950 лет Рыбинску: аргументы, факты, комментарии
Трудно стать экономистом, художником, бухгалтером. Просто назваться историком и краеведом. И со знанием дела уверенно громить научную литературу, интерпретировать доказанные истины, играть аргументами и тасовать факты.
Именно это и произошло в Рыбинске. Несколько псевдоисториков и самопровозглашенных краеведов пытаются дискредитировать заключение Российской академии наук о том, что история Рыбинска начинается в XI веке.
Возглавляет группу энтузиастов-разоблачителей областной депутат Андрей Ершов. Не найдя своей энергии более достойного применения, Ершов даже подал в суд иск с требованием отменить предстоящий праздник.
Этой «истории с историей» был посвящен разговор, состоявший в БИЦ «Радуга» в воскресенье.
«Правильное исследование любой проблемы истории должно опираться не на специфически ограниченную группу источников (летописи или акты, археологические памятники или письменные документы, монеты или надписи), а на исчерпывающую совокупность этих источников или же на достаточно репрезентативное их сочетание».
С этой цитаты недавно ушедшего из жизни историка и археолога, посвятившего свою жизнь исследованиям русского средневековья, разработавшего методы комплексного источниковедения академика РАН Валентина Янина, начал свою лекцию Леонид Иванов.
Леонид Иванов – историк по образованию, участник Рыбинской археологической экспедиции, автор книг по истории Рыбинска, Ярославля, Мологи. Его лекция, которую он прочитал в БИЦ для всех желающих, называется «950 лет истории города: от Усть-Шексны к Рыбной слободе XI-XVII вв.».
Полную версию лекции можно посмотреть в группе «Библиотечная система города Рыбинска» в социальной сети ВКонтакте по ссылке. Или ознакомиться с сокращенным вариантом, посмотрев презентацию здесь.
Остановимся на некоторых тезисах, которые приводит Леонид Иванов, доказывая право Рыбинска праздновать в следующем году 950-летие.
Иванов называет причины. Это удаленность Усть-Шексны и Рыбной слободы от центров летописания (Ростов, Переславль Залесский, Тверь, Москва, Владимир, Новгород, Псков, Киев и др.).
Кроме этого, могла сказаться недостаточно интенсивная деятельность монастырей, традиционных центров книжности в средневековье, в окрестностях Усть-Шексны и Рыбной слободы до XVII века. Основанный князьями Шехонскими в 1-й пол. XV в. «монастырек святого Николы» был передан на попечение Троице-Сергиевой обители, монастырь «Петр Святый на Усть-Шексны» с 3-й четв. XV в. был в составе Угличского Покровского монастыря, монастырь Богоявления на Острову с 70-х-90-х гг. XV в. на границе волостей Усть-Шексна и Романов городок был также очень небольшим для самостоятельного ведения летописного дела.).
Причина может крыться в недолгом правлении удельной династии Шехонских (кон. XIV — сер. XV в.), и последующем недолгом нахождении в составе владений великой княгини Марии Ярославны (1460/62?-1473гг.) и Угличского удела Андрея Васильевича Большого (1473-1493гг.)
Между тем, эту часть рыбинской истории еще предстоит изучать. Так, поиск в архивах документов XVI-XVIII в.в. может дать новые данные для подтверждения факта рождения Рыбинска в 11 веке и его непрерывного существования до наших дней.
Эти два факта становятся чуть ли не решающими в аргументации оппонентов 950-летия.
Между тем у них есть вполне логичные объяснения.
В домонгольскую эпоху в таких городах Владимиро-Суздальской земли, как Белоозеро, Кострома, Нижний Новгород, Тверь, Дмитров, Галич Мерский, Молога, Великий Устюг и других, просто не было княжеского стола.
Не имели укреплений в виде валов и рвов город домонгольской Руси на Северо-Востоке: Ростов, Белоозеро, Вологда, Луковец.
В 80-е годы российские историки и археологи разработали систему материальных признаков города, включающую 7 критериев и 15 категорий артефактов. Наличие укреплений (рва и вала) является лишь одной из них. При этом при раскопках Усть-Шексны выявлено наличие 14 категорий, включая фрагменты плинфы и напольных плиток, использовавшихся при каменном церковном строительстве в домонгольской Руси.
Археологические раскопки принесли нам много доказательств существования города на территории Рыбинска с XI века.
Перечислим лишь некоторые из находок и результатов из анализа.
