Затопленные улочки Мологи оживут на цветных фотографиях старинного города. В общественной организации «Землячество мологжан» занимаются проектом «Цветные сны Мологи» и готовятся к предстоящему 75-летию Победы.
Землячество мологжан существует более 45 лет. В свое время оно выросло из традиционных встреч переселенцев в 70-х годах прошлого века. Проводились встречи на Слипе, приходили на них в основном выпускники затопленных школ.
В 90-е годы организация обрела юридический статус и стала играть заметную роль в общественной жизни Рыбинска.
С тех пор землячество ежегодно проводит два больших мероприятия. День памяти Мологи отмечают 14 апреля, в день, когда в 1941 году началось заполнение чаши Рыбинского водохранилища. Каждый памятный день приурочен к какому-то историческому событию, связанному с Мологой. В этом году он был посвящен 870-летию со дня первого летописного упоминанию края. Случилось это в 1149 году. В ту пору на Руси были тяжелые времена, шли междоусобные войны между князьями, боровшимися за власть. Весной 1149 года войска киевского князя Изяслава Мстиславича вторглись в пределы княжения Юрия Долгорукого, пограбили и пожгли города и села по Волге. Они дошли до устья Мологи. Здесь войска противника Долгорукого были вынуждены остановиться, поскольку с наступлением весны пришел паводок, и образовавшийся разлив перекрыл им путь.
— В каком-то смысле история Мологи началась с разлива и им же закончилась, — рассказывает председатель правления Землячества мологжан, директор рыбинского Музея Мологи Анатолий Клопов.
День памяти в следующем году будет посвящен 75-летию Победы. На встрече вспомнят о вкладе мологжан в борьбу с фашистскими захватчиками.
— Рыбинский поэт Николай Суровой очень метко описал образ Мологи как первого солдата Великой Отечественной войны, — продолжает Клопов. — Благодаря затоплению молого-шекснинского междуречья была построена Рыбинская ГЭС, которая в войну снабжала электроэнергией Москву. Многие мологжане принесли в жертву свое семейное счастье, налаженный быт. Переселение закончилось перед самым началом войны. Люди оказались под двойным ударом. С одной стороны, они вынуждены были покинуть родные края, заново строиться на новом месте, с другой – с началом военных действий мужчины ушли воевать, а женщины остались одни с детьми на неустроенном новом месте.
В преддверии юбилейной даты землячество планирует возобновить выпуск сборника воспоминаний мологжан – ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Во второй половине года, ближе к осени, проходит традиционная встреча мологжан. В городском сквере собираются не только рыбинцы, встретиться с друзьями с общей родины приезжают мологжане из Ярославля, Тутаева, Иванова, Москвы. И почтенный возраст – для многих не помеха.
— Уже несколько лет во встречах участвует Тамара Николаевна Кухорук – старейшая мологжанка. В этом году ей исполнилось 98 лет. Недавно мы ездили к ней в Иваново, где записали большое интервью воспоминаний о Мологе, боевом пути этой замечательной женщины, — говорит Анатолий Клопов.
Большинство участников Землячества мологжан – это люди, кровно связанные с Мологой, в первую очередь – переселенцы. Из года в год количество «старожилов» сокращается. Недавно ушел из жизни Николай Новотельнов – один из старейших мологжан, ветеран Великой Отечественной войны, великолепный рассказчик. Все мероприятия, посвященные Мологе, были немыслимы без его участия.
Но землячество не только теряет, но и пополняется – приходят дети и внуки осно-вателей. Сейчас в обществе – около 500 участников. Особенно популярна здесь издательская деятельность. В 2017 году вышла в свет полная монография Юрия Нестерова «Сказание о ярославском граде Китеже», чуть позже – книга в память об основателе Музея Мологи Николае Алексееве. Один из свежих проектов – репринтное издание старинной карты Мологи – имел особенно большой успех. Многие мологжане нашли на карте свою деревню или село.
Сейчас идет работа над новым интересным проектом «Цветные сны о Мологе».
При создании Рыбинского и Угличского водохранилищ было переселено 130 тысяч человек, уничтожено около 700 населенных пунктов, зона затопления составила 4500 тысяч квадратных километров.
Под водой скрылся край дивной красоты. Теперь память о нем хранят немногочисленные фотографии. Все они черно-белые, поэтому кажется, что Молога была строгим и унылым городом. Но живые воспоминания переселенцев свидетельствуют о том, что это был жизнерадостный, яркий город с красивыми домами.
— Летом этого года землячество победило в конкурсе Фонда президент-ских грантов в номинации «Сохранение исторической памяти». Мы получили деньги на реставрацию, цифровую колоризацию монохромных фотографий бывшей Мологи. Мы хотим вдохнуть жизнь в старые пожелтевшие снимки затопленного города, при этом сделать это максимально правдоподобно, — рассказывает Клопов.
В команду проекта вошли сотрудники Музея Мологского края, издатель Алексей Орлеанский, у которого есть опыт колоризации старых фотографий. Помогают студенты полиграфического колледжа в Рыбинске – для ребят это хороший опыт отточить навыки ретуши черно-белых снимков.
Благодаря краеведу Галине Журавлевой собирается архивный материал о цветовых решениях городской среды Мологи. В следующем году работа будет закончена, будут изданы два набора из восьмидесяти цветных фотооткрыток с видами города.
Работа над коллекцией цветных открыток идет скрупулезная. Информации мало, поэтому составители пользуются любой возможностью узнать как можно больше о цветах Мологи. В ход идут архитектурные проекты, воспоминания мологжан. Так, по рассказам Анны Николаевны Глебовой-Михайловской купола Богоявленского собора были голубыми. В собрании музея-заповедника есть несколько цветных рисунков Гордея Лесо-вика – сотрудника Мологского краеведческого музея, датированных 20 годами прошлого века. На них центральная часть Мологи представлена в цвете.
Но скудная и разрозненная информация не даст участникам проекта цельного представления о колористике Мологи, во многом они ориентируются на собственное ощущение цвета, изучают цветные фото других провинциальных городов. Хорошим источником вдохновения стали работы известного фотографа Прокудина-Горского.
В ходе работы над проектом специалисты пришли к заключению, что для архитектуры провинциального города были характерны охристые, бежевые, голубые тона, золото и зелень. Во многом этот «цветотип» роднил его с Рыбинском.
— Надеюсь, что много мы не соврем, — с улыбкой замечает Клопов.
В результате можно будет представить, какими были основные достопримечательности затопленной Мологи – Богоявленский и Воскресенский соборы, Ярославская и Петербуржско-Буньковская улицы, знаменитый Мологский манеж.
Хотелось чтобы приобщили и сохранившиеся фото из большинства затопленных земель 3-х областей а их 700 сёл и деревень и 100 с лишним тысяч изгнанников, несравнимых с 5-7 тысячным населением Мологи.