии, а значит – предотвратить разрушение культурного слоя. Те участки, где признаков культурного слоя не выявляется, освобождаются от соответствующего обременения, что тоже очень важно, особенно для застройщиков, — поясняет Александр Рыкунов.

Молоточек ювелирный
Работа исследователей в главном раскопе осложнялась тем, что верхние слои почвы здесь сильно перемешаны и частично уничтожены во время строительства ГЭС. Несмотря на это, участникам экспедиции удалось обнаружить свидетельства жизни наших предков в Средние века.
— Отделенный прослойкой стерильного песка – свидетельством разливов Шексны – средневековый слой имеет широкую датировку: конец XII-XVI века, — продолжает Ирина Рыкунова. — Верхнюю дату (XIV-XVI вв.) определяют
монеты Ивана III и Ивана IV,
а также бронзовые нательные крестики. На лицевой стороне крестов в средокрестии изображен «Спас Нерукотворный», на боковых ветвях и в нижнем клейме – святые.
Однако в центре внимания археологов традиционно был более ранний, домонгольский период. И он подарил немало загадок. В этом слое были найдены фрагменты строений. Среди них был обнаружен мощный (0,4 м) развал обожженной глины площадью 5 кв. м на бревенчатом подпечке. Что это такое? Ученым только предстоит ответить на этот вопрос, однако и без догадок не обходится.
— Домашняя печь? Придомовая? Ювелирная? В пользу последнего говорят находки фрагментов тиглей с остатками цветного металла и ювелирный молоточек, — делится версией научный сотрудник. — Местными изделиями могут быть узкопластинчатый браслет, фрагменты пряжки, перстня и фибулы. А самое удивительное – рядом расположена материковая яма площадью 3 кв. метра, стенки и дно которой аккуратно выложены десятками слоев бересты. Гидроизоляция?

Крест каменный / Крест медный
Древняя земля оказалась щедрой на находки. Поднимая из раскопа грязный кусочек стекла или железа, опытные археологи практически точно могут определить, что это было и кому эта вещь принадлежала восемь, а то и девять столетий назад.
Среди находок раскопа – тридцать фрагментов стеклянных браслетов. Такие носили на своих запястьях горожанки XII-XIII веков. Эти разноцветные украшения могли быть привезены из Киева, Новгорода, Византии, предполагают археологи.
— О развитой торговле свидетельствуют и привезенные из Поднепровья 11 шиферных пряслиц (грузики-маховички, надевавшиеся на конец веретена для усиления центробежного момента вращения) и две торговые пломбы – миниатюрные свинцовые пластинки для опечатывания оптовых партий товаров, — продолжает Ирина Рыкунова.
Одна из находок вызывает особенный интерес.
— Это ажурная подвеска подтрапециевидной формы, определяемая рядом исследователей как антропоморфная, условно передающая женскую подбоченившуюся фигуру. Такие изделия, имевшие магическое значение, были распространены в нашем регионе (от Костромы до Белоозера) в XII веке.
«Мужская коллекция» средневековых артефактов – это предметы вооружения.

Писанка-погремушка
— Помимо универсального наконечника стрелы ромбовидной формы, найдены и две стрелы-срезня. У первого наконечника перо имеет вид узкой лопаточки с треугольным выступом по верху. Подобные первоначально использовались монголами и назывались на Руси «срезнями», однако в XIII-XIV веках русские оружейные мастера также стали их изготавливать для охотничьих и боевых целей. Такой тип наконечников с длинной тонкой режущей кромкой предназначался для нанесения глубоких ранений, приводящих к серьезной кровопотери воина или лошади. У второго наконечника перо более короткое и широкое. К категории военного снаряжения относится и боевой топор-секира, — рассказывает археолог.
В Усть-Шексне, безусловно, не только наряжались или сражались. О повседневной жизни горожан рассказывают сохранившиеся кузнечные изделия и осколки посуды. Обнаружено 20 фрагментов ножей, обломки кос, рыболовный гарпун, шило, дужки от ведер, гвозди, костыли. Самые массовые находки – фрагменты посуды (свыше тысячи). В нижних слоях преобладает серая курганная керамика, с XIII в. – красно- и белоглиняная. И тысячу лет назад люди стремились к красоте в обычных вещах, к уюту и гармонии в доме. Почти треть изделий (горшки, кувшины, миски, блюдца, сковороды) были украшены орнаментами. По всей видимости, работы отдельных керамистов ценились особенно. На донцах некоторых горшков обнаружены клейма – знаки мастера в виде кругов и квадратов.
Очень интересный и редкий предмет – «писанка», полое керамическое яйцо, покрытое темной поливой с желтыми полосами. Аналогичные изделия часто встречаются в детских погребениях XI-XII веков, поэтому специалисты предполагают, что это игрушки-погремушки.
— И действительно, при встряхивании они издают легкий шум, — уточняет ученый.
Велось в средневековой Усть-Шексне и кирпичное строительство — в пользу этой версии говорят находки сезона: древнерусские кирпичи (плинфа) и напольные керамические плитки. Вероятно, они были изготовлены здесь же для строительства на территории поселения монументальных сооружений (ныне утраченных): такую тяжесть не было смысла изготавливать далеко от возводимого объекта.

Подвеска бронзовая / Свистулька
— Практически ежегодно на всей территории средневекового памятника мы находили следы деятельности человека самого разного времени, — рассказывает Ирина Рыкунова. — В нижних слоях и этого раскопа обнаружены десятки кремневых изделий и отщепов, вышедших из-под руки мастера 5-6 тысяч лет назад. Вероятно, они были привнесены на территорию раскопа со стоянок каменного века разливами рек. Впрочем, их могли найти и использовать наши средневековые предки. Например, в качестве оберегов («громовые стрелы»), подсобного инструмента, наконечников стрел.
После первичной камеральной обработки находки отправятся на реставрацию, чтобы потом занять место в фондах и экспозициях Рыбинского музея-заповедника.

Участники экспедиции, 2025 г.
Ну теперь смело год основания Рыбинска можно продлевать на 5 тысяч лет. Будет старше Рима.