— Альфир Фидаевич, сейчас повсюду говорится о трудностях, которые возникли у малого и среднего бизнеса в связи с пандемией. Насколько все серьезно, на ваш взгляд?
— Приведу простые цифры. Согласно опросам предпринимателей Ярославской области, регулярно проводимым аппаратом федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, более 50% респондентов из числа малых и средних предпринимателей (МСП) полностью остановили свою деятельность. Это значит, у них нет доходов. Совсем. 53% предпринимателей оценивают свое положение как катастрофическое. 55% столкнулись с тем, что не могут платить зарплату сотрудникам и налоги с фонда заработной платы. 42% заявили, что контрагенты перестали им платить за уже отгруженные товары, в том числе по государственным и муниципальным контрактам. 40% предпринимателей имущественные налоги, арендные и коммунальные платежи платить не могут вообще, у них просто нет денег. Почти 48% предприятий из пострадавших отраслей считают, что условия предоставления поддержки, которые заявлены государством, не позволят никому ее получить. И только 1,9% отмечают рост спроса на продукцию (услуги) во время пандемии. Значит, у всех остальных – только падение.
По данным аналитического центра Сбербанка, в июне-июле нас ждет вторая волна кризиса из-за неплатежеспособности населения. Многим людям не на что покупать даже продукты. Это приведет к еще большему снижению спроса и, соответственно, доходов у МСП и росту безработицы.
— С какими конкретно проблемами столкнулись предприниматели? И как предполагается их решать?
— Пакет предложений по бизнесу был сформирован у нас еще до пандемии. Он касался большого круга вопросов: преобразования других налоговых режимов в связи с предстоящей в 2021 году отменой ЕНВД, роста тарифов на электроэнергию, результатов кадастровой оценки недвижимости и других. Все эти проблемы были актуальны и в докризисные времена, а сейчас они усугубились.
Крупный блок проблем связан с имущественным налогообложением. В результате кадастровой оценки объектов недвижимости, которая была проведена в области, кадастровая стоимость выросла в некоторых случаях в несколько раз, а вслед за ней выросли и имущественные налоги. Предприниматели заявляют: они их просто не потянут. Мое мнение: имущественный налог нужно снизить как минимум в два раза не только для организаций, но и для физических лиц.
Много вопросов возникает по коммунальным платежам, особенно – по энерготарифам. В прошлом году произошел их рост в Ярославской области на 12,5%. В среднем киловатт электроэнергии обходится малому бизнесу в 9,5 рубля. Это один из самых высоких в Российской Федерации. Нас переплюнули только регионы Дальнего Востока и Сибири, где для выработки электроэнергии используют дизели.
Вывоз твердых коммунальных отходов – еще одна тема, которая долгое время не снимается с повестки. Предприниматели не согласны с тарифами, представленными профильным департаментом области, и считают, что стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО необоснованно завышена. Что здесь можно сделать? Мы предлагаем для определения норматива накопления ТКО использовать не общую, а полезную площадь здания, а для магазинов и торговых павильонов – торговую площадь. Это позволит снять напряжение в бизнес-среде.
С середины марта в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области поступило 95 письменных обращений на тему коронавируса от 400 заявителей, оказано более 70 устных консультаций.
В то же время, подчеркивает уполномоченный, это лишь официальная статистика: количество телефонных звонков и обращений к нему в соцсетях с просьбой помочь исчисляется сотнями. Все отрасли бизнеса констатируют существенное падение спроса на их продукцию
— 26 мая облдума приняла второй пакет антикризисных мер. В том числе он предусматривает снижение налогового бремени для предпринимателей. Вы считаете, этих мер недостаточно?
— Я приветствую принятие регионального закона о снижении в два раза размера дохода по патентной системе налогообложения. Но все-таки и это, на мой взгляд, полумера по одной простой причине: на патенте чаще всего находятся микропредприятия, где занято 5-10 человек. Если мы хотим поддержать этот бизнес, давайте для всех отраслей, независимо от того, попали они в перечень или нет, установим стоимость патента в размере одного рубля и не позднее сентября примем это решение. Уверен, на фоне предстоящей отмены ЕНВД с 2021 года это будет наиболее продуктивное решение.
Кроме того, мы предлагаем для всех видов деятельности, которые в настоящее время применяют налогообложение в виде ЕНВД, установить ставки налога по упрощенке на уровне 1%, если базой для исчисления налогов являются доходы, и 5% – если доходы, уменьшенные на величину расходов. Так мы поможем наиболее уязвимым отраслям малого бизнеса. Люди почувствуют: власти реально озаботились поддержкой предпринимательства.