Площадь поселения к середине XI в, когда оно имело статус погоста, сельского поселения с административными функциями по сбору дани с окрестной округи. – свыше 3 га. Срубные деревянные усадебные постройки («порубочная» дендродата ранней из раскопанных – 1062г.). Состав населения – полиэтничный (славяне, меря, весь, возможно скандинавы). Найденные Рыбинской археологической экспедицией под руководством Александа и Ирины Рыкуновых материальные следы этой совместной жизни разных представителей разных народов – скандинавские привески и накладки, лепная посуда, финно-угорские шумящие привески и многое другое.
Административные функции Усть-Шексны уже в одиннадцатом столетии подчеркивают находки вислых печатей «Протопроедра Евстафия» (новгородского посадника Завида, наставника сына Мономаха, будущего последнего князя единой Киевской Руси — Мстислава) 4-й четв. XI в. и смоленского и новгородского князя Давыда Святославича кон. XI в. Два клада восточных монет (на границе материка и культурного слоя) и единичные находки арабских дирхемов говорят об участии поселения в торговле по Великому Волжскому пути. Дата клада дирхемов 976 г. подтверждает, что поселение при впадении Шексны в Волгу существовало за сто лет до событий, отраженных в «Повести временных лет» под 1071-м годом.
В двенадцатом столетии Усть-Шексна превращается в крупный ремесленный и торговый центр. При раскопках этого времени найдены материальные следы металлургического (15 печей), кузнечного, гончарного, ювелирного (2 мастерские), деревообрабатывающего, косторезного ремесел; рыболовного и охотничьего промыслов; сельскохозяйственные орудия. Впечатляет шировкая география происхождения привозных товаров: Византия, Крым, Малая Азия, Ближний Восток, Скандинавия, Волжская Булгария, Прибалтика, Европа, Киев, Новгород, Овруч и др. регионы.
Поселение продолжает выполнять административные функции. Количество найденных при раскопках Усть-Шексны свинцовых вислых печатей в настоящему времени превосходит все сделанные археологами подобные находки в Ростове, Ярославле, Переславле-Залесском и Угличе вместе взятые. Среди найденных печатей присутствуют как княжеские (суздальский и киевский князь Юрий Долгорукий, великий князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович; смоленский, новгородский и черниговский князь Давыд Святославич) так и должностных лиц Новгородской республики (посадники, владычные наместники), а также церковных иерархов (в т.ч. на греческом языке).
Десятки найденных торговых пломб, в том числе с тамгами-трезубцами (знак Рюриковичей) свидетельствуют об активном обложении княжескими пошлинами транзитных товаров. Находки писал и книжных застежек свидетельствуют об уровне грамотности и развитии письменности.
Разнообразна и многочисленна коллекция предметов вооружения, найденных археологами. При раскопках Усть-Шексны обнаружены несколько десятков наконечников стрел (в том числе бронебойные), многочисленные наконечники копий (рогатин), дротиков (сулиц), боевые топоры, навершие булавы, кистени, фрагмент кольчуги и другие предметы. Редкой находкой является сабля, возможно степного (хазарского?) происхождения. Из предметов снаряжения коня и всадника найдены стремя, удила, фрагмент шпоры, навершие плети, ледоходные шипы. Найдено несколько четырехшипных «чесноков», использовавшихся против вражеской конницы.
Находки предметов вооружения встречены как в слоях XI, так и в слоях XII-XIII в.в., с преобладанием в последних. Вероятно, этот факт указывает на последнюю оружейную мастерскую войск Юрия Всеволодовича и его племянников князей Василько Ростовского и Всеволода Ярославского по дороге на Сить для битвы с ордынцами в 1238г.
Характерная для городов многорядная усадебно-дворовая застройка преобладает на большей части Усть-Шексны со 2-й пол. XII века. На участках с хорошей сохранностью органики получены порубочные даты для срубов, частоколов, дощатой дворовой вымостки одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого столетий. При этом, как и в других домонгольских городах, постройки дифференцированы по назначению (жилые, производственные, хозяйственные).
Понятие города в наше время достаточно размытое. Мы называем городами и Пошехонье и Нью-Йорк, Плес и Париж. Не отличалось четкостью и разделение в 18 веке. Так, Екатерина Великая, издавая свой знаменитый указ, просто переименовала Рыбную слободу в город Рыбной.
Вот точная цитата из этого исторического документа:
«Всемилостивейше повелеваем ярославскому генерал-губернатору Мельгунову исполнить в декабре месяце сего года, равномерно и в Ярославской губернии, составя сие новое наместничество из 12 уездов, а именно: Ярославскаго, Ростовскаго, Петровскаго, Борисоглебскаго, Углицкаго, Рыбинскаго… Вследствие чего следующие селения переименовать городами: Рыбную слободу – город Рыбной, Борисоглебскую слободу – Борисоглебск, посад Мологу – Молога…» Из Указа Сенату об учреждении Ярославского наместничества от 3 августа 1777г.»
