Солнечные часы палят, как пушка. Лампа обеспечивает покерфейс. Чемодан прикидывается шкафом. А «Фортуна» — это не шлифмашина. В Рыбинском музее-заповеднике рассказывают «Истории забытых вещей».
Наших предков окружали удивительные вещи, аппараты и механизмы. Вернее, это для нас они удивительные, а двести-триста лет назад были совершенно обычными. Однако научно-технический прогресс и индустриализация вытеснили их из обихода. Рыбинские музейщики заглянули в фонды и вынесли оттуда на всеобщее обозрение старинные предметы, о назначении которых сейчас догадается только человек с богатой фантазией.
Старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Наталья Гарасева подводит к подозрительно маленькому шкафу. Деревянный, обитый кожей, высотой где-то метр двадцать и, наверняка, тяжеленный. Это дорожный чемодан. Для богатых господ такой увесистый багаж таскала прислуга.
— В XIX — начале ХХ столетия путешествия были долгими, и состоятельные люди старались взять с собой как можно больше вещей, которые бы сделали комфортным их дорожный быт. Этот чемодан-трансформер мог превращаться в удобный гардероб с ящиками, кронштейном для вешалок, где платье не мялось, — рассказывает куратор выставки.
В дорожном чемодане перевозили одежду, обувь, нижнее белье, бытовые мелочи — все что угодно, кроме драгоценностей, ассигнаций, документов. Для этого прадеды придумали специальные денежные шкатулки. С виду — милый ларец с вензелями, по факту — серьезный металлический сейф, сработанный мастерами из Лыскова Нижегородской губернии. Настоящий мастхэв для путешественника со средствами.
— Замки на денежных шкатулках были очень надежные — до двадцати язычков в механизме, так что подобрать ключ было практически невозможно, — продолжает хранитель. — Для проверки шкатулки даже бросали в огонь — содержимое должно было остаться в целости и сохранности.
А вот канделябр из золоченой бронзы с зеленым непрозрачным абажуром. Это теперь лампа-бульотка вызывает вопросы, а в конце XVIII — первой половине XIX века была знакома многим в российском обществе. Подобные светильники были свидетелями многих драм, разыгравшихся за карточным столом.
— Лампы-бульотки использовались для карточной игры бульот, которая требовала хитрости и быстроты реакции. Их устанавливали в центре стола. Абажур располагался на такой высоте, что тень от него падала на лица игроков и скрывала их эмоции, а руки и карты при этом были ярко освещены, — объясняет Наталья Гарасева.
Бульотка из коллекции рыбинского музея успела сняться в кино — в 1964 году она побывала на «Мосфильме» как реквизит для «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Как и бронзовые солнечные часы первой половины XIX века, привезенный из усадьбы Борисоглеб Мусиных-Пушкиных. Не удивительно, что необычный предмет привлек киношников.
— На солнечных часах установлены линза и пушка. В прорези находился запал. В определенный час солнечный луч, пройдя через линзу, попадал туда, и пушка производила выстрел, — говорит куратор выставки.
Дореволюционные развлечения тоже кажутся довольно непривычными. Это сейчас и музыка, и видео помещаются в одном смартфоне. А в эпоху первых паровых двигателей музыкальные аппараты представляли собой массивные ящики, впрочем, не лишенные очарования. Например, «Фортуна», произведенная в Лейпциге, была украшена яркой картинкой с мифологическими сиренами на волнах, а ее репертуар не ограничивался одной мелодией. По настроению можно было менять металлические пластинки с разными композициями. Покрутил ручку, завел пружину — и наслаждаешься.
— Их слушали в трактирах и других общественных заведениях, — поясняет Наталья Гарасева.
Электрический лечебный аппарат — еще одна любопытная вещица рубежа веков. Устройство американского производства било всех желающих током, причем не бесплатно. «Примите толчок и улыбайтесь! Опустите монету в отверстие, возьмите оба рычага в руки, нажимайте правой рукой вниз, постепенно увеличивая ток до возможности терпения», — гласит инструкция на богато декорированном корпусе. Испробовать на себе «целебное свойство» электричества рыбинцы могли в праздничные дни во время ярмарок, где хозяин аппарата подзарабатывал на тяге обывателей к прогрессу.
Настоящими шоу для простого люда были народные чтения с использованием так называемого волшебного фонаря. Идеологи народного просвещения следовали педагогической формуле: ученье с развлечением.
Волшебный фонарь проецировал изображение на стену, источником света выступала свеча или газовая горелка. В оптическом аппарате использовались цветные слайды: экзотические географические объекты, виды городов, иллюстрации к литературным произведениям, например к сочинениям Некрасова, Пушкина, Крылова, портреты писателей.
— В XIX веке народные чтения для крестьян были очень популярны, — отмечает куратор выставки.
Со временем волшебные фонари, как и многие другие аппараты из прошлого, вышли употребления и сохранились только в виде музейных экспонатов. На выставке более сотни загадок для пытливых современников. Разгадывать их сподручнее с экскурсоводом — слишком уж непонятными бывают назначение и механизмы действия раритетов.
А для тех, кто желает поностальгировать по быту ушедших эпох, музейщики подготовили еще одну экспозицию. В соседнем зале с «Забытыми вещами» демонстрируют «Дамские штучки». Акцент здесь сделан на ретро аксессуары: сумочки, шляпки, украшения, предметы рукоделия от XIX столетия до 60-х годов века ХХ-го.