— Что сейчас происходит с безработицей в сфере МСП?
— В результате падения объемов производства только по итогам апреля-мая мы получили 22 тысячи официальных безработных в Ярославской области – цифры настораживающие. Но есть еще и скрытая безработица. Это люди, которые находятся в вынужденных отпусках, в основном без сохранения заработной платы. Часть зарегистрированных безработных начали получать минимальное пособие по безработице в сумме 1,5 тысячи рублей. Разве можно на эти деньги прожить?! Это крупнейшая проблема, которой обеспокоены и в федеральном центре, и в правительстве Ярославской области. Именно поэтому на днях президент страны поддержал предложение Минтруда об увеличении минимального пособия по безработице втрое, до 4,5 тысячи рублей.
— Почему люди, потерявшие работу, получили такие маленькие пособия?
— Все просто. Это преимущественно граждане, у которых нет подтвержденного дохода, достаточного стажа по прежнему месту работы, или они вовсе не были официально трудоустроены. К сожалению, в группе безработных, получающих минимальное пособие, оказались и те, кто ранее сам создавал рабочие места, предприниматели. Опять же на днях в ходе совещания с президентом министр труда Антон Котяков предложил для индивидуальных предпринимателей, которым из-за коронавируса пришлось закрыть бизнес, на три месяца установить максимальный размер пособия в 12 130 рублей. Эта мера пусть на короткий срок, но все же поддержит бизнес.
К сожалению, выплаты не решают саму проблему безработицы. Возникает вопрос: зачем тратить такие огромные деньги (по предварительным подсчетам, это порядка 2,2 миллиарда рублей федеральных средств за год) на пособия по безработице, если можно их направить на поддержку субъектов МСП? Будет гораздо эффективнее потратить эти миллиарды на безвозмездные субсидии предпринимателям-работодателям. Они смогут сохранить штат сотрудников, и платить людям пособие попросту не понадобится.
— На федеральном и областном уровнях декларируются меры по поддержке пострадавших от коронавируса отраслей. Вы считаете, этих мер недостаточно?
— Вроде бы цифра красивая – больше миллиарда рублей регионального бюджета будет направлено на поддержку малого и среднего бизнеса. Но нужно понимать, что воспользоваться этой поддержкой могут далеко не все предприниматели из-за существующих ограничений. На этом фоне действия органов власти, как федеральной, так и региональных, большинство предпринимателей оценивают критически.
На уровне федерации был утвержден перечень пострадавших в связи с пандемией отраслей, определены их ОКВЭДы. Представители «Рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса» именно на это обращают внимание: в перечень ОКВЭД вошли далеко не все нуждающиеся, соответственно, поддержку они не получат. Такую ситуацию описывают владельцы бизнеса региона практически в каждом третьем обращении.
Предложение института уполномоченных очень простое — не привязывать меры поддержки к ОКВЭДам. Господдержку должны получить все предприниматели, доходы которых снизились в апреле на 30% и более. Если вы хотите, чтобы рабочие места были сохранены, чтобы этот бизнес восстановился после кризиса, окажите им поддержку без всяких ОКВЭДов. Нужно учитывать и местную специфику: кто в Ярославской области сильнее пострадал, того дополнительно поддержать за счет регионального бюджета.
Отсюда вытекает еще одно предложение – решение нужно принимать не только применительно к отдельным отраслям. Нужен системный подход в отношении всего малого бизнеса. Вышеперечисленные предложения я направил в областные правительство и думу, в адрес правительства Российской Федерации. Но, к сожалению, они до сих пор находятся на рассмотрении, хотя частично и поддержаны.
— Вы утверждаете, что решения по малому бизнесу необходимо принимать незамедлительно. Если момент будет упущен, к чему это может привести?
— Если мы не примем мер и не сделаем финансовых вливаний для поддержки занятости, если мы не окажем помощь бизнесу в виде субсидий и субвенций, если в срочном порядке не дадим невозвратные кредиты, как это сделали во всем мире, то более 50% малого бизнеса уже к осени мы не досчитаемся. Для экономики региона это грозит, прежде всего, массовой безработицей и снижением налоговых поступлений в бюджет.
Чтобы этого не произошло, если мы хотим сохранить малое и среднее предпринимательство, работа бизнес-уполномоченных с органами власти должна быть командной, а поддержка бизнеса – системной, а не выборочной, как это происходит сейчас.
Обнулённый не желает распечатывать «кубышку».