
Василий Аксенов с женой Ларисой, 1900-е гг.
так, 1859 год, 19-летний мещанин Василий Аксенов решает жениться. Он выбирает богатое, недавно построенное имение на ул. Крестовой – сейчас это дом № 87. Долго Аксенов им не владел. Уже через шесть лет он продал имение купцу Яковлеву, который успешно торговал пушниной. Тот прожил здесь 30 лет: надстроил здание третьим этажом, постоянно расширял и укреплял, богато украсил лепниной.
Но сегодня дом носит имя Аксенова. Факт совершенно необъяснимый. А вот что можно объяснить: почему село Никольское переименовали в село Аксеново еще при жизни заводчика. Попробуем предположить, как это получилось.

Диплом к золотой медали Аксенову за производство изразцов, 1893 г.
В сельце Никольском – семейная земля Аксеновых. Отец нашего героя Алексей через пару лет после рождения сына потерял купеческое звание и вышел в мещане, скорее всего, разорился. И Василий Аксенов до конца жизни проживет мещанином – даже будучи мировой знаменитостью, чьи изразцы награждены парижской медалью.
Когда Аксенов построил в 1880 году изразцовый завод, он не ограничился только предприятием. Церковь, школа, крепкие дома для учителей, священников, рабочих завода – все построено на деньги заводчика, под его неустанным надзором. Все здания Аксенов украшал изразцами, даже те, в которых сам жить не собирался. Пожилые местные жители вспоминали, как в советском детстве видели остатки аксеновской роскоши.

Работники артели Степана Халтурина, конец 1920-х
— В одном доме был сельсовет, во втором магазин, третий занимала почта. Они полностью были отделаны изразцами. Когда всходило солнце, то драконы и сказочные звери на них оживали среди причудливых деревьев и цветов, — рассказывала местная жительница.
И сам Василий Алексеевич с женой Ларисой Ивановной жили здесь же, неподалеку от фабрики, церкви и школы. У супругов не было детей, о чем они очень горевали. Всю нерастраченную нежность Аксеновы – особенно Лариса Ивановна – отдавали местным ребятишкам. Она была крестной у многих сельских младенцев, при этом щедро одаривая своих крестников. У дома заводчика, похожего на пряничный домик из-за волшебных изразцов, постоянно вилась ребятня. А сирот супруги и вовсе брали на воспитание. В ответ девочек называли экзотичным для крестьянского уха именем Лариса.
Словом, Василий Аксенов фактически возвел в сельце Никольском фабричный городок, дал местным десятки рабочих мест, а их детям – возможность учиться, предоставил им жилые дома, каждый из которых ярко украсил, да так, что людям казалось, что они живут в сказке. А его супруга очень тепло относилась к их детям: вникала, заботилась, опекала. Предполагаем, что однажды местные жители решили, что их благодетель явно заслужил, чтобы село переименовали в его честь.

Дом Аксенова в Вознесенском пер., 1950-е гг.
Родиной изразцов считается Византия. Русские мастера переняли изразцовое искусство, унаследовав византийскую пышность и яркость. В XVIII веке начали функционировать первые фабрики по изготовлению русской майолики в Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. Русские земли оказались благодатными для этого искусства благодаря наличию глины.
На рыбинской земле производство изразцов возникло сравнительно поздно, но именно здесь оно к XX веку достигло наибольшего в губернии развития. Фабрик и артелей у нас было несколько. Так, за рекой Черемхой в 1880-е изразцы вырабатывали на заводе купца Константина Волкова, в деревне Тоговщина работал гончарный завод князя Петра Волконского.
В те же годы открыл фабрику и Василий Аксенов. И составил ярославским соседям жесткую конкуренцию, затмив их высочайшим качеством и умением идти за веяниями моды. Если ярославские и ростовские изразечники работали на высокое: облицовка фасадов церквей, их внутреннее убранство, то рыбинец взлетел на волне стиля модерн.
— Внутреннее убранство особняков зажиточные рыбинцы старались выдержать в новом прогрессивном стиле. Полы выкладывали метлахской плиткой, стены украшали деревянными панелями, в декоре использовали цветное стекло, печи облицовывали изразцами, — поясняет рыбинский искусствовед Ирина Хохлова.
Зачем печи изразец? Оказывается, не только для красоты.