1526 г. – на «Карте Русских княжеств» она обозначена в качестве города — Ribena Slaboda при впадении Шексны в Волгу. И это всего через двадцать с небольшим лет после первого упоминания в завещании (духовной грамоте) Ивана III 1504г.! Самой Рыбной слободе ко времени попадания на карты Московии было уже почти полвека. Поскольку, вероятнее всего, она появилась между 1473 и 1485гг. в период борьбы великого московского князя со своим братом, удельным князем Андреем Большим Угличским.
В 1553г. ее посещает царь Иван Грозный: «Того же лета… поехал царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси помолиться по манастрырям …государь сел в суды в Яхроме реке, да Яхромою в Дубну, да Дубною в Волгу…да оттоле на Углечь, да оттоле на Усть-Шексны на Рыбную, да Шексною вверх к Кириллу Чудотворцу…» Упоминание в официальной Никоновской летописи двойного названия («на Усть-Шексны на Рыбную») – важнейшее доказательство преемственности поселений на двух берегах Волги в ситуации перехода населения с левого берега на правый при передаче рыбных ловель от старого поселения новому. Доказательство, которое оппоненты никак не смогли опровергнуть!
1608 г. «Многие города и крепости, отложились от него, каковы: Вологда, Галич, Романов, Молога, Рыбинск …и многие другие, граждане и поселяне собрались в числе нескольких тысяч и везде нападали врасплох на поляков и изменников русских, которые стояли за Лжедимитрия…» (Петр Петрей. О начале войн и смут в Московии).
1636-37 г.г. На «Карте России, или Московии» Исаака Массы обозначена в качестве города Riеbena Slabin при впадении Шексны в Волгу.
1670 г. Отпись по получению денег по заемной кабале князем И. Ухтомским от Рыбной слободы посадских людей. Статус посадских людей имели только горожане.
1679г. Указная грамота царя Федора Алексеевича Рыбнослободскому воеводе. Воеводы в семнадцатом столетии назначались либо в город, либо в пограничную крепость, понятно, что Рыбную слободу вряд ли можно относить ко второй категории.
1723-1724гг. Упоминание в документах Рыбнослободского магистрата.
1725г. Дарование Рыбной слободе «городовой печати» и учреждение ратуши.
Впервые гипотезу о почти тысячелетней истории города выдвинул философ, публицист, краевед Алексей Золотарев почти сто лет назад.
«Впервые Рыбинск, как населенное место, упоминается еще в нашей начальной летописи в 1071 году под именем погоста Усть-Шексны. Здесь завершилась драма восстания в Ростовской земле <…> Волхвы были задержаны в Белозерске Яном Вышатичем, который повез было их на суд к Черниговскому князю Святославу, но по дороге, как раз на устье Шексны выдал волхвов на самосуд. Уже это… сказание характерно для истории города Рыбинска одной своей чертою: Усть-Шексна выступает здесь как торговый поселок, занимавшийся рыболовством и извозом. Этот характер… занятия жителей, как и само название Усть-Шексна, сохраняется за Рыбинском в продолжение всего удельного периода нашей истории и в первые века собирательства Русской земли Московским правительством» («Путеводитель-справочник по Рыбинску», 1928г., С.7)
Первое издание путеводителя-справочника по Рыбинск вышло в 1928-м году, отсутствие указания авторов путеводителя было связано с тем, что они называли свой труд «прежде всего коллективным». Достоверно известно, что в подготовке текстов принимал участие Алексей Золотарев.
С начала 90-х годов Институт археологии РАН внимательно следит за работой Рыбинской археологической экспедиции. Результаты раскопок неоднократно докладывались ее руководителями Ириной и Александром Рыкуновыми на заседании Отдела средневековой археологии ИА РАН, семинарах и конференциях различного уровня, в том числе и международных.
Высокий методический уровень раскопок, проводимых по открытым листам, выдаваемых ИА РАН руководителям экспедиции, делает убедительными их основные выводы по интерпретации раскопок поселения Усть-Шексна. Комплекс ранних вещевых находок датируют возникновение поселения в устье Шексны периодом не позднее начала XI века.
Результаты раскопок по обоим берегам Волги позволяют сделать заключение о том, что поселение Усть-Шексна XI-XV в.в. является историческим предшественником Рыбной слободы XVI-XVIII в.в.
А богатая коллекция вещевых находок XII-XIII вв.-периода расцвета Усть-Шексны, раскопанные части усадеб и ремесленные комплексы ставят ее в один ряд с крупными ремесленными центрами Древней Руси, известными по летописным данным. Такое заключение Институт археологии РАН сделал еще в марте 2018 года.
Совокупность исследованных фактов позволило Российской академии наук в 2019 году сделать вывод о том, что именно XI век является временем рождения Рыбинска. А наличие летописной записи делает эту дате более конкретной – 1071 год.
— К сожалению, наши оппоненты политизируют тему, пытаясь всеми силами убедить рыбинцев, что город не имеют древней истории, — говорит Леонид Иванов. – Но как вы видите, версия рождения Рыбинска – это не версия Иванова или Рыкунова, и уж тем более не версия администрации. Это итог исследования письменных источников, начатых еще столетие назад Рыбинским научным обществом во главе с А.А.Золотаревым, подтвержденный практическими результатами тридцатилетней работы рыбинских археологов. Я не утверждаю, что эти исследования исчерпывающие. Их надо продолжать – и на Усть-Шексне, и в историческом центре на месте Рыбной слободы, и в архивах. Но уже сейчас РАН подтверждает: на территории современного Рыбинска с XI века существовал торгово-ремесленный центр с административными функциями, имевший в последующие века городской характер. И связь его с Рыбной слободой, а позже – с Рыбинском, неразрывна и доказана.
Статьи по теме:
Ершов А. Н. проинформировал о наличии письма от 12.10.2020 г. из отдела по истории и филологии РАН, опровергающего версию о 950-летнем юбилее ГОРОДА Рыбинска. И хватит врать людям, передергивая факты. О письме ни слова, а об обращении в суд непременно. И суть иска о распространении ложной информации Р-40 и главой администрации ГО г. Рыбинск. «Рыбинские известия» уже летом поставили точку в этом вопросе, а вот мнение академиков иное. Подробнее о письме РАН от 12.10.2020 г., пожалуйста.
Андрей Николаевич, ваше письмо ничего не опровергает, мы конечно же о нем расскажем нашим читателям.
Ещё приведите подтверждение того, что депутат Ершов А. Н. подал исковое заявление в суд по вопросу распространения не достоверной информации. Он о своём участии, как истец, в этом процессе нигде не говорил. Снова врете.
А что это за иск? Где вы о нем читаете? Мы пишем об отмене праздника, а не о распространении недостоверной информации.
По мнению Л. Иванова, Золотарев — прежде всего, большевик. А кем себя считает этот известный историк (правда, только по образованию), считая всех остальных самозванцами и не профессионалами?
В сюжете канала местного рыбинского телевидения с этого мероприятия представитель общественности Борис Шестаков заявил, что археологи раскапывают в устье Шексны не Усть-Шексну, а Холопий городок на Волге, где проходила ярмарка, и который захирел и исчез в глубине веков. Откуда у него такие сведения? У него видение было что-ли или приснилось? Свои слова надо подтверждать, а не просто так делать такие заявления. Стоит Шестаков перед уважаемыми людьми и рассказывает свои сновидения. Я порылся в интернете и нашел сведения про Холопий город. Их было 2. Холопий город на Мологе и Холопий город на Волхове. Наберите в гугле и сами почитайте. И все.
На сайте газеты «Рыбинские известия» от 08.11.2020 года вышла статья Иванова Л.М. « Рыбинск-950 лет истории: от Усть-Шексны к Рыбной слободе. 11-17 века.» В разделе « Усть-Шексна в статье 1071 года. Повести временных лет» автор сделал подмену слова в тексте. Вот, что он пишет : «И повелел Янь вложить кляп в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошёл за ними. И сташа на Усть Шексны и сказал им Янь: « Что же вам теперь ваши боги молвят?» . А теперь сравним написанное с оригиналом текста « Повести временных лет» : « И повелѣ Янь вложити рубльвъ оуста има и привязати я къ оупругу, и пусти пред собою [въ] лодьѣ,и самъ по них иде. Сташа на оустьи Шексны, и рече има Янь: «Что вам бози молвять?» Это оригинальный текст Повести временных лет на древне-русском языке в летописи 1071 года. А вот этот же текст на современном русском языке. Перевод сделал Д.С. Лихачёв, доктор филологических наук, профессор, Академик АН СССР, автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы( главным образом древнерусской). « И повелел Янь вложить рубли в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: „Что же вам теперь боги молвят?» Как видим в предложении слово «оустие»( по церковно-славянскому словарю означает устье реки ) заменено словом « Усть», притом написано с большой буквы. С какой целью автор это сделал ?
По-моему, совершенно понятно, зачем. Я тоже это заметил.