Изразцы на доме в селе Аксеново, 1970-е / Кашпо, изготовленное на заводе Аксенова
— Гладкие расписные изразцы для печей пришли на смену рельефным, используемым в церкви. Благодаря изразцам ускоряется процесс нагревания, усиливается теплоотдача в отапливаемое помещение. Их полые камеры держат нагретый воздух, что способствует длительному сохранению тепла печью. К тому же изразцовая печь сама по себе красива, она осветляет комнату, делает ее более уютной, — говорится в «Очерке истории изразцовых заводов Ярославского края».
Во многих купеческих домах были камин или печь, исполненные в аксеновских изразцах, – они отличались красочной гаммой многоцветной поливы, техническим совершенством исполнения, разнообразием ассортимента.
— Для облицовки новых и перекладки старых печей жители Ярославской и соседних губерний хотели только аксеновские изразцы, их закупали для домов и учреждений, — продолжает «Очерк».
Все хотели – и Аксенов выдавал. Его производство росло чрезвычайно быстро. В 1885-м у него трудится 8 рабочих, в 1892-м – их 30, в 1914-м – уже 200. За 12 лет производство выросло в пять раз: с 122 тысяч изразцов до 600 тысяч. Все время расширялся ассортимент: к 1914 году только изразцов он выпускал 50 наименований. А кроме них – скульптуры, вазы, тумбы, керамические столы, оклады для икон, терракотовые бюсты, гончарные трубы, огнеупорные кирпичи. Умело выполняли аксеновские мастера скульптурные детали, рельефы и барельефы — львы на печах. Аксеновской фишкой стали «полуторные» изразцы – большие блестящие белые плитки 31 х 17,5 см.

Статуэтка, изготовленная на заводе Аксенова / Тумба / Бюст Екатерины II, изготовленный на заводе Аксенова
Ярославцы, не выдержав конкуренции, растерялись: одни попросту закрылись, другие стали производить кирпичи или краску. Третьи пытались копировать работы рыбинца.
— Некоторые заводчики, подражая Аксенову, вырабатывали и крупные «полуторные» изразцы. Но качество выдавало продукцию Ярославля, — читаем в «Очерке».
Но не печами едиными. Аксенов первым шагнул на тропу реставрации керамического церковного убранства. Когда угличанам понадобилось восстановить недостающие терракотовые плиты в древних палатах удельных князей, они обратились к рыбинцу. И он достойно выполнил новоделы. Словом, рыбинец Василий Аксенов показал себя энергичным амбициозным универсалом, который ставил высокие цели и умело их добивался.
После революции на оборудовании его завода недолго работала артель им. Степана Халтурина, которая стала Рыбинским керамическим заводом. И сегодня в домах местных жителей хранятся изделия аксеновского завода. В 1934 году качество местной глины анализировала геологоразведочная партия. Геологи выявили, что месторождение светлой глины представляло собой пласт в 18 м толщиной. В деревне Логиново до сих пор остались карьеры, где Аксенов черпал глину.
Василий Алексеевич прожил долгую жизнь и скончался осенью 1918 года, супруга пережила его совсем ненамного. Не осталось ни дома-терема в Вознесенском переулке, ни керамического завода. Но имя Аксенова живет. Оно известно рыбинцам по керамическим птицам на музее-заповеднике, а туристы охотно раскупают изразцы, выполненные «на манер аксеновских». Достойная память.

Визитка магазина Василия Аксенова в Рыбинске, 2 марта 1906 